г. Москва |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А40-87295/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.В. Майер,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РЭУ МКД"
на решение Арбитражного суда города. Москвы от 04.09.2017 по делу N А40-87295/17, принятое судьей А.Б. Поляковой (17-786),
по заявлению ООО "РЭУ МКД" (ОГРН 1077763754694)
к Гагаринской межрайонной прокуратуре ЮЗАО г. Москвы
о признании незаконным и отмене представления
при участии:
от заявителя: Новиков Е.В. дов. от 18.01.2017;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "РЭУ МКД" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене представления Гагаринской межрайонной прокуратуры ЮЗАО г. Москвы (заинтересованное лицо) от 13.02.2017 N 07-04-2017 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, противопожарного законодательства.
Решением от 04.09.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований общества.
Не согласившись с решением суда, ООО "РЭУ МКД" обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Гагаринской межрайонной прокуратуры ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.03.2013 ООО "РЭУ МКД" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 52.
В соответствии с указанным договором общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, представлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями по указанному адресу.
11.01.2017 помощником Гагаринского межрайонного прокурора ЮЗАО г. Москвы по обращению Тынчерова А.А. с привлечением сотрудников ГУ МЧС России по Москве и Мосжилинспекции по ЮЗАО проведена проверка исполнения заявителем требований жилищно-коммунального и противопожарного законодательства в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 52.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.01.2017, копия которого имеется в материалах дела, и выдано представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, противопожарного законодательства от 13.02.2017 N 07-04-2017.
Как следует из акта проверки и представления, в ходе проверки установлены нарушения заявителем требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, противопожарного законодательства, а именно:
1. в квартиру N 206 по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 52, прекращена 13.10.2016 подача электричества. Тынчеровым А.А. 13.10.2016, 14.10.2016, 15.10.2016, 17.10.2016, 19.10.2016, 20.10.2016 оставлены заявки об отсутствии электроэнергии в квартире. Электрикам управляющей организации доступ в квартиру обеспечен, вместе с тем причины отсутствия электричества по заявкам Тынчерова А.А. не установлена, меры к их устранению не приняты. Тынчеров А.А. о причинах отсутствия электричества не проинформирован.
Нарушены требования подп. "а", "и", "к", "м" п. 31, п. 9 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), а также приложения N 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170).
2. ООО "РЭУ МКД" не соблюдаются требования Федерального закона "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Так, в нарушение требований ст. ст. 3, 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" в помещениях по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 52, выявлены следующие нарушения:
- на объекте используются технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов (нарушение подп. "б" п. 23 Правил противопожарного режима);
- в подвальных и цокольных этажах зданий не допускается размещение жилых, а также производственных и складских помещений (нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п. 4.15, 5.1.4 СП 4.13130.2013);
- отверстия и зазоры, образовавшиеся в местах пересечения противопожарных преград инженерными и технологическими коммуникациями, не заделаны не горючими материалами (п. 22 Правил противопожарного режима);
- на объекте используются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (нарушение подп. "а" п. 42 Правил противопожарного режима);
- используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), не предусмотренными конструкцией светильника (нарушение подп. "г" п. 42 Правил противопожарного режима);
- допускается оставление без присмотра электронагревательных приборов включенных в электрическую сеть, а также других бытовых электроприборов, в том числе находящихся в режиме ожидания (подп. "е" п. 42 Правил противопожарного режима);
- на объекте допускается отделка стен на путях эвакуации из материалов с пожарной опасностью выше Г1, В1, Д2, Т2 (нарушение п.33 Правил противопожарного режима, ст.ст. 4, 6, табл. 27, 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. 6.25 СНиП 21-01-97*).
3. ООО "РЭУ МКД" допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), а именно:
- отслоение штукатурки/окрасочного слоя облицовки стен входов в подъездах 1-16 на лестничных маршах;
- в подъездах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 имеется неисправность приемных ковшей мусоропровода;
- в подъездах 1-16 имеется неисправность освещения лестничных маршей, а именно отсутствуют рассеиватели лампы;
неисправность во входных подъездах 1, 7, 8, 15 не плотный притвор, отсутствие уплотнительной резинки;
- использование подвального помещения не по назначению: захламление крупногабаритными предметами, строительными материалами, газовыми баллонами, в зоне расположения 8 подъезда имеются следы проживания посторонних лиц с несанкционированным подключением электрооборудования.
Полагая представление от 13.02.2017 незаконным, ООО "РЭУ МКД" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Полномочия заинтересованного лица на принятие оспариваемого представления установлены ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Нормой ч. 16 ст. 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) установлено, что обще имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
В соответствии с подп. "д" п. 10 Правил при содержании общего имущества обеспечивается постоянная готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее -Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно подп. "б" п. 11 Правил в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Подпунктами "а", "и", "к", "м" п. 31, п. 9 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме:
проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки;
проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения;
техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования;
контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
В силу приведенных правовых норм и установленных проверкой обстоятельств является обоснованным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое представление вынесено ответчиком законно и обоснованно в рамках представленные ему полномочий, факт совершения заявителем нарушений требований законодательства Российской Федерации подтвержден имеющимися в материалах дела документами.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на нормах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не принимаются судом как противоречащие требованию нормы п. 3 ч. 3 ст. 1 названного федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений не могут быть приняты судом в силу их бездоказательности, а также как противоречащие обстоятельствам, зафиксированным в акте проверки от 11.01.2017.
Доводы об отсутствии жалобы гражданина голословные, как указано в оспариваемом представлении проверка проведена по обращению гражданина.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Соответствующее требованиям нормативных правовых актов представление Гагаринской межрайонной прокуратуры ЮЗАО г. Москвы не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2017 по делу N А40-87295/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87295/2017
Истец: ООО РЭУ МКД
Ответчик: Гагаринская межрайонная прокуратура ЮЗАО г. Москвы