Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2018 г. N Ф10-974/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А68-8076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от истца - комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку (г. Тула, ОГРН 1067106038120, ИНН 7106071692) - Подосенова А.А. (доверенность от 12.12.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Тульская грибная компания" (Тульская область, Ленинский район, д. Кутепово, ОГРН 1157154024455, ИНН 7130030048) - Девяткиной Е.В. (доверенность от 15.12.2017), Лысака А.В. (директор), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2017 по делу N А68-8076/2017 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку (далее по тексту - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тульская грибная компания" (далее по тексту - общество, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 500 тысяч рублей, полученных в виде гранта по договору от 22.09.2016 N 12-г/2016.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2017 исковое требование оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком исполнена предусмотренная договором обязанность по обеспечению использования средств гранта исключительно на предусмотренные договором цели.
В апелляционной жалобе комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Тульская грибная компания" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий государственной программы Тульской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области" проведен конкурс на предоставление грантов на развитие собственного бизнеса начинающим предпринимателям "Лучшие бизнес-идеи Тульской области".
По результатам конкурса 22.09.2016 комитет и ООО "Тульская грибная компания" заключили договор N 12-г/2016 о предоставлении гранта на развитие собственного бизнеса начинающему предпринимателю-победителю областного открытого конкурса "Лучшие бизнес-идеи Тульской области".
Пунктами 1.1, 1.4 договора от 22.09.2016 N 12-г/2016 установлено, что грант предоставляется в сумме 500 000 (пятьсот тысяч) рублей из средств, поступивших из федерального бюджета.
Получатель гранта согласно пункту 2.3 договора от 22.09.2016 N 12-г/2016 обязан обеспечить целевое и эффективное использование гранта, направив полученные средства на оплату услуг по инженерно-геологическим изысканиям по договору от 11.01.2016 N 11-01-2016.
Грант в сумме 500 000 (пятьсот тысяч) рублей перечислен на расчетный счет ООО "Тульская грибная компания" платежным поручением от 18.10.2016 N 295271.
Во исполнение пункта 2.6 договора от 22.09.2016 N 12-г/2016 ООО "Тульская грибная компания" 18.11.2016 представило в комитет документы, подтверждающие целевое использование гранта, из которых следует, что платежными поручениями от 27.10.2016 N 167, от 31.10.2016 N 3 ответчик на расчетный счет ООО "Садовый питомник Кутепово" в качестве платы за услуги по инженерно-геологическим изысканиям по договору от 11.01.2016 N 11-01-2016 перечислил 500 000 рублей и 104 222 рубля, соответственно.
В подтверждение выполнения условия договора от 11.01.2016 N 11-01-2016 представлен акт от 13.04.2016 N 973.
Комитет 20.04.2017 направил ответчику уведомление N 34-01-13/1298 об устранении получателем гранта выявленных нарушений, посчитав, что ООО "Тульская грибная компания" не выполнены условия договора от 22.09.2016 N 12-г/2016 в части обеспечения целевого и эффективного использования гранта, поскольку ООО "Садовый питомник Кутепово" в период действия договора от 11.01.2016 N 11-01-2016 не являлось членом саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, допуска к инженерным изысканиям не имело.
В ответе от 02.05.2017 N 4 на указанное уведомление ООО "Тульская грибная компания" пояснило, что в рамках договора купли-продажи от 11.01.2016 N 11-01-2016 ООО "Садовый питомник Кутепово" не оказывало услуг по инженерно-геологическим изысканиям, а являлось перепродавцом услуг, оказанных ему ранее ООО "ТулаГео-Изыскания", приложив к письму копии договоров, заключенных между ООО "Садовый питомник Кутепово" и ООО "ТулаГео-Изыскания".
В соответствии с пунктами 18, 19 постановления правительства Тульской области от 20.05.2016 N 209, пунктами 3.3, 3.4 договора от 22.09.2016 N 12-г/2016 комитетом 19.05.2017 в адрес ООО "Тульская грибная компания" направлено требование N 34-01-13/1591 о возврате гранта в сумме 500 тысяч рублей в бюджет Тульской области в течение 30 календарных дней с даты получения требования.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком средства гранта в бюджет Тульской области не возвращены, комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правительство Тульской области в соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1089-ЗТО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тульской области" утверждает государственные программы (подпрограммы) Тульской области, содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, определяет уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства согласно статье 4 Закона N 1089-ЗТО относится разработка и реализация указанных государственных программ (подпрограмм).
Постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 N 23 утверждено Положение о комитете Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, подпункт 1 пункта 4 которого наделяет комитет полномочием по разработке и реализации государственных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Тульской области от 30.10.2013 N 602 утверждена государственная программа Тульской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области" (далее по тексту - государственная программа).
Проведение в 2016 году областного открытого конкурса "Лучшие бизнес-идеи Тульской области" предусмотрено пунктом 3.1.1 подпрограммы "Финансовая и информационно-инфраструктурная поддержка малого и среднего предпринимательства".
На реализацию указанного мероприятия согласно приложению N 12 к Закону Тульской области от 14.12.2015 N 2394-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" выделены средства бюджета Тульской области.
Министерство экономического развития Российской Федерации и правительство Тульской области 13.07.2016 заключили соглашение N 076-МБ-16 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в том числе на реализацию мероприятия по предоставлению грантов на развитие собственного бизнеса начинающим предпринимателям - победителям областного открытого конкурса "Лучшие бизнес-идеи Тульской области".
Во исполнение пункта 6.1.4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" 10 % полученной по данному мероприятию субсидии из средств федерального бюджета (2 150,0 тыс. рублей) направлено в бюджет муниципального образования Тульской области (г. Ефремов) для последующего предоставления грантов субъектам малого предпринимательства.
Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку согласно приложению N 12 к Закону Тульской области от 14.12.2015 N 2394-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", приложению N 12 к Закону Тульской области от 23.12.2016 N 94-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" является главным распорядителем средств бюджета области.
Комитетом в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 30.10.2013 N 602, постановлением правительства Тульской области от 20.05.2016 N 209 "Об утверждении Порядка предоставления средств бюджета Тульской области и средств, поступивших из федерального бюджета, на развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области" 27.06.2016 издан приказ N 24 "Об утверждении порядка проведения областного открытого конкурса по предоставлению грантов на развитие собственного бизнеса начинающим предпринимателям "Лучшие бизнес-идеи Тульской области" и проведен указанный конкурс.
Решением конкурсной комиссии по проведению областного открытого конкурса по предоставлению грантов на развитие собственного бизнеса начинающим предпринимателям "Лучшие бизнес-идеи Тульской области" от 09.09.2016 определены победители конкурса, по результатам которого 22.09.2016 комитет и ООО "Тульская грибная компания" заключили договор N 12-г/2016 о предоставлении гранта на развитие собственного бизнеса начинающему предпринимателю-победителю областного открытого конкурса "Лучшие бизнес-идеи Тульской области.
Обязательства в силу статей 8 и 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) возникают из договора и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что по правилам части 1 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.
Поскольку специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, то судом первой инстанции обоснованно к обязательствам, возникшим из договора от 16.11.2011 N 24, применены общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309 - 310 ГК РФ).
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в силу пункта 1 статьи 78 БК РФ предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Последствия нарушения условий субсидирования определены пунктом 3.4 заключенного сторонами договора, согласно которому в случае установления факта нарушения получателем поддержки условий, установленных при предоставлении гранта, комитет в течение 10 рабочих дней с даты установления факта нарушения направляет получателю гранта письменное уведомление, в котором указываются выявленные нарушения и срок их устранения.
Срок устранения нарушений не должен превышать 30 рабочих дней.
Получатель поддержки обязан возвратить в бюджет Тульской области полученный грант в течение 30 календарных дней с даты получения требования о возврате гранта путем перечисления денежных средств на лицевой счет комитета.
Если получатель поддержки не возвратил грант в установленный срок, то комитет осуществляет взыскание гранта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бюджетным законодательством государственному органу предоставлено право на возврат выделенных субсидий в случае нецелевого использования либо иных нарушений, установленных актами бюджетного законодательства, регламентирующего порядок и условия предоставления субсидии.
Нецелевое использование бюджетных средств, под которым понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, влечет применение бюджетных мер принуждения, в том числе взыскание субсидии в бюджет (статьи 306.2, 306.4 БК РФ).
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, бюджетным законодательством и заключенным договором комитету предоставлено право на возврат выделенных субсидий в случае несоблюдения условий субсидий, а также нецелевого их использования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что исходя из условий договора, целью субсидирования является направление средств гранта на оплату услуг по инженерно-геологическим изысканиям по договору от 11.01.2016 N 11-01-2016.
Признавая ошибочной позицию комитета о нецелевом использовании ООО "Тульская грибная компания" средств гранта со ссылкой на то, что ООО "Садовый питомник Кутепово" не могло оказать услуги на инженерно-геологические изыскания, поскольку оно не является членом СРО, имеющим лицензию и допуски к определенным видам работ, в частности, к инженерно-геологическим изысканиям, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Тульская грибная компания" и ООО "Садовый питомник Кутепово" 11.01.2016 заключили договор купли-продажи N 11-01-2016, по условиям которого ООО "Садовый питомник Кутепово" продало ответчику услуги по инженерно-геологическим изысканиям.
Стоимость услуг составила 512 052 рубля 54 копейки (без НДС).
В свою очередь, ООО "Садовый питомник Кутепово" с ООО "ТулаГео-Изыскания" 19.08.2015 заключило договоры N 55 и 56 на проведение инженерно-геологических изысканий по объектам - ферма по выращиванию шампиньонов в Ленинском районе Тульской области (земельный участок с кадастровым номером 71:14:010101:900, д. Кутепово Ленинского района Тульской области), компостное производство в Плавском районе (земельный участок с кадастровым номером 71:17:020801:63, МО Молочно-Дворское Плавского района Тульской области).
Указанные земельные участки принадлежали ООО "Садовый питомник Кутепово" на праве аренды.
По договорам аренды от 02.10.2015 N 02-10-2015 и от 05.10.2015 арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 71:14:010101:900 и 71:17:020801:63 стало являться ООО "Тульская грибная компания".
Судом установлено, что на момент принятия ответчиком в аренду указанных выше земельных участков в отношении них предыдущим арендатором - ООО "Садовый питомник Кутепово" проведены соответствующие инженерно-геологические изыскания.
Инженерно-геологические изыскания проведены ООО "ТулаГео-Изыскания" - организацией, имеющей специальное разрешение и допуски к данному виду работ.
ООО "Тульская грибная компания" приобрело по договору купли-продажи от 11.01.2016 оказанные ООО "ТулаГео-Изыскания" бывшему арендатору услуги.
Результат инженерно-геологических изысканий передан ООО "Садовый питомник Кутепово" ООО "Тульская грибная компания" по акту передачи от 13.04.2016.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, проектная документация может являться товаром и, следовательно, объектом купли-продажи.
В рассматриваемом случае проектная документация обоснованно судом первой инстанции расценена как вещественное оформление результата выполненных работ, как объект торговой операции, как товар.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что на дату рассмотрения комитетом поданных на конкурс заявок договор от 11.01.2016 N 11-01-2016 был уже заключен.
В договоре от 22.09.2016 N 12-г/2016 о предоставлении гранта на развитие собственного бизнеса начинающему предпринимателю, заключенном комитетом с ООО "Тульская грибная компания", в пункте 2.3 договора имеется ссылка на договор от 11.01.2016 N 11-01-2016.
Претензий к указанному в пункте 2.3 договору у комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку не имелось.
Как справедливо указано судом первой инстанции, комитетом приняты представленные 18.11.2016 ООО "Тульская грибная компания" документы, подтверждающие целевое использование гранта.
Каких-либо замечаний и претензий в отношении указанных документов у комитета не имелось.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что результаты инженерно-геологических изысканий, оказанных ООО "ТулаГео-Изыскания" и приобретенных ответчиком у ООО "Садовый питомник Кутепово", использовались при реализации Проекта создания производства шампиньонов в Тульской области.
В положительных заключениях экспертизы по объектам капитального строительства: завод по производству шампиньонов и цех по производству грибного субстрата (компоста) имеются сведения об осуществлении инженерных изысканий ООО "ТулаГео-Изыскания" со ссылкой на договоры от 19.08.2015 N 55 и 56.
Именно ООО "Тульская грибная компания" с использованием спорных инженерно-геологических изысканий получило разрешение на строительство на объекты компостного производства в Плавском районе и завод по выращиванию шампиньонов в Ленинском районе, то есть бизнес-план "Проект создания производства шампиньонов в Тульской области ООО "Тульская грибная компания" ответчиком реализован.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что представленным в составе конкурсной заявки бизнес-планом предусмотрено как строительство комплекса по приготовлению компоста мощностью 60 тысяч тонн компоста в год в Плавском районе Тульской области (для обеспечения полностью компостом комплекса по производству шампиньонов), так и пуск завода по выращиванию шампиньонов, плановая мощность завода 7 500 тонн в год в Ленинском районе Тульской области.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком исполнена предусмотренная договором обязанность по обеспечению использования средств гранта исключительно на предусмотренные договором цели. Иных оснований иска не заявлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения исковые требования комитета.
Ссылка комитета в обоснование своей позиции на решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 26.07.2017, которым признано законным постановление УФК по Тульской области о привлечении ООО "Тульская грибная компания" к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, является несостоятельной, поскольку оно, исходя из положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.10.2017 по делу N А68-8076/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8076/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2018 г. N Ф10-974/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку
Ответчик: ООО "Тульская грибная компания"