Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2018 г. N Ф10-1041/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А62-6102/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Заикиной Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии в Арбитражном суде Смоленской области представителей истца - Федерального государственного казенного учреждения Смоленская таможня (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Исаенкова А.А. (доверенность от 03.02.2017 N 04-50/12) и Гуськовой Е.В. (доверенность от 21.11.2016 N 04-50/99), ответчика - публичного акционерного общества "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (ОГРН 1026701427059, ИНН 6730017336) - Ким Н.Л. (доверенность от 12.12.2016 N 150) и Николаевского А.В. (доверенность от 12.12.2016 N 151), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - Гончаровой Е.Б. (доверенность от 10.11.2016 N 04-5778/ВЕ), в отсутствие остальных третьих лиц - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "МРСК Центра", акционерного общества "АтомЭнергоСбыт", администрации муниципального образования Краснинский район Смоленской области, общества с ограниченной ответственностью "РН-Энерго", надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу истца - Федерального государственного казенного учреждения Смоленская таможня на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.10.2017 по делу N А62-6102/2015 (судья Либерова Л.В.), установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение Смоленская таможня (далее - истец, Смоленская таможня) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (далее - ответчик, общество) с иском об обязании прекратить нарушение права оперативного управления путем отключения элекрообъектов от объектов энергоснабжения ЛЭП-10кВ и трансформаторной подстанции КТП-100 кВА, расположенных по адресу: Смоленская область, Краснинский район, а/д Красный-Ляды, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом принятых судом области уточнений исковых требований от 05.10.2017, т. 5, л. 47 - 48).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области были привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - теруправление), публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "МРСК Центра", акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", администрация муниципального образования Краснинский район Смоленской области, общество с ограниченной ответственностью "РН-Энерго".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, Смоленская таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих доводов истец ссылается на то, что действия ответчика об отказе отсоединения АЗС от списанных объектов энергоснабжения препятствуют ему в реализации его права, в том числе демонтажу и уничтожению списанных спорных объектов, в связи с чем являются незаконными. Указывает на то, что суд применил нормативный акт, не подлежащий применению - постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в то время как в настоящем случае необходимо было применить постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 N 484.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений ответчик указывает на то, что в условиях произведенного в установленном порядке и на законных основаниях технического присоединения Смоленская таможня обязана соблюдать законодательно установленные запреты на непрепятствование передаче электроэнергии к АЗС общества и должна учитывать их при принятии решения о списании закрепленного за истцом федерального имущества. Обращает внимание на то, что он не совершал неправомерных, противоправных действий, влекущих нарушение прав Смоленской таможни по пользованию, распоряжению электросетевым имуществом и создающих препятствия в реализации правомочий законного владельца. Считает, что постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 N 484 в настоящем случае не подлежит применению.
Указывая на то, что теруправление не принимало участие в согласовании вопроса о подключении сетей ответчика к объектам истца, третье лицо оставило обжалуемое решение на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что объекты электросетевого хозяйства в виде ЛЭП-10кВ и трансформаторной подстанции КТП-100 кВА, расположенные по адресу: Смоленская область, Краснинский район, а/д Красный - Ляды, были переданы Смоленской таможне на праве оперативного управления (распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области от 02.04.2007 N 453-р, акты приема-передачи).
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 12.03.2013 ответчиком осуществлено технологическое присоединение к спорным объектам энергоснабжения истца.
В результате проведения организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, утвержденных приказом ФТС России от 13.04.2011 N 777, произошла ликвидация отделов таможенного оформления и таможенного контроля N 1 - 7 Западного таможенного поста Смоленской таможни, в целях осуществления деятельности которых использовались спорные объекты.
С ликвидацией отделов таможенного оформления и таможенного контроля необходимость в дальнейшем использовании вышеуказанных объектов энергоснабжения отпала, в связи с чем истцом неоднократно было предложено собственнику имущества изъять спорные объекта из оперативного управления Смоленской таможни.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области в изъятии спорных объектов было отказано.
На основании заключения эксперта о физическом состоянии вышеуказанных объектов энергоснабжения от 22.11.2013 N 229 данные объекты были признаны полностью изношенными, их дальнейшее использование по назначению без проведения ремонтно-восстановительных работ невозможным, комиссией было принято решение о невозможности дальнейшего использования данных объектов с последующим их списанием.
После согласования с ФТС России решения о списании вышеуказанного имущества, комиссией подготовлены акты о списании данных объектов от 15.08.2014 и от 22.10.2014, которые утверждены начальником таможни, а вышеуказанное имущество исключено из реестра федерального имущества.
Письмом от 10.07.2014 N 31-25/14332 (т. 1, л. 46) истец уведомил ответчика о списании объектов и инженерных сетей (ВЛ-10еВ, КТП-100 кВА), расположенных по адресу Смоленская область, Краснинский район, а/д "Красный - Ляды", а также о дате планируемого отключения и демонтажа указанных сетей.
Ответчик письмом от 29.07.2014 N 2878 (т. 1, л. 47) сообщил о неправомерности действий истца со ссылкой на пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Письмом от 30.04.2015 (т. 1, л. 70) истец повторно обратился к ответчику с целью устранения препятствий для прекращения права оперативного управления на спорные объекты, их демонтажа (разбора) и уничтожения.
Письмом от 05.06.2015 N 1975 (т. 1, л. 72 - 74) ответчик сообщил о невозможности иного обеспечения электроснабжения АЗС.
Ссылаясь на то, что действия ответчика об отказе отсоединения АЗС от списанных объектов энергоснабжения препятствуют ему в реализации его права собственности, в том числе демонтажу и уничтожению списанных спорных объектов, истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика, выраженные в отказе от отключения принадлежащих ему спорных объектов от объектов электросетевого хозяйства истца, энергоснабжение которых осуществляется Смоленской таможней через переток электрической энергией, приняты в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают прав истца, а также указал на ненадлежащий способ защиты права, избранный истцом, в связи с чем в полном объеме отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 45 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Таким образом, негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия права у истца, наличия препятствий в осуществлении данного права и того обстоятельства, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества, не соединенные с лишением владения и носящие реальный характер.
Как следует из материалов дела, ответчику на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного 17.10.2005 администрацией муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, на праве собственности принадлежит автозаправочная станция N 131, назначение: нежилое, состоящая из 22 контуров, расположенная по адресу: Смоленская область, Краснинский район, а/д Красный - Ляды 16 км + 450 м (левая сторона) (повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности 67-АВ 072498 от 29.01.2014 (т. 1, л. 141).
Открытым акционерным обществом "СмоленскЭнерго" в лице филиала "Западные электрические сети" 03.09.2004 ответчику было выдано разрешение на отпуск мощности N 02/1468, из которого следует, что ответчику разрешен отпуск мощности в размере 29,73 кВт для электроснабжения КАЗС, расположенной на а/д Красный - Ляды, 17 км, нагрузка однофазная - 8,7 кВт, трехфазная - 21,03 кВт, в т. ч. 5 кВт - электронагрев через электросети ЦТУ "Смоленская таможня" с шин 10 кВ подстанции Красный.
В пункте 1 разрешения указано на необходимость получения технических условий на подключение к электросетям у владельца сетей ЦТУ "Смоленская таможня".
В соответствии с пунктом 2 разрешения согласование ФГУ Управления Государственного энергетического надзора на применение электрической энергии для электротермических процессов имеется от 02.09.2004 N 1168.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Смоленской области 26.09.2005 выдано разрешение N 1.0331 на подключение энергоустановки электроснабжения АЗС по адресу: Смоленская область, Краснинский р-н, а/д. Красный - Дуброво, в соответствии с которым управление на основании акта осмотра от 20.09.2005 N 888/XII электрической установки разрешает подключить установку электроснабжения АЗС, расположенной по адресу: Смоленская область, Краснинский р-н, а/д. Красный - Дубровно, Р=29,73 кВт, U 380/220В.
Федеральным государственным учреждением "Управление государственного надзора по Западному региону" 02.09.2004 выдано разрешение применения электронагревательных приборов.
Таможенным органом выданы технические условия на электроснабжение АЗС, размещаемой в районе автомобильного пункта пропуска "Красный" с потребляемой мощностью 30 кВА (т. 3, л. 4).
В соответствии с пунктом 3 технических условий энергоснабжение объекта предусмотрено от нижних губок основного рубильника КТП N 401, через опору ВЛЭП N 7.
Центральным таможенным управлением "Смоленская таможня" 11.05.2005 ОАО "НК Роснефть-Смоленскнефтепродукт" выдана справка N б/н о выполнении технических условий на энергоснабжение проектиуемой АЗС в районе автомобильного пункта "Красный" (16,45 км ад Красный - Дуровно) в полном объеме.
Между истцом и ответчиком составлен акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электротехнических устройств и сооружений (т. 3, л. 7), в соответствии с которым питание электроэнергией потребителя осуществляется: ВЛ 1007 "Нейково", КТП 401 АПП "Красный" по указанной в акте схеме.
Границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию между таможней и потребителем являются нижние губки главного рубильника КТП.
В соответствии со схемой на балансе и в эксплуатации Смоленской таможни находится КТП 401, на балансе и в эксплуатации потребителя находятся ВЛ-0,4 кВ от нижних губок главного рубильника КТП, ВРУ потребителя и далее электрические сети и оборудование.
Контакты главного рубильника КТП потребитель обслуживает совместно с владельцем сетей.
Потребитель допущен к оперативным работам со следующим оборудованием: автоматический выключатель АЕ 63А в цепи прибора учета потребителя.
Актом допуска в эксплуатацию электроустановки электроснабжения АЗС по а/д Красный - Дуброво Краснинского района Смоленской области от 20.09.2005 N 888/XII, утвержденным управлением по экологическому и технологическому надзору по Смоленской области, установлено, что электроустановки павильона отвечают установленным требованиям и допускаются в эксплуатацию по постоянной схеме электроснабжения.
В соответствии с соглашением N 128030/31952 об урегулировании взаимоотношений по фактически сложившимся отношениям присоединения электроустановок к электрическим сетям от 10.07.2006, заключенным между ОАО "НК" "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (владелец электроустановки) и ОАО "Смоленскэнерго" (электросетевая организация), стороны подтверждают факт технологического присоединения электроустановок "владельца электроустановок" к электрическим сетям "электросетевой организации" надлежащим образом в соответствии с действовавшим на момент присоединения законодательством. Подтверждением технологического присоединения объекта АЗС N 131, п. Красный (ПС Нейково 1007 401) признаются акты балансового разграничения по объекту.
Также 12.03.2013 между истцом и ответчиком подписан акт об осуществлении технологического присоединения от 12.03.2013 (т. 1, л. 1), который подтверждает технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергопринимающих установок) ОАО "НК" ""Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", расположенных по адресу: Смоленская область, Краснинский район, автодорога "Красный - Ляды", в соответствии с фактически сложившимися отношениями присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям
Источником питания является ПС/35/10кВ "Нейково", ВЛ-1007, КТП-401, 10/04 кВ,100 кВА.
Граница балансовой принадлежности устанавливается на нижних губах главного рубильника КТП 401, 10/0.4 Смоленской таможни.
Указанным актом стороны также подтверждают, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрической сети Смоленской таможни выполнено в соответствии с действующими правилами и нормами.
Между открытым акционерным обществом и "АтомЭнергоСбыт" (гарантирующий поставщик) и ОАО "НК" ""Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (потребитель) 01.06.2014 заключен договор энергоснабжения N 67528030 (т. 2, л. 133 - 148), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в соответствии с требованиями настоящего договора и норм действующего законодательства.
Как следует из указанного договора, одной из точек поставки является АЗС N 131 д. Ляды Красн.р-н>ПС Нейково>Фидер 1007>ТП 401 ВЕД.
Между обществом с ограниченной ответственностью "РН-Энерго" (продавец) и ответчиком (потребитель) 15.10.2014 заключен договор энергоснабжения N 2015-Э/Дх-СЛ-2001, по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Как следует из указанного договора, одним из объектов потребления является АЗС N 131.
Также 08.12.2014 между сторонами заключено соглашение, в соответствии с которым ОАО "НК" ""Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" принимает обязательства по обеспечению эксплуатации ВЛ-10 кВ и ТП-401 согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, а также возмещает расходы на потери электроэнергии ОАО "СмоленскАтомЭнергоСбыт" согласно выставляемым счетам на основании характеристик токоприемников в отпаечном участке ВЛ-10 от опоры N 74 ВЛ-1007 ПС/35/10 "Нейково" до КТП-401 и трансформаторе КТП-401 мощностью 40 кВА Смоленской таможни, находящихся по адресу: Смоленская область, Краснинский район, автодорога "Красный - Ляды".
Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до решения вопроса об определении владельца ВЛ-10 кВ и ТП-401.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.
Технические условия исполняются в сроки, установленные в них, лицом которому они выданы с целью последующего осуществления технологического присоединения и заключения договора энергоснабжения.
Как следует из материалов дела, ответчиком технические условия исполнены и технологическое присоединение осуществлено, заключен договор энергоснабжения.
Таким образом, энергопринимающие устройства ответчика для целей заключения договора с гарантирующим поставщиком имели опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства истца, в связи с чем, при списании спорного объекта необходимо учитывать требования Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (аналогичные выводы изложены в письме Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2014 N АК/41812/14 (т. 1, л. 56 - 57) и представлении прокурора Смоленской транспортной прокуратуры от 07.11.2014 N 07-04-14 (т. 1, л. 60-64)).
Порядок списания федерального имущества, находящегося на балансе таможенных органов, осуществляется на основании Порядка, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 06.03.2013 N 428 (далее - Порядок списания).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка списания решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских средств, в том числе физического или морального износа.
Подготовка и принятие решения о списании федерального имущества в ФТС России, таможенных органах, учреждениях осуществляется постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов (пункт 9 Порядка списания).
Согласно пункту 12 Порядка списания комиссия в рамках подготовки и принятия решения о списании федерального имущества: устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, ликвидация вследствие реконструкции, нарушения условий содержания и или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, в результате террористических актов, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 Порядка; подготавливает акт о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого имущества.
В акте о списании в обязательном порядке должна содержаться информация о состоянии имущества.
В соответствии с пунктом 17 Порядка списания после утверждения акта о списании федерального имущества ФТС России, таможенные органы, учреждения производят демонтаж, разборку уничтожение, утилизацию объекта; изымают из списанных основных средств пригодные узлы, детали, конструкции и материалы, драгоценные металлы, цветные металлы; производит сдачу на склад узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию; производят сдачу вторичного сырья в организацию приема вторичного сырья; производят уничтожение непригодных материалов, не подлежащих сдаче в металлолом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; составляют акт об уничтожении непригодных материалов, не подлежащих сдаче в металлолом.
В соответствии с пунктом 18 Порядка списания после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании федерального имущества, ФТС России, таможенные органы, учреждения предоставляют в месячный срок в территориальное управление Росимущества акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Письмом N 01-26/300841 Федеральной таможенной службой было согласовано списание в установленном порядке с баланса истца перечня имущества, в том числе ЛЭП 10кв, инвентарный номер 1030700122, реестровый номер федерального имущества П12670000448.
О списании спорного имущества в связи с непригодностью для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной утраты потребительских свойств (физического износа) составлены акты от 22.10.2014 N 229 и от 17.01.2014 N 8, утвержденные 15.08.2014 и 22.10.2014 соответственно (т. 1, л. 107 - 108).
Приказом Федеральной таможенной службы от 14.08.2014 N 737 числящиеся на балансе таможни основные средства, указанные в приложении к приказу, в том числе спорные объекты, списаны.
Территориальным управлением Росимущества 02.10.2014 на основании акта о списании объекта основных средств, акта технического состояния имущества от 17.01.2014 N 8, акта технического (качественного) состояния имущества в Смоленской таможне от 17.01.2014 N 8, письма ФТС от 02.07.2014 N 01-26/30841, приказа Смоленской таможни от 14.08.2014 N 737 внесена запись о прекращении права собственности Российский Федерации на спорное имущество (т. 2, л. 55).
Между тем, как следует из материалов дела, фактически спорный объект демонтирован не был, указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом обследования воздушной линии электропередачи на территории Смоленской области, Краснинского района, а/д "Красный - Ляды", электроснабжения АЗС от 22.09.2017 N 131.
Учитывая несоблюдение Смоленской таможней положений пункта 18 Порядка списания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении порядка исключения спорного имущества из реестра федеральной собственности.
Сторонами не оспаривается тот факт, что спорный объект в настоящее время функционирует.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике указано, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В пункте 118 Правил N 861 предусмотрено, что на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения названных Правил, определяющие обязанности сетевых организаций по соблюдению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
При этом переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства.
По пункту 6 Правил N 861 могут быть квалифицированы действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
Порядок и условия ограничения режима потребления установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с указанными правилами под полным ограничением режима потребления понимается ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
Материалами дела установлено, что спорный объект функционирует, ответчик подключен к спорным объектам на законном основании с разрешения собственника.
Доказательств того, что у истца имеются основания для полного ограничения режима потребления ответчика, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика, выраженные в отказе от отключения спорных объектов, в соответствии с нормами действующего законодательства не нарушают прав истца и соответствуют нормам действующего законодательства.
Схожая правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2014 по делу N А14-1529/2014.
Доводы истца о том, что действия ответчика об отказе отсоединения АЗС от списанных объектов энергоснабжения препятствуют ему в реализации его права собственности, в том числе демонтажу и уничтожению списанных спорных объектов, в связи с чем являются незаконными, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Судом области установлено и не было опровергнуто истцом, что ответчик не совершал неправомерных, противоправных действий, влекущих нарушение прав Смоленской таможни по пользованию, распоряжению электросетевым имуществом и создающих препятствия в реализации правомочий законного владельца.
Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающего оборудования АЗС к электросетям Смоленской таможни, выполненное в установленном порядке и по согласованию с ней, надлежащее выполнение режима потребления электроэнергии, а равно отказ общества в отключении, не могут являться основанием к удовлетворению предъявленного негаторного иска (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153), констатации неправомерности действий общества как нарушающих пункт 4 статьи 298 ГК РФ.
Правомочия как собственника, так и иного законного владельца (включая владение на праве оперативного управления) ограничены возможностью совершения лишь тех действий, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (статьи 209, 296, 298 ГК РФ)
Также указанные правомочия не могут реализовываться без учета общих принципов гражданского законодательства (пункты 3 и 4 статьи 1 ГК РФ, статья 10 ГК РФ).
Учитывая это, действия Смоленской таможни по предъявлению к обществу негаторного иска фактически направлены на преодоление запрета, установленного частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике" и пункта 6 Правил N 861, реализация которых приведет к нарушению прав и интересов уже общества как хозяйствующего субъекта, собственника АЗС, получателя электроэнергии.
При этом арбитражный суд верно констатировал вывод о том, что предъявляя негаторный иск к обществу, Смоленская таможня преследует цель фактического списания электросетевого имущества, что является ненадлежащим способом защиты и противоречит порядку списания федерального имущества, который был нарушен истцом.
Довод жалобы Смоленской таможни о неприменении судом первой инстанции постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 N 484, утвердившего Правила вывода объект в электросетевого хозяйства в ремонт из эксплуатации, подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения спора по заявленному истцом негаторному иску.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.10.2017 по делу N А62-6102/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6102/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2018 г. N Ф10-1041/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Смоленская таможня, Федеральное государственное казенное учреждение Смоленская таможня
Ответчик: ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт"
Третье лицо: (юр.а.) МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Администрация муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, АО "АтомЭнергоСбыт", АО юр.а. "Атомэнергосбыт", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской, Смоленской области, ООО "РНЭнерго", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ПАО "МРСК Центра", ПАО "МРСК-центра", ПАО юр.а. "МРСК-центра", ТУ Росимущества в Смоленской области