г. Вологда |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А52-1556/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 декабря 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСГЦ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 02 октября 2017 года по делу N А52-1556/2017 (судья Буянова Л.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВСГЦ" (ОГРН 1156027006145; ИНН 6025047097; место нахождения: 182107, Псковская область, город Великие Луки, набережная Лазавицкая, дом 15, помещение 2003; далее - общество, ООО "ВСГЦ") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в городе Великие Луки, Великолукском, Бежаницком, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом, Усвятском районах (ОГРН 1056000329373, ИНН 6027087909; место нахождения: 182105, Псковская область, город Великие Луки, улица Тимиряева, дом 9; далее - управление) о признании недействительным предписания от 05.04.2017 N 25/2 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 02 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Псковской области в адрес управления направлено требование о проведении внеплановой проверки в отношении общества, в связи с поступившим обращением Мухаметшина А. о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства при проектировании и строительстве заявителем свиноводческих комплексов на территории Пореченской волости Великолукского района, выразившееся в отсутствии установленной санитарно-защитной зоны.
На основании данного требования Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Псковской области в г. Великие Луки, Великолукском, Бежаницком, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом, Усвятском районах (далее - Отдел) вынесено распоряжение N 43/2 о проведении внеплановой документарной проверки общества, которым у общества истребованы следующие документы: объяснительная генерального директора ООО "ВСГЦ" Иевлевой Е.В.; копия санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ; копия планировочной схемы организации земельного участка; копии экспертных заключений экспертной организации о соответствии земельных участков комплексов "Шубниково", "Нивы", "Захарово" требованиям санитарного законодательства; копия экспертизы экспертной организацией проекта санитарно-защитной зоны; копия Постановления Главного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны.
Общество 03.04.2017 предоставило в Отдел объяснительную генерального директора ООО "ВСГЦ" Иевлевой Е.В., копии планировочных схем организации земельных участков, копии решения администрации Великолукского района о разрешении строительства указанных комплексов от 03.02.2017 N 60-RU60502000-7-2017, 60-RU60502000-8-2017, от 21.02.2017 N 60-RU60502000-17-2017; копии экспертных заключений ФБУЗ "ЦГиЭ в Псковской области" от 11.05.2016 N 249-251.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки и анализа представленных документов Отделом установлено, что ООО "ВСГЦ" в администрации Великолукского района получены разрешения на строительство и в настоящее время на площадках свиноводческого комплекса (площадка 12-71 (Шубниково), площадка 12-72 (Нивы), площадка 12-73 (Захарово) на территории Пореченской волости Великолукского района Псковской области) ведутся строительные работы по возведению названных комплексов. При этом проекты предельно-допустимых выбросов и санитарно-защитные зоны в установленном порядке не разработаны, заключения на них отсутствовали.
На основании этого Отделом сделан вывод о нарушении обществом пунктов 3.1, 7.1.11. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", что нашло отражение в акте проверки от 05.04.2017.
По результатам проверки Отдел выдал обществу предписание от 05.04.2017 N 25/2, которым заявителю в срок до 01.04.2018 предписано разработать проект санитарно-защитной зоны свиноводческого комплекса в Пореченской волости Великолукского района Псковской области (площадка репродуктор 12-71 (Шубниково), площадка откорма 12-72 (Нивы), площадка откорма 12-73 (Захарово) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта санитарным правилам и нормам.
Не согласившись с вынесенным предписанием об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 05.04.2017 N 15/2, считая его незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, посчитав оспариваемое предписание законным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в частности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" установлено, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно- эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Главным врачом Российской Федерации постановлением от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п. (пункт 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (пункт 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 Санитарных правил установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1 - 6 настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В силу пункта 4.1 Санитарных правил установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с пунктом 4.2 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения.
В соответствии с пунктом 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 свиноводческие комплексы отнесены к объектам I класса опасности, а свинофермы от 4 до 12 тыс. голов - ко II классу опасности.
Следовательно, разработка проекта ориентировочного размера СЗЗ для свиноводческих комплексов и свиноферм, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данного проекта санитарным правилам и нормам является обязательной.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не подлежат применению в отношении строящихся им производственных объектов, которые находятся вне территорий жилой застройки, населенной местности, поскольку из данных правил не следует, что ССЗ устанавливаются только в случае строительства производственных объектов в пределах территорий жилой застройки.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 02 октября 2017 года по делу N А52-1556/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСГЦ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1556/2017
Истец: ООО "ВСГЦ"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в городе Великие Луки, Великолукском, Бежаницком, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом, Усвятском районах