г. Томск |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А27-12069/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 октября 2017 г. по делу N А27-12069/2017 (судья Власов В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирская Горно- Металлургическая компания" (ОГРН 1064220012350, ИНН 4220031509, 654000, ул. Кутузова, 37 А, г. Новокузнецк, Кемеровская область)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650000, ул. Дзержинского, 4 А, г. Кемерово)
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (654041, пр. Бардина, д.14, г. Новокузнецк)
о признании недействительными решений от 24.03.2017 N 3 осс/р, N 3 осс/в, N 3 н/с в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирская Горно - Металлургическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - Фонд социального страхования) о признании частично недействительными решений от 24.03.2017 N 3 осс/р, N 3 осс/в, N 3 н/с.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области.
Решением от 10.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что расходы, произведенные страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности как произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, не могут быть возмещены за счет средств Фонда социального страхования.
Иностранные граждане, в том числе высококвалифицированные специалисты, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, выплаты, производимые в их пользу, облагаются страховыми взносами в Фонд социального страхования.
Сумма непринятых к зачету расходов включается в базу для начисления страховых взносов как сумма выплат в пользу работников и учитывается при расчете недоимки и пени.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от третьего лица не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная документальная проверка общества по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 17.02.2017 N 10000003 осс/р и принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 24.03.2017 N 3 осс/р на общую сумму 3 538 рублей 76 копеек.
Фондом социального страхования проведена выездная документальная проверка общества по вопросу начисления, уплаты взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проведенной документальной выездной проверки составлен акт от 17.02.2017 N 10000003 осс/в и принято решение о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации от 17.02.2017 N3осс/в.
Решением Фонда социального страхования общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212- ФЗ) в виде штрафа в размере 3 645 рублей 93 копейки, предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 18 229 рублей 67 копеек, штраф в сумме 3 645 рублей 93 копейки, пени в сумме 643 рубля 33 копейки.
Фондом социального страхования проведена выездная документальная проверка общества по вопросу начисления, уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 17.02.2017 N 3н/с и принято решение о привлечении общества к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.03.2017 N 3 н/с.
Решением Фонда социального страхования общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19, статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 рубль 84 копейки, предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9 рублей 22 копейки, штраф в сумме 1 рубль 84 копейки, пени в сумме 0 рублей 76 копеек.
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования в части, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности, не могут служить основанием для отказа в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведённых страхователем на выплату страхового обеспечения, и непринятию к зачету указанных расходов страхователя; Фонд, начисляя страховые взносы на выплаты по трудовому договору Моисееву О.Б., не установил статус данного работника как постоянно или временно проживающего в Российской Федерации, наличие у последнего соответствующих документов в период с 01.01.2014 по 30.06.2014, таким образом, начисление страховых взносов, штрафа и пени по вышеуказанному эпизоду необоснованно; суммы не принятых к зачету расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
Выводы суда являются правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Таким образом, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Федерального закона N 165-ФЗ).
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию (пункт 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Фондом в качестве основания для не принятия к зачету расходов в сумме 3 538 рублей 76 копеек указано внесение исправления в дату выдачи листка нетрудоспособности N 165755403233 Пригаровой О.В. в нарушение пункта 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Пунктом 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности предусмотрено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей.
Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки.
При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Плательщиком страховых взносов по указанному листку нетрудоспособности, выданным с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н, произведены расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
При этом апелляционный суд приходит к выводу о том, что нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке влечь отказ в возмещении расходов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Наступление страхового случая Фондом социального страхования документально не опровергнуто. Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования не установлено.
Основанием для принятия Фондом социального страхования решения от 24.03.2017 N 3осс/в послужило нарушение обществом статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, выразившееся в не включении в базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных в пользу своих работников.
В части заявленных обществом требований о необоснованности начисления страховых взносов вследствие занижения базы для начисления страховых взносов на выплаты, работнику по трудовому договору, в сумме 18 096 рублей, суд первой инстанции пришел к следующим выводам:
Между обществом и гражданином Казахстана Моисеевым Олегом Борисовичем заключен трудовой договор от 16.04.2012 N УК 2012/16.
По мнению Фонда социального страхования, временное пребывание работника - иностранного гражданина документально не подтверждено, а представленная копия миграционной карты Моисеева О.Б. служит подтверждением срока пребывания на территории Российской Федерации в период с 13.06.2013 по 10.09.2013.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ и части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего в проверяемом периоде, подлежат обязательному пенсионному страхованию постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации. Соответственно, выплаты, производимые в их пользу, облагаются страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года правовой режим обязательного пенсионного страхования различен и зависит от миграционного статуса гражданина.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, могут в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иметь один из следующих статусов:
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин- лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
В отношении иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, правовой режим пенсионного страхования соответствует режиму граждан Российской Федерации. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, данный режим зависит от срока трудового договора, страховые взносы уплачиваются только на страховую часть трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных лиц.
Исключением из общего правила являются временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами, за которых страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования не уплачиваются.
С 1 января 2012 года в соответствии с Соглашением от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей" упростились правила приема на работу граждан Казахстана (соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ). При этом действие Соглашения не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением деятельности гражданами Казахстана на территории Российской Федерации на основе гражданско-правовых договоров. Срок, в течение которого работник из Казахстана может не вставать на миграционный учет составляет 30 суток с даты въезда (Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Трудящийся-мигрант обязан предоставить документ, подтверждающий законность своего нахождения на территории государства трудоустройства. Поскольку граждане Казахстана въезжают на территорию Российской Федерации без визы, таким документом является миграционная карта (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Фонд, начисляя страховые взносы в сумме 18 096 рублей на выплаты по трудовому договору Моисееву О.Б., не установил статус данного работника как постоянно или временно проживающего в Российской Федерации, наличие у последнего соответствующих документов в период с 01.01.2014 по 30.06.2014.
Согласно ответу УМВД России по г. Новокузнецку от 26.09.2017 в автоматизированной системе МВД России "Центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации" имеются сведения в отношении гражданина Республики Казахстан Моисеева Олега Борисовича, рождения 01.01.1953 года:
16.01.2014 въехал на территорию Российской Федерации, КПП въезда - Новосибирск (АВИА), получил миграционную карту 0484752;
с 24.01.2014 до 15.04.2014 состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Шахтеров, 16-25;
с 21.02.2014 до 2.04.2014 состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Ильича, 10;
26.04.2014 выехал с территории Российской Федерации, КПП выезда - Шереметьево -3 (АВИА);
06.05.2014 въехал на территорию Российской Федерации, КПП въезда - Новосибирск (АВИА), получил миграционную карту N 7217747;
05.07.2014 выехал с территории Российской Федерации, КПП выезда - Домодедово (АВИА).
Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, копия миграционной карты и иные документы, подтверждающие факт пребывания гражданина Республики Казахстан Моисеева Олега Борисовича, 01 января 1953 года рождения, на территории г. Новокузнецка в 2014 году, уничтожены по окончании срока хранения, который составляет 1 год.
Таким образом, миграционный статус иностранного гражданина Фондом не установлен, вывод о размере страховых взносов, подлежащих начислению на выплаченный ему доход, основан на предположении. Оспариваемое решение по данному эпизоду незаконно.
Фонд социального страхования полагает, что занижение налогооблагаемой базы на суммы непринятых к зачету расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности привело к неполному исчислению страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, непринятые к зачету в счет страховых взносов расходы определены как недоимка по страховым взносам по обязательному социальному страхованию.
То есть основанием для начисления недоимки по страховым взносам послужил факт непринятия к зачету Фондом социального страхования расходов на обязательное социальное страхование. Одновременно на указанную сумму начислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию.
Расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет только непринятие таких расходов к зачету и их возмещение как недоимку по страховым взносам.
Суммы не принятых к зачету расходов автоматически не становятся просто выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
Не принятые к зачету расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по своей правовой природе являются недоимкой по страховым взносам.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства, законных прав и интересов общества.
Фонд, начисляя страховые взносы на не принятые к зачету расходы, фактически начисляет страховые взносы на недоимку по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что противоречит действующему законодательству (недоимка не является базой для начисления страховых взносов).
Кроме того, Законом N 212-ФЗ не установлена возможность начисления страховых взносов на суммы не принятых к зачету расходов.
Следовательно, расходы, не принятые к зачету, не могут выступать в качестве базы для исчисления страховых взносов.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя о признании недействительными решений Фонда социального страхования от 24.03.2017 N 3 осс/р "О не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 24.03.2017 N 3 осс/в "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления страховых взносов в размере 18 198 рублей 62 копеек, штрафа в размере 3 639 рублей 72 копеек, пени по страховым взносам в размере 643 рубля 33 копейки; от 24.03.2017 N 3 н/с "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" в части начисления страховых взносов в размере 7 рублей 08 копеек, штрафа в размере 1 рубль 42 копейки, пени по страховым взносам в размере 0 рублей 76 копеек.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.10.2017 года по делу N А27-12069/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N10 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12069/2017
Истец: ООО "Управляющая компания "СГМК"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10, ИФНС по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области