Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф08-1837/18 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2017 г. |
дело N А32-37195/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 01.10.2017 Кравченко В.Д.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Натальи Ивановны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 по делу N А32-37195/2017 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Натальи Ивановны, заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Северский район, принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасова Наталья Ивановна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (далее - администрация, заинтересованное лицо), выраженных в отказе Гредасовой Н.И. в подготовке и выдаче разрешения на строительство гаражей для сельскохозяйственной техники, изложенном в письме N 295-А от 08.06.2017 г., а также обязани Администрацию муниципального образования Северский район подготовить и выдать разрешение на строительство гаража для сельскохозяйственной техники на земельном участке площадью 251006 кв.м., с кадастровым номером 23:26:0701005:0002, расположенном по адресу: Краснодарский край, Северский район, х.Пороно-Покровский, принадлежащем на праве собственности Гредасовой Н.И.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасова Наталья Ивановна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ заинтересованного лица не мотивирован, в нем не указаны причины отказа в выдаче разрешения на строительство, чем нарушен подпункт 3 пункт 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительные доказательства, а именно копию технического заключения N 12-845 без даты.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Гредасова Н.И. является главой КФХ и имеет в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского хозяйства, площадью 251006 кв.м., кадастровый номер 23:26:0701005:0002, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, х.Пороно-Покровский.
01 июня 2017 года Гредасова Н.И. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Северский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство гаража для сельскохозяйственной техники, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе проектную документацию планируемого к возведению здания и схему планировочной организации земельного участка.
Письмом от 08.06.2017 исх. N 295-А заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство по изложенным основаниям.
В частности, заинтересованное лицо ссылается на правила землепользования и застройки Львовского сельского поселения Северского района, утвержденные решением Совета муниципального образования Северский район от 29.11.2016 N 134, согласно которым земельный участок заявителя расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются (земли сельскохозяйственного назначения).
Изложенные в отказе основания, по мнению заявителя, не соответствуют закону и нарушают ее права и охраняемые законом интересы, а также создают препятствия к осуществлению заявителем основного вида деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данные обстоятельства послужили основанием заявителям для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Разрешение на строительство, в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, глава КФХ Гредасова Н.И. обратился в Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Северский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство гаража для сельскохозяйственной техники на земельном участке площадью 251006кв.м., кадастровый номер 23:26:0701005:0002, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, х.Пороно-Покровский, принадлежащем на праве собственности заявителю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЛ 053433 от 22.10.2012 г.
Письмом администрации от 08.06.2017 N 295-А в выдаче разрешений заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что согласно действующих правил землепользования и застройки Львовского 4 сельского поселения Северский район (утв. Решением Совета мо Северский район N 134 от 29.11.2016) указанный земельный участок расположен на территории, на которые не устанавливаются градостроительные регламенты (земли сельскохозяйственного назначения). Более того, земельный участок частично расположен в охранной зоне магистрального газопровода.
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, планируемый к застройке земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения в виде границ населенного пункта, на территории крестьянско-фермерских хозяйств.
Согласно Генерального плана Львовского сельского поселения (утвержденного решением Совета Львовского сельского поселения Северского района N 240 от 14.032014) и Правил землепользования и застройки Львовского сельского поселения Северского района от 25.12.2014 N 28 (в редакции от 29.07.2017) земельный участок заявителя расположен за чертой населенного пункта и градостроительный регламент на него не установлен.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В силу пункта 2 статьи 3 названного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 74-ФЗ основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что проектируемый объект не предназначен для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также транспортировки (перевозки), хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, поэтому не может быть возведен на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2017 года по делу N А32-39333/2016.
Фактически заявитель планирует использовать земельный участок для промышленных или коммерческих целей. Кроме того, эксплуатация гаража для специтехники и транспортных средств, не подразумевает лишь площадку для стоянки этой техники, безусловно такая эксплутация может сопровождаться текущим обслуживанием и ремонтом транспорта и техники, что может привести к ухудшению качества земли, в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя.
При таких обстоятельствах, в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не доказал, что оспариваемым отказом нарушены его прав и законные интересы, также как и не доказал несоответствие данного отказа нормам действующего законодательства.
Между тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что планируемый к возведению объект - здание площадью 150 кв.м. из металлокаркаса, не является объектом недвижимого имущества, соответственно в силу подпункта 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на его строительство разрешение не требуется, как противоречащий нормам градостроительного законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Как следует из самого заявления Главы КФХ Гредасовой Н.И., заявитель обратился в управление архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на строительство гаража для сельскохозяйственной техники на спорном земельном участке, то есть коммерческого объекта. Согласно проектной документации и представленного заявителем технического заключения, стены объекта строительства выполнены из металлокаркаса и обшиты профнастилом. Жесткость здания будет обеспечиваться в поперечном направлении работой рам с жестким защемлением колонн в фундаменте, в продольном направлении системой вертикальных связей по колоннам, то есть, объект прочно связан с землей и рассчитан на длительное его использование.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о некапитальном характере объекта строительства - гаража, также как и выводы об отсутствии разрешения на его строительство, являются преждевременными.
Между тем, указанные ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию незаконного решения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 по делу N А32-37195/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37195/2017
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасова Наталья Ивановна, Гредасова Наталья Ивановна
Ответчик: Администрация МО Северский район, Администрация муниципального образования Северский район
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11576/18
03.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13155/18
02.07.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37195/17
06.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1837/18
22.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19530/17
31.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37195/17