г. Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А40-139981/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей: Стешана Б.В., Верстовой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вибе Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Центр Управления Проектами"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2017 г. по делу N А40-139981/17, принятое судьей Лаптевым В.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Центр Управления Проектами" (ОГРН 1116190000343) к Ассоциации строителей "Региональный стройтельный альянс" (ОГРН 1117799021779), с участием Ассоциации " Первое строительное объединение" в качестве третьего лица
об обязании перечислить денежные средства компенсационного фонда
при участии в судебном заседании:
от истца, ответчика, третьего лица - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр Управления Проектами" (далее член, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском, в котором просило обязать Ассоциацию строителей "Региональный стройтельный альянс" (далее Ассоциация, ответчик) перечислить ранее внесенные истцом в компенсационный фонд ответчика денежные средства в размере 300 000 руб. в компенсационный фонд Ассоциации " Первое строительное объединение" (далее третье лицо),
ссылаясь на то, что:
- ООО "Центр Управления Проектами" ранее являлось членом Ассоциации/ответчика, что подтверждается протоколом общего собрания совета от 29.12.2014 N 234 и, в соответствии с условиями Устава Ассоциации и нормами федеральных законов о саморегулируемых организациях и некоммерческих партнерствах, а также Градостроительным кодексом РФ, перечислило взнос в компенсационный фонд ответчика в размере 300 000 руб., в связи с чем, 29.12.2014 г. получило свидетельство о допуске;
- в связи с вступлением с силу с 01.07.2017 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (требование о нахождении саморегулируемой организации и всех ее членов на территории одного субъекта Российской Федерации), истец в соответствии ч. 5 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принял решение о выходе из членов Ассоциации с целью последующего перехода в СРО Союза "Строителей Приволжья", находящуюся в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирован истец;
- в связи с чем, 28.11.2016 направил в адрес ответчика уведомление о выходе из Ассоциации с последующим переходом в региональную СРО с 20.05.2017, которое было получено ответчиком 12.12.2016;
- в силу пп. 13, 13.1-13.4 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ) заявление о перечислении внесенного членом СРО взноса в компенсационный фонд в СРО, в которую переходят члены, может быть подано со дня принятия решения о приеме в члены новой СРО, но не позднее 01.09. 2017 г., с приложением соответствующих документов;
- истец был принят в члены региональной СРО, что подтверждается протоколом заседания совета ассоциации от 22.05.2017 N 804;
- 25.05.2017 направил в адрес ответчика заявление о перечислении денежных средств в компенсационный фонд новой СРО (третье лицо по делу), которое было доставлено ответчику в силу ч.1 ст. 1651 ГК РФ;
- СРО, членство в которой было прекращено, обязана в течение семи дней со дня поступления заявления и соответствующих документов перечислить средства компенсационного фонда в СРО, в которую переходит хозяйствующий субъект;
- 27.06.2017 г. истец обратился с заявлением о перечислении денежных средств в компенсационный фонд региональной СРО в национальное объединение строителей, однако 12.07.2017 г. получил ответ, что на 05.07.2017 г. средства компенсационного фонда ответчиком на счет национального объединения не поступали;
- поскольку ответчик денежные средства в компенсационный фонд региональной СРО не перечислил, как в на счет национального объединения строителей, соответственно продолжает ими распоряжаться, то данные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик и третье лицо не явились, отзывы не направили.
Решением от 05.10.2017 г. Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении иска отказал, по следующим основаниям:
- в силу п.13 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" ответчик обязан перечислить по заявлению истца денежные средства в компенсационный фонд региональной СРО;
- в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ СРО обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда СРО, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, о чем в течение семи календарных дней должен быть уведомлен РОСТЕХНАДЗОР и НОСТРОЙ;
- в соответствии с письмом Минстроя РФ от 26.08.2016 г. N 27680-ОС/02 "О практике применения положений Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридические лица, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации;
- по мнению Минстроя России, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ осуществляет переход из одной саморегулируемой организации в другую по месту своей регистрации, в члены которой он был принят ранее (до 4 июля 2016 года), перевод взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в которую переходят такие индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, должен быть осуществлен в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 3.3 Федерального закона, вне зависимости от срока принятия решения о приеме такого индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены такой саморегулируемой организации;
- исходя из вышеизложенного, по мнению суда, денежные средства, внесенные ранее в компенсационный фонд прежней СРО, из которой в последующем организация вышла добровольно с переходом в другую СРО (по региональному принципу), следуют за организацией (за дальнейшей судьбой его членства) и законодательством установлено обязательство их перечисления в компенсационный фонд новой СРО, вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1202 установлен Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
- согласно информации с официального сайта НОСТРОЙ в сети Интернет (http://nostroy.ru/) и официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/news/index.php?sphrase_id=10485 80) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с частью 6 статьи 55.2 и частью 12 статьи 55.19 ГрК РФ сообщено об исключении во внесудебном порядке сведений об Ассоциации строителей "Региональный Строительный Альянс"/ответчик из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (регистрационный номер записи в государственном реестре саморегулируемых организаций СРО-С-250-26072012);
- поводом для исключения АСРО "РСО" из реестра СРО было обращение НОСТРОЯ по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 55.2 ГрК РФ;
- согласно пункту 10 Порядка взаимодействия НОСТРОЙ в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 643/пр), членство АС СРО "РСО" в НОСТРОЕ прекращается и заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являвшихся членами исключенной саморегулируемой организации, о перечислении зачисленных на счёт Ассоциации "Национальное объединение строителей" средств компенсационного фонда, принимаются по адресу: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3. Ассоциация "Национальное объединение строителей";
- в соответствии с п. 11 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр, члены исключенной саморегулируемой организации (заявитель) вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены СРО, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций, однако, в силу п.15 данного же приказа - основанием для отказа в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации является: непоступление на счет НОСТРОЯ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации; отсутствие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестре членов СРО или Едином реестре членов СРО;
- таким образом, поскольку в настоящем споре ответчик исключен из реестра саморегулируемых организаций и более не распоряжается денежными средствами компенсационного фонда, права на распоряжение которого перешли к НОСТРОЙ, то истцу следует обратиться с заявлением о перечислении денежных средств в НОСТРОЙ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленный иск.
По мнению заявителя, судом сделаны выводы не соответствующие заявленному требованию, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права. Также судом не учтено, что истец уже реализовал своё право на обращение с заявлением в национальное объединение строителей (на что указывал в иске), однако, получил отказ в перечислении с указанием на то, что ответчик денежные средства на счет национального объединения не перевёл, соответственно, вопреки требованиям закона продолжает ими распоряжаться в связи с чем, истец и обратился с иском в суд именно к ответчику, поскольку в его действиях усматривается злоупотребление правом. Кроме того, судом не учтена сложившаяся положительная практика по аналогичным спорам (дела N А40-107061/17, А40-64770/17, А40-105971/17, А40-107932/17, А40-1059553/17, А40-77329/17, А40-108875/17). Данным обстоятельствам суд оценки не дал.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились, извещались надлежаще, информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте суда 08.11.2017 г., истец ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие (удовлетворено протокольным определением), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а иск удовлетворению в силу следующих оснований.
Как следует из документов, представленных в деле, и сторонами не оспорено, истец внес, в своё время, взнос в компенсационный фонд ответчика, а также своевременно и в надлежащем порядке выполнил процедуру по переходу из московской в региональную СРО.
Заявление о перечислении компенсационного в региональную СРО истец ответчику направлял, кроме того, обращался с заявлением о перечислении компенсационного взноса в национальное объединение строителей (что сторонами также не оспаривается).
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства, внесенные ранее в компенсационный фонд прежней СРО, из которой в последующем организация вышла добровольно с переходом в другую СРО (по региональному принципу), следуют за организацией (за дальнейшей судьбой его членства) и законодательством установлено обязательство их перечисления в компенсационный фонд новой СРО.
Соответственно, требование истца, правомерно, обоснованно и подлежит удовлетворению в силу выше заявленных норм материального права.
При этом, дальнейшие выводы суда первой инстанции о том, что:
* в соответствии с условиями Порядка взаимодействия НОСТРОЙ в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО и прекращении членства АС СРО "РСО" в НОСТРОЕ ответчик более не распоряжается денежными средствами компенсационного фонда и истцу следует обратиться с заявлением о перечислении денежных средств в НОСТРОЙ,
* при этом, в соответствии с п. 15 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр основанием для отказа в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации является: непоступление на счет НОСТРОЯ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации; отсутствие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестре членов СРО или Едином реестре членов СРО
- судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные обстоятельства не влияют на право истца заявить о нарушении его права и получить судебную защиту, так как в рамках данных правоотношений истец является слабой стороной и обстоятельства исключения СРО из реестра, как и последующие действия соответствующих уполномоченных лиц и органов по распоряжению денежными средствами компенсационного фонда лежат вне сферы волеизъявлений истца.
Также судебная коллегия учитывает, что в рамках данного спора сторонами занята пассивная процессуальная позиция (стороны не являются в судебные заседания, не заявляют соответствующих ходатайств, не направляют отзывов), орган надзора за саморегулируемыми организациями к участию в данном деле не привлечен, имеются сведения о том, что на счет Национаольного объединения саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации не поступали.
При этом, из части 17 статьи 55.16 ГрК РФ (компенсационный фонд саморегулируемой организации) следует, что - Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 (исключение сведений о СРО из госреестра) и 16 (в случае наступления событий, указанных в ч. 14 юр. лицо вправе обратиться с заявлением_) настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В связи с чем, при таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что иск подлежит удовлетворению и исключение ответчика из госреестра, в данном случае, не влияет на право истца обратиться с вышеуказанным иском именно к ответчику и в рамках данного спора подтвердить, факт нарушения его права бездействием ответчика по перечислению денежных средств из компенсационного фонда московской СРО в региональную.
Судебная коллегия полагает, что дальнейшее исполнение обязанности по перечислению денежных средств компенсационного фонда может быть решено в порядке исполнения в соответствии с требованиями ч. 17 ст. 55.16 ГрК РФ (в том числе и путем реализации правового института процессуального правопреемства, в случае если обязательство по перечислению компенсационного фонда перешло/перейдет к органу надзора за саморегулируемыми организациями).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение от 05.10.2017 г. подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного искового требования.
Расходы по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ за подачу иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 266-269(п.2), 270(ч.1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2017 г. по делу N А40-139981/17 отменить. Иск удовлетворить.
Обязать Ассоциацию строителей "Региональный строительный альянс" (ОГРН 1117799021779) перечислить на расчетный счёт Ассоциации "Первое строительное объединение" (ОГРН 1127800014100) денежные средства компенсационного фонда в размере 300 000 (триста тысяч) руб.
Взыскать с Ассоциацию строителей "Региональный строительный альянс" (ОГРН 1117799021779) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр Управления Проектами" (ОГРН 1116190000343) 9 000 (девять тысяч) руб. - в счет возмещения расходов по госпошлине за подачу иска и апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139981/2017
Истец: ООО "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ"
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ПЕРВОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"