г. Пермь |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А50-20887/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гладких Д. Ю.,
рассмотрел в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 2",
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 06 октября 2017 года,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Балякиной О.В.,
по делу N А50-20887/2017
по иску публичного акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 2" (ОГРН 1095918000738, ИНН 5918840549)
о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию, неустойки,
установил:
истец, публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания", обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис Плюс N 2", о взыскании 73 270 руб. 14 коп. задолженности за электрическую энергию, поставленную в период с 01 января 2017 года по 30 апреля 2017 года, 5 176 руб. 93 коп. законной неустойки на основании абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Решением от 06.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик, обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся в тому, что ответчик не приступал к исполнению обязанностей по обеспечению потребителей электроэнергией. Истец сам в силу сложившихся прямых отношений с потребителями продолжал выставлять им счета и напрямую получать оплату.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
От ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых он просит рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; привлечь к участию в деле администрацию МО "Лысьвенский городской округ" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; приобщить к материалам дела дополнительные документы (протоколы от 15.09.2015, письмо администрации от 09.11.2017, квитанции).
Судом апелляционной инстанции заявленное ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ, в удовлетворении ходатайства отказано.
В силу ч. 6, 6.1 ст. 269 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, в связи с чем дело рассмотрено по правилам, установленным для судов апелляционной инстанции.
Ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ, в его удовлетворении отказано на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Принимая во внимание, что основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает необходимым в приобщении к материалам дела дополнительных документов ответчику отказать.
Довод ответчика о том, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, необходимо было привлечь администрацию, отклоняется судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Оснований для вывода о том, что обжалуемое решение принято о правах и обязанностях администрации, не привлеченного к участию в деле, не имеется.
Обжалуемое решение не содержит выводов, непосредственно влияющих на права и обязанности администрации, непривлечение данного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доказательств наличия юридически значимых обстоятельств, позволяющих суду прийти к выводам о неправомерности предъявления рассматриваемых требований к ответчику, которые в свою очередь могут повлиять на права и обязанности администрации, ответчиком суду не представлены (ст.65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "управляющая компания Сервис Плюс N 2" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Мира, д. 73 и ул. Садовая, д. 84, на основании договора управления N 9/15 от 15.09.2015.
Судом установлено, что договор электроснабжения в отношении указанных выше многоквартирных домов между сторонами не заключен.
В результате совершения истцом в период с 01.01.2017 по 30.04.2017 действий по поставке электрической энергии на объекты, находящиеся в управлении ответчика, между сторонами сложились фактические договорные правоотношения, вытекающие из договора энергоснабжения.
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2017 по 30.04.2017 на объекты, находящиеся в управлении ответчика (многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Мира, д. 73 и ул. Садовая, д. 84), была поставлена электрическая энергия, что подтверждается материалами дела, в том числе реестрами снятия показаний счетчиков, актами электропотребления.
Электрическая энергия поставлялась на общедомовые нужды и потребление граждан.
Свои обязательства по обеспечению электроэнергией истец исполнил надлежащим образом.
На оплату оказанных услуг по поставке электроэнергии истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 73 270 руб. 14 коп., оплата которых ответчиком не была произведена, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 330, 539, 544 ГК РФ и исходил из того, что факт поставки электроэнергии подтвержден материалами дела, доказательства своевременной оплаты ответчиком не представлены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
Собственники помещений в спорных многоквартирных домах приняли решение о выборе в качестве управляющей организации домом ООО "УК СП N 2" и предусмотрели возможность платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, если собственниками помещений в многоквартирном доме такое решение принято на общем собрании, что следует из п. 5.7.1 договора управления от 15.09.2015 N 9/15.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данная статья регулирует порядок взаимоотношений между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений в случае внесения последними платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, собственникам помещений многоквартирного дома предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Из положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что фактически в ней подразумевается исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 ГК РФ).
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
При такой ситуации обязанность по исполнению обязательства по оплате в полном объеме истцу в рамках договора ресурсоснабжения сохраняется за управляющими организациями. Отношений при таком способе оплаты между потребителями и ресурсоснабжающей организацией не возникает. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Исходя из положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, статей 313, 403 ГК РФ следует, что у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать оплаты и взыскивать непосредственно с потребителей плату за коммунальные услуги. Правоотношения у ресурсоснабжающей организации возникают исключительно с управляющей организацией, и предъявлять иски о взыскании долга ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.
Следовательно, ресурсоснабжающая организация признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения непосредственно с потребителями коммунальной услуги, а значит, не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг), поскольку указанные полномочия имеет управляющая организация (кредитор в обязательстве потребителя по внесению платы).
Ссылка ответчика на отсутствие заключенного между сторонами договора энергоснабжения не освобождает его от оплаты полученной электрической энергии.
Доказательств, подтверждающих заключение между ПАО "Пермэнергосбыт" и собственниками помещений многоквартирных домов самостоятельных договоров энергоснабжения, в материалы дела ответчиком не представлено, равно как и не представлено доказательств предъявления истцом гражданам стоимости электроэнергии, потребленной непосредственно жилыми помещениями.
Согласно пункту 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 30.06.2015 года.
Договор управления N 9/15 в отношении спорных многоквартирных домов ответчиком заключен 15.09.2015, после вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Следовательно, в целях сохранения порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, собственники помещений в многоквартирном доме должны принять соответствующее решение, предусмотренное пунктом 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками многоквартирных домов принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг ПАО "Пермэнергосбыт".
Учитывая, что факт просрочки ответчиком исполнения обязательства по оплате подтвержден материалами дела, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика 5 176 руб. 93 коп. законной неустойки на основании абз. 10 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является законным и обоснованным.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2017 года по делу N А50-20887/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20887/2017
Истец: ПАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СЕРВИС ПЛЮС N2"