22 декабря 2017 г. |
Дело N А83-4679/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Денисюк М.М., при участии представителей от индивидуального предпринимателя Геращенко Александра Никифоровича - Лебедева А.В., на основании ордера от 19.12.2017 N 009384; от Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - Кривенковой Е.А., по доверенности от 22.08.2017 N1600/0222, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Геращенко Александра Никифоровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2017 года по делу N А83-4679/2017 (судья Толпыго В.И.) по заявлению индивидуального предпринимателя Геращенко Александра Никифоровича к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым об отмене постановления,
установил:
индивидуальный предприниматель Геращенко Александр Никифорович (далее - ИП Геращенко А.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 24.01.2017 N 22 "Об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, парк "Комсомольский", заключенного с СПД Геращенко Александром Никифоровичем", обязать Администрацию Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 90:14:010101:510 в порядке переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2017 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Геращенко Александра Никифоровича отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что правовой и фактической целью предпринимателя является переоформление арендных отношений, в то время как земельный участок общей площадью 77 кв.м., расположенный по адресу Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, парк "Комсомольский", предоставлялся в аренду для временного размещения и обслуживания сезонной торговой точки, в связи с чем право на аренду земли под нестационарным торговым объектом у заявителя отсутствует. Кроме того, суд указал на истечение срока действия договора, в порядке переоформления которого заявитель обратился в Администрацию.
Не согласившись с принятым решением, ИП Геращенко А.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд пришел к неверному выводу о прекращении действия договора аренды земли с 11.12.2011, основываясь на том, что дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 19.06.2012 о продлении срока действия договора не прошло государственную регистрацию, в связи с чем является незаключенным. Указанный вывод, по мнению заявителя, не соответствует закону, поскольку срок для такой регистрации законодательно не был установлен и обязанность зарегистрировать дополнительное соглашение возлагалась на орган местного самоуправления - собственника земельного участка. Кроме того, указывает, что суд не принял во внимание наличие постановления Администрации от 28.12.2015 N 1158 "О передаче в аренду земельного участка для общественного питания гр. Геращенко А.Н.", которым решено передать в аренду земельный участок сроком на 5 лет площадью 77 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:510. Полагает, что суд первой инстанции не дал оценку обстоятельствам, которые послужили основанием для принятия оспариваемого постановления.
Из представленного отзыва на апелляционную жалобу следует, что Администрация считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, полагает, что право на аренду земли под нестационарным торговым объектом у ИП Геращенко А.Н. отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней мотивам, просил ее удовлетворить, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Присутствовавший представитель заинтересованного лица выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, просила оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные статьей 270 АПК РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 29.06.2006 между Черноморским поселковым советом (арендодатель) и СПД Геращенко А.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому в аренду передается земельный участок общей площадью 77 кв.м. для временного размещения и обслуживания сезонной торговой точки (пункт 1 договора аренды).
В соответствии с пунктом 15 договора аренды земельный участок передается в аренду для временного размещения и обслуживания сезонной торговой точки.
Договор заключен сроком на пять лет (пункт 8 договора аренды). Договор аренды земельного участка вступает в силу после подписания сторонами и его государственной регистрации (пункт 41 договора).
Договор зарегистрирован в Черноморском отделе Крымского регионального филиала "Центр Государственного земельного кадастра" при Госкомземе Украины, о чем в государственном реестре земель совершена запись от 11.12.2006 N 040601800031.
Решением Черноморского поселкового совета от 02.03.2012 N 863 договор аренды земельного участка площадью 77кв.м., используемый для временного размещения и обслуживания сезонной точки торговли в парке "Комсомольский" пгт. Черноморское, возобновлен СПД Геращенко А.Н. сроком на пять лет.
19.06.2012 между Черноморским поселковым советом (арендодатель) и СПД Геращенко А.Н. (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.12.2006, согласно которому, стороны возобновили договор аренды земельного участка сроком на пять лет, на основании решения Черноморского поселкового совета от 02.03.2012 N 863.
02.12.2015 согласно кадастровой выписке N 90-02/2015-427680 земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт Черноморское, парк "Комсомольский", поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 90:14:010101:510).
В соответствии с кадастровым паспортом от 30.11.2016 N 90-02/2016-654488 на земельном участке кадастровый номер 90:14:010101:510 расположено: иное сооружение (Кафе-барбекю).
15.12.2015 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, парк "Комсомольский", в порядке переоформления прав в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Постановлением от 28.12.2015 N 1158 (в редакции постановления от 15.04.2016 N 449) Администрацией принято решение передать Геращенко А.Н. в аренду сроком на 5 лет с момента принятия решения Черноморского поселкового совета от 02.03.2012 N 863 "О возобновлении договора аренды земельного участка площадью 77 кв. м. СПД Геращенко А.Н." земельный участок площадью 77 кв.м., кадастровый номер 90:14:010101:510, категория земельного участка - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования общественное питание.
Письмом от 10.03.2016 N 08-14/498 Администрация также сообщила заявителю, что в результате рассмотрения заявления постоянно действующей комиссией по землепользованию и застройки принято положительное решение и указала, что администрация, временно, не может заключить договор аренды, так как на момент подачи заявления казна муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым не сформирована.
В последующем, предприниматель повторно обратился в Администрацию с заявлением от 08.12.2016 о перезаключении договора аренды земельного участка расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, парк "Комсомольский".
24.01.2017 Администрацией принято постановление N 22, согласно которому индивидуальному предпринимателю Геращенко А.Н. отказано в перезаключении договора аренды земельного участка от 29.06.2006 N 96 по мотивам истечения срока действия договора аренды земельного участка от 29.06.2006 N 96, отсутствием в заключенном дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка от 11.12.2006 пункта, предусматривающего возобновление договора аренды земельного участка.
Считая постановление Администрации об отказе в перезаключении договора аренды вышеуказанного земельного участка незаконным и нарушающим его права, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявления.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).
Проверяя наличие нарушенных прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как обязательного условия удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку сама по себе незаконность оспариваемого решения основанием удовлетворения требований не является, судом апелляционной инстанции не установлено нарушений таковых.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 статьи 3 устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
В соответствии со статьей 13 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, применительно к аренде переоформление прав осуществляется внесением соответствующих изменений в действующий договор аренды, а целью служит приведение его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа для обращения с заявлением о переоформлении прав, заявителем представлен договор аренды земельного участка от 29.06.2006 и дополнительное соглашение к нему от 19.06.2012.
Как указывалось выше, предметом данного договора является земельный участок общей площадью 77кв.м., предоставленный для временного размещения и обслуживания сезонной торговой точки. Согласно представленному в материалы дела паспорту временного объекта торговли от 30.05.2003, паспорту привязки от 25.06.2014 N 2014016 объект торговли - кафе с летней площадкой - представляет собой временное сооружение, то есть является нестационарным торговым объектом, что заявителем не оспаривается.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 2 Закона N 381-ФЗ стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В рассматриваемом случае земельный участок предоставлен заявителю в аренду для размещения временной торговой точки, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговой деятельности признается нестационарным торговым объектом. Расположенный на спорном земельном участке торговый объект объектом недвижимости не является.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В пункте 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Из указанного следует, что предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется.
Законом установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
То обстоятельство, что ИП Геращенко А.Н. ранее арендовал вышеуказанный земельный участок и в отношении этого земельного участка с кадастровым номером 90:14:010101:510 Администрацией было принято постановление от 28.12.29015 N 1158 (в редакции постановления от 15.04.2016 N 449) о передаче его в аренду сроком на 5 лет с момента принятия решения Черноморского поселкового совета от 02.03.2012 N 863 "О возобновлении договора аренды земельного участка площадью 77 кв. м. СПД Геращенко А.Н." в данном случае не имеет значения, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентирован иной порядок размещения нестационарных торговых объектов.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал наличия законного интереса лица, обращающегося в суд. Следовательно, отказ Администрации, изложенный в постановлении от 24.01.2017 N 22 "Об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, парк "Комсомольский", заключенного с СПД Геращенко Александром Никифоровичем", не нарушает права и законные интересы заявителя, вне зависимости от мотивов, которые были приведены в качестве оснований такого отказа.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку размещение нестационарного объекта торговли осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В рамках настоящего дела заявленные требования направлены на получение оснований владения земельным участком, но в ином порядке, а также на реализацию действий в нарушение положений статьи 10 Закона о торговой деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление администрации не нарушает юридических прав и законных интересов заявителя, а поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, не опровергают выводов суда первой инстанции и подлежат отклонению. Иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2017 года по делу N А83-4679/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Геращенко Александра Никифоровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4679/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2018 г. N Ф10-1175/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Геращенко Александр Никифорович
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ