г. Самара |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А55-13503/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы - публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Фролова И.А. (доверенность от 19.01.2017),
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - представитель - Юдаков А.А. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-13503/2017 (судья Стуликова Н.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", г. Самара, (ОГРН 1026300892529, ИНН 6314012801),
к публичному акционерному обществу "Т Плюс", г. Самара, (ОГРН 105631500350, ИНН 6315376946),
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара",
о взыскании 12 924 822 руб. 85 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" о взыскании задолженности за март 2017 года в сумме 12 924 822 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-13503/2017 с публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" взыскана задолженность в сумме 12 924 822 руб. 85 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 87 624 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 05 декабря 2013 между обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (Газораспределительная организация, ГРО) и окрытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания (в настоящее время - ПАО "Т Плюс") (Потребитель (Конечный потребитель)) был заключен договор N 00/9032-2014/7000-FA070/02-002/0001-2014 на транспортировку природного газа сроком действия с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.
Дополнительным соглашением от 01.12.2014 г. срок действия указанного договора продлен на период с 01.01.2015 г. по 31.12.2019 г. (включительно), а по расчетам - до полного их завершения (копия договора с приложениями, дополнительными соглашениями прилагается).
В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора, ГРО обязуется оказывать Потребителю (Конечному потребителю) услуги по транспортировке газа, приобретаемого последним у поставщиков газа на основании заключенных между ними договоров поставки, по распределительным газопроводам ГРО, находящимся у нее на праве собственности или на ином законном основании, а Потребитель (Конечный потребитель) - принять и оплатить оказанные услуги.
В марте 2017 года истцом были оказаны ответчику услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на общую сумму 299 555 935,26 руб.
Указанные услуги были оплачены ответчиком частично на сумму 286 631 112,41 руб.
Таким образом, в настоящее время у ПАО "Т Плюс" имеется перед ООО "СВГК" задолженность за оказанные услуги в сумме 12 924 822,85 руб.
Объем и стоимость оказанных услуг подтверждаются следующими отчетными документами, подписанными со стороны истца и ответчика (с особым мнением).
Сводный акт о количестве транспортированного газа за март 2017 года - б/н от 31.03.2017, акт выполненных работ по транспортировке природного газа N 30/УГ0000010492 от 31.03.2017, стоимость услуг согласно акту выполненных работ-299555935 руб. 26 коп., оплата (особое мнение) - 286 631 112,41 руб.
Как следует из особого мнения ПАО "Т Плюс" не оспаривает общий объем транспортированного ему газа по всем точкам подключения (458 294 тыс. куб.м. в марте 2017 г.), однако считает, что часть объема газа, транспортированного на объекты (точки подключения) "Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495)", "ПОК, ул. Клиническая, 160", подлежит оплате ООО "СВГК" по тарифу на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (97,48 руб./1000 куб.м), а не по тарифу на транспортировку до конечных потребителей (по объекту "Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495)" тарифная ставка в спорный период с учетом специальной надбавки для финансирования программы газификации составляет 549,49 руб./ЮОО куб.м; по объекту "ПОК, ул. Клиническая, 160"- 569,63 руб./1000 куб.м).
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 309, 310, 424, 541, 544, 779, 781, 548, 539 обосновано удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
В силу ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
При этом суд первой инстанции обосновано отметил, что особое мнение ответчика является несостоятельным и противоречит действующему тарифно-балансовому решению, утвержденному Федеральной службой по тарифам, и условиям заключенного договора ввиду следующего.
Согласно пункту 4.1. договора, оплата услуг по транспортировке газа по сетям ГРО производится исходя из тарифов, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и специальной надбавки для финансирования программы газификации, утверждаемой приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Стоимость услуг ГРО по транспортировке газа определяется путем умножения объема транспортированного газа Потребителю (Конечному потребителю) в точке подключения на тариф на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы Потребителя (Конечного потребителя) по точке подключения и специальную надбавку для финансирования программы газификации для всех групп Потребителей (Конечных потребителей) газа (кроме того НДС).
При изменении уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) принципов регулирования и расчета тарифов, тарифных ставок на услуги по транспортировке газа новая тарифная ставка, определенная в установленном порядке, применяется сторонами со дня изменения без предварительного согласования с Потребителем (Конечным потребителем) газа.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "СВГК" на территории Самарской области, дифференцированные по объемным группам потребителей (в рублях за 1 000 куб.м транспортированного газа), установлены в соответствии с приложением N 3 к приказу ФСТ России от 21.04.2015 г. N 98-э/З.
Размер специальной надбавки к тарифам на услуги ООО "СВГК" по транспортировке газа установлен в соответствии с приложением к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.04.2015 г. N 84.
В соответствии с заявкой ПАО "Т Плюс" на транспортировку газа в 2017-м году, объект (точка подключения) "Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495)" относится к 1-й объемной группе (договорный объем потребления газа свыше 500 млн. куб.м/год), объект (точка подключения) "ПОК, ул. Клиническая, 160" - ко 2-й объемной группе (договорный объем потребления газа от 100 до 500 млн, куб.м/год).
Тарифные ставки на услуги ООО "СВГК" по транспортировке газа на указанные объекты (без учета НДС), действующие в спорный период, определялись следующим образом: объект (точка подключения) Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495), тариф на услуги по транспортировке газа согласно приказу ФСТ России от 21.04.2015 N 98-э/3 (руб./1000 куб.м) - 427, 17, специальная надбавка к тарифу согласно приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 07.04.2015 N 84 (руб./1000 куб.м) - 122, 32, тарифная ставка на услуги по транспортировке газа (руб./1000 куб.м) - 549,49, объект (точка подключения) ПОК, ул. Клиническая, 160, тариф на услуги по транспортировке газа согласно приказу ФСТ России от 21.04.2015 N 98-э/3 (руб./1000 куб.м) - 447, 31, специальная надбавка к тарифу согласно приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 07.04.2015 N 84 (руб./1000 куб.м) - 122, 32, тарифная ставка на услуги по транспортировке газа (руб./1000 куб.м) - 569,63.
Указанные тарифные ставки, определенные в соответствии с установленными для ООО "СВГК" и действующими в спорный период ценами (тарифами) на услуги по транспортировку газа, подлежат применению при определении цены оказанных услуг в соответствии с условиями заключенного договора и требованиями действующего законодательства.
Согласно условиям договора, ООО "СВГК" не оказывает ПАО "Т Плюс" услуги по транспортировке газа в транзитном потоке, соответственно, установленный для ООО "СВГК" тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (97,48 руб./1000 куб.м) в данном случае применению не подлежит.
Источником газоснабжения объектов ПАО "Т Плюс", расположенных в г. Самаре (в т.ч. "Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495)", "ПОК, ул. Клиническая, 160"), являются три газораспределительные станции - ГРС-2, ГРС-16(п.156), ГРС-18. От ГРС-16(п.156) и от ГРС-18 газ подается в газораспределительные сети ООО "Газпром газораспределение Самара", откуда в транзитном потоке транспортируется в газораспределительные сети ООО "СВГК" и далее по сетям ООО "СВГК" - на объекты конечных потребителей, в т.ч. Ответчика; от ГРС-2 газ подается потребителям напрямую посредством газораспределительных сетей ООО "СВГК".
Соответственно, транспортировка газа на указанные объекты осуществляется по сетям двух газораспределительных организаций - ООО "СВГК" (основной транспортировщик) и ООО "Газпром газораспределение Самара" (транзитный транспортировщик).
При этом, ООО "Газпром газораспределение Самара" не имеет утвержденного основного тарифа на услуги по транспортировке газа для потребителей с договорным объемом потребления газа от 100 до 500 млн. куб.м/год и свыше 500 млн. куб.м/год, к которым относятся объекты ПАО "Т Плюс" (в т.ч. "Самарская ТЭЦ (ПУ-2, К. Маркса, 495)", "ПОК, ул. Клиническая, 160"), поскольку основным транспортировщиком газа для этих объектов, в соответствии с действующим тарифно-балансовым решением, является ООО "СВГК.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Согласно Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II настоящих Основных положений (подп. "г" пункта 4; подп. "г" пункта 7 Основных положений).
Регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 10 Основных положений).
В настоящее время Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания) утверждены Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительной организации (далее - ГРО) до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку). В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний, на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф Ттр (далее - транзитный тариф).
Тарифы на услуги ООО "СВГК" по транспортировке газа на территории Самарской области утверждены в соответствии с приложением N 3 к приказу Федеральной службы по тарифам России от 21.04.2015 г. N 98-э/3.
В соответствии с данным приказом, на услуги ООО "СВГК" по транспортировке газа на территории Самарской области утверждены тарифы на транспортировку для всех групп конечных потребителей, в том числе для группы "население", а также отдельный тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (транзитный тариф).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
В настоящее время такая методика утверждена Приказом Федеральной службы по тарифам России от 21.06.2011 г. N 154-э/4 "Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии с пунктом 3 Методики, специальные надбавки устанавливаются к тарифам на транспортировку газа для конечных потребителей.
Специальные надбавки не устанавливаются к тарифам на транспортировку газа в транзитном потоке. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации специальные надбавки также могут не устанавливаться к тарифам на транспортировку газа для населения.
Размер специальной надбавки к тарифам на услуги ООО "СВГК" по транспортировке газа для всех групп конечных потребителей (за исключением населения) установлен в соответствии с приложением к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.04.2015 N 84.
Истец при определении размера тарифных ставок на услуги по транспортировке газа, указанных в проекте (оферте) спорного дополнительного соглашения, использует тарифы на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированные по группам конечных потребителей, а также специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа.
При рассмотрении Арбитражным судом Самарской области дела N А55-2164/2017 по исковому заявлению ООО "СВГК" к ПАО "Т Плюс" об определении условий дополнительного соглашения от 01.12.2016 года к договору на транспортировку природного газа N 00/9032-2014/7000-FА070/02-002/0001-2014 от 05.12.2013 привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФАС России в своем ходатайстве от 13.04.2017 N 09/24806/17 пояснило, что исходя из приказов ФСТ России от 21.04.2015 N98-э/3, от 29.05.2015 N 193-э/6 об утверждении тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям ООО "СВГК" на территории Самарской области для 1-й и 2-й групп конечных потребителей и не утверждении соответствующего тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара" на территории Самарской области в связи с отсутствием в зоне обслуживания данной ГРО потребителей 1-й и 2-й групп, и в случаях, когда транспортировка газа на объекты, относящиеся к 1-й и 2-й группам конечных потребителей, осуществляется по газораспределительным сетям двух газораспределительных организаций- ООО "СВГК" и ООО "Газпром газораспределение Самара", оплата услуг ООО "СВГК" по транспортировке газа должна производиться исходя из утвержденных для данной ГРО тарифов на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированных по группам конечных потребителей; оплата услуг ООО "Газпром газораспределение Самара" по транспортировке газа в транзитном потоке должна производиться исходя из утвержденного для данной ГРО транзитного тарифа.
Данное тарифное решение может быть пересмотрено только федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в установленном порядке.
Ссылка ответчика на положения пункта 52 Методических указаний, согласно которым в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу, судом отклоняется, поскольку указанные положения подлежат применению в случаях, когда транспортировка газа конечному потребителю осуществляется по сетям двух и более газораспределительных организаций, для которых тарифным органом утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа.
Между тем, в рассматриваемом случае тарифы на транспортировку до конечных потребителей 1-й и 2-й групп, к которым относятся все точки подключения ответчика, утверждены только для одной газораспределительной организации - ООО "СВГК".
При этом суд первой инстанции верно отметил, что несогласие ответчика с порядком распределения истцом объемов транспортированного газа по ГРС, питающим закольцованную систему газопроводов г. Самары (с отнесением того или иного объема транспортированного ответчику газа на ГРС-2, ГРС-16 либо ГРС-18), не свидетельствует о неправильном определении истцом стоимости оказанных услуг по договору, поскольку стоимость услуг истца по транспортировке газа подлежит определению исходя из установленных для истца тарифов на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированных по группам конечных потребителей, и специальной надбавки для финансирования программы газификации, вне зависимости от того, с какой из питающих ГРС газ поступает в сети ООО "СВГК" для транспортировки на объекты ПАО "Т Плюс".
В соответствии с пунктом 4.2. договора, окончательный расчет за услуги по транспортировке газа производится Потребителем (Конечным потребителем) ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем транспортировки газа.
Таким образом, с учетом выходных и праздничных дней, окончательный расчет за март 2017 года должен был быть произведен ответчиком не позднее 25.04.2017.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что действующим гражданским законодательством Российской Федерации установлен принцип возмездного перехода ценностей в гражданском обороте между хозяйствующими субъектами, согласно которому оказывающий услуги исполнитель вправе рассчитывать на встречное исполнение со стороны заказчика в виде оплаты стоимости оказанных услуг своевременно.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию задолженность за март 2017 года в сумме 12 924 822 руб. 85 коп.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-13503/2017, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2017 года по делу N А55-13503/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13503/2017
Истец: ООО "Средневолжская газовая компания"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: ООО "Газпром Газораспределение Самара"