Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2018 г. N Ф09-1464/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А47-9207/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Лукьяновой М.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2017 по делу N А47-9207/2016 (судья Гильмутдинов В.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Деряга А.С. (паспорт, доверенность от 17.10.2017).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Орское карьероуправление" (далее - ОАО "ОКУ", ответчик) о взыскании 8 418 руб. 12 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования (с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений; т. 2 л.д. 106, т. 3 л.д. 40-41).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.10.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 3 л.д. 51-58).
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ОКУ" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение полностью, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что из представленных ответчиком сведений о входящих звонках на телефон 28-73-70, 28-72-94 за спорный период и представленной истцом детализации исходящих звонков с телефона 49-95-06 следует, что уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку фактически ответчику истцом не передавались. Фактически уведомлений о предстоящей подаче вагонов ответчик не получал.
Податель жалобы указывает, что истцом не был соблюден порядок составления актов общей формы, предусмотренный Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) и Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Акты общей формы ГУ-23 и книги уведомлений ГУ-2 содержат недостоверные сведения, а именно: время звонков и номера телефонов по детализации не совпадают со временем звонков и телефонами по книге уведомлений ГУ-2.
Время начала простоя после уведомления, указанного в книге ГУ-2 лежит в основе всех документов, представленных в обоснование исковых требований, а именно акте общей форы, ведомости подачи и уборки вагонов и в расчете платы, в связи с чем нарушение данной процедуры уведомления, является основанием для признания актов общей формы необоснованными.
Сам по себе факт составления актов общей формы не является доказательством наличия всех существенных условий для применения штрафных санкций в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Поскольку ответчик уведомление от истца не получал, то ОАО "ОКУ" освобождается от платы за пользование путями общего пользования по аналогии со ст. 34 Устава железнодорожного транспорта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ОАО "ОКУ" своего представителя в судебное заседание не направило.
С учетом мнения представителя ОАО "РЖД" и в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ОАО "ОКУ".
До начала судебного заседания от ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ОКУ" (владелец) заключен договор от 19.01.2009 N 6/20 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" при станции Круторожино Южно-Уральской железной дороги (т. 1 л.д. 9-12).
Сторонами к договору от 19.01.2009 N 6/20 подписаны дополнительные соглашения от 30.06.2009 N1, от 18.08.2009 N2, от 30.12.2009 N 3, от 29.05.2014 N 4, от 12.08.2014 N 5, от 11.11.2014 N 6, от 21.05.2015 N 7, от 11.08.2015 N 8 (т. 1 л.д. 12 оборот-16).
В соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Круторожино Южно-Уральской железной дороги через стрелку N 23 к 8 пути станции, обслуживаемого локомотивом владельца (п. 1 договора).
Согласно п. 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Уведомление передается по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути станции Карьерная N 3, N 4, N 5, N 6 круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2. При условии нахождения вагонов до мест погрузки разрешается сдача вагонов на пути N 2 станции Карьерная, согласно п. 3.4.1 ЕТП.
В п. 7 договора указано, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Карьерная N 3, N 4, N 5, N 6, а также на путь N 2 при условии нахождения вагонов до мест погрузки, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно п. 8 договора количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 41 вагона, по весу не более 942 тонны брутто. В случае прибытия в адрес владельца и его контрагентов более 41 вагона, вторая группа подается и зачисляется по времени фактической сдачи. В случае подачи вагонов двумя локомотивами передача и зачисление производится одной группой в количестве прибывших согласно п. 3.5.12 ЕТП.
С мест погрузки и выгрузки вагоны возвращаются локомотивом владельца, на выставочные пути станции Карьерная N 3, N 4, N 5, N 6, а также на путь N 2 при условии нахождения вагонов до мест погрузки, группами не менее 20 вагонов подобранными по направлениям, сформированными в соответствии с ПТЭ, дальнейшее их продвижение осуществляется локомотивом перевозчика согласно п. 3.5.11 ЕТП (п. 9 договора).
Сроки на уборку вагонов с выставочного пути в течение 3 часов после окончания приемосдаточных операций, при наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об окончании отцепки не принятых перевозчиком вагонов, локомотивом владельца (п. 11 договора).
Согласно п. 18 (в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2015 N 7) владелец уплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет ОАО "РЖД": плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
В период 11.06.2016 по 14.06.2016 на путях станции Круторожино простаивали прибывшие в адрес ответчика вагоны в ожидании их подачи железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, о чем были составлены акты общей формы N 3/1568, N 3/1570, N 3/1571, N 3/1548, N 3/1559, N 3/1560, N 3/1539, N 3/1543, N 3/1557, N 3/1535, N 3/1541, N 3/1542, N 3/1534, N 3/1538, N 3/1540, N 3/1529, N 3/1533, N 3/1540, подписанные ответчиком с отметкой: "Не согласен" (т. 1 л.д. 23-28, 39-41, 54 оборот-58, 69 оборот- 73, 86-89, 100 оборот-104).
В подтверждение уведомления ответчика за 2 часа до планируемой подачи вагонов, истцом представлены выписки из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку по форме ГУ-2 ВЦ (т. 1 л.д. 28 оборот-36, 42-49, 59-65, 74-81, 90-96, 105-111).
Истцом в подтверждение занятости путей необщего пользования представлены памятки приемосдатчика (т. 2 л.д. 18-89, 108-144).
Ответчику была начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ОАО "ОКУ", в размере 8 418 руб. 12 коп.
Как указал истец, начало периода простоя определено по истечении двух часов с момента составления актов общей формы, то есть за вычетом времени, установленного на подачу уведомления.
Поскольку ОАО "ОКУ" допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 11.07.2016 N ЮУТЦФТОЮ-113/П с указанием начисленной платы и предложением об оплате (т. 1 л.д. 17).
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца о взыскании суммы платы за использование путей общего пользования обоснованны и документально подтверждены, соответствуют положениям действующего законодательства.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Частью 12 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что если в указанных в ч. 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (ч. 17 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта).
В соответствии со ст. 1 Устава железнодорожного транспорта настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятого в рамках оспаривания п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно п. 1.6 Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями ст. 39 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В договоре стороны согласовали, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведшей к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта установлено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
В соответствии с п. 4.6 Правил N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Согласно п. 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В силу п. 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (п. 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, представленные ОАО "РЖД" подтверждают задержку вагонов на станции Круторожино. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на промежуточных станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется подпись ответчика с отметкой "Не согласен".
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции Круторожино Южно-Уральской железной дороги представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: "по причине занятости пути необщего пользования".
Ответчик, в установленный п. 3.2.4 Правил N 45 срок, разногласия (возражения) не направил; причина простоя вагонов (занятость путей необщего пользования) ответчиком не опровергнута.
Обстоятельства, изложенные в актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам зависящим от владельца, подтверждается памятками приемосдатчика (т. 2 л.д. 18-89, 108-144), фиксирующих время завершения грузовых операций, подтверждающие занятость фронта погрузки железнодорожного пути необщего пользования, и, как следствие, отсутствие возможности подачи вагонов и их принятие ответчиком.
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Произведенный истцом расчет платы, за время нахождения вагонов, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически уведомлений о предстоящей подаче вагонов ответчик не получал, подлежит отклонению, так как истец, в связи с возникшими разногласиями относительно времени подачи уведомления о предстоящей подаче вагонов, скорректировал расчет платы. Начало периода простоя определено по истечении двух часов с момента составления актов общей формы, то есть за вычетом времени, установленного на подачу уведомления.
Указание на то, что истцом не был соблюден порядок составления актов общей формы, апелляционным судом отклоняется, так как представленные в материалы дела акты общей формы составлены в соответствии с требованиями п. 3.4 Правил N 45. В указанных документах изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления - задержка вагонов на пути общего пользования станции Круторожино по причине неприема грузополучателя - ОАО "ОКУ" порожних вагонов в виду занятости путей необщего пользования. Содержатся номера вагонов и другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведен на основании таблицы N 1 Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Довод о том, что время начала простоя после уведомления, указанного в книге ГУ-2 лежит в основе всех документов, представленных в обоснование исковых требований, а именно акте общей форы, ведомости подачи и уборки вагонов и в расчете платы, в связи с чем нарушение данной процедуры уведомления является основанием для признания актов общей формы необоснованными, судом апелляционной инстанции не принимается, так как акт общей формы составляется для удостоверения обстоятельств, которые имели место на момент его составления. То есть, при составлении актов общей формы на дату начала простоя вагонов перевозчик доказал, что пути необщего пользования были заняты вагонами, поданными для ответчика. Представитель ответчика спорные акты подписал с отметками "Не согласен", однако в установленный п. 3.2.4 Правил N 45 срок, разногласия (возражения) не направил. Подписание актов общей формы с разногласиями не может являться безусловным основанием к исключению ответственности владельца за простой вагонов на путях общего пользования.
Довод о том, что сам по себе факт составления актов общей формы не является доказательством наличия всех существенных условий для применения штрафных санкций в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, судом апелляционной инстанции не принимается.
Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонов.
Обстоятельства, изложенные в спорных актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, подтверждаются памятками приемосдатчика, их которых усматривается нарушение ответчиком технологических норм грузовых операций, препятствующие подаче новых вагонов под погрузку (т. 2 л.д. 18-89, 108-144).
Ссылка на то, что поскольку ответчик уведомление от истца не получал, то ОАО "ОКУ" освобождается от платы за пользование путями общего пользования по аналогии со ст. 34 Устава железнодорожного транспорта, подлежит отклонению, так как присутствуя при составлении акты общей формы, ответчик мог предпринять какие-либо меры по освобождению станционных путей, например предоставить заявку на переадресовку вагонов, предоставить заявку на отстой вагонов, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования других владельцев.
В спорный период времени на путях станции к подаче на пути необщего пользования простаивали вагоны в большем количестве, чем указано в договоре, что подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика на весь период задержки вагонов, а какие-либо меры ответчиком приняты не были.
В соответствии с пп. 2 п. 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, поскольку простой вагонов на путях общего пользования возник по причине занятости пути необщего пользования ранее поданными вагонами, ответчиком был нарушен технологический срок оборота вагонов, что в силу вышеуказанной нормы является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.10.2017 по делу N А47-9207/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9207/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2018 г. N Ф09-1464/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Орское карьероуправление"
Третье лицо: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1464/18
07.05.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9207/16
25.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15115/17
10.10.2017 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9207/16