г. Челябинск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А47-8966/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Скобелкина А.П., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2017 по делу N А47-8966/20178966/2017 (судья Сиваракша В.И.).
Индивидуальный предприниматель Каштанова Светлана Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Каштанова С.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ОРО ФСС РФ, фонд) о признании недействительными решения от 29.06.2017 N 383 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения от 29.06.2017 N 337 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, обязании выделить средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2017 требования ИП Каштановой С.А. удовлетворены, решения от 29.06.2017 N 383, от 29.06.2017 N 337 признаны недействительными.
ГУ - ОРО ФСС РФ не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - ОРО ФСС РФ ссылается на то, что страхователь документально не подтвердил наличие трудовых отношений с указанным лицом и реальное выполнение Горячевой О.А. трудовых обязанностей. Считает, что наличие трудового договора не может служить безусловным доказательством фактических трудовых отношений между физическим лицом и работодателем. Квалифицирующим признаком трудовых отношений между работником и работодателем является исполнение работником трудовых обязанностей.
По мнению фонда, предпринимателем не было представлено документов, подтверждающих выполнение Горячевой О.А. должностных обязанностей. Приказ о приемке на работу, табеля учета рабочего времени, платежные поручения на выплату заработной платы другим работникам и расходные кассовые ордера на выплату заработной платы Горячевой О.А. являются внутренними документами работодателя и не могут являться достоверными доказательствами наличия фактических трудовых отношений с указанным работником. Также фонд ссылается на несвоевременное представление предпринимателем сведений о Горячевой О.А. как о застрахованном лице в ГУ - ОРО ФСС РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ГУ - ОРО ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности расходов ИП Каштановой С.А. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам проверки составлен акт от 25.05.2017 N 121/07 (т. 1, л.д. 14-27) и вынесены решения от 29.06.2017 N 383 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т. 1, л.д. 28-39), решение от 29.06.2017 N 337 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (т. 1, л.д. 53-64).
Проведенной проверкой установлено, что ИП Каштановой С.А. за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 произведены следующие расходы в пользу работника Горячевой О.А.: пособие по временной нетрудоспособности в размере 30 121,32 рублей, пособие по беременности и родам в размере 138 951,40 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в размере 581,73 рублей, всего 169 654,45 рублей.
Основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в указанной сумме послужил вывод фонда о не предоставлении достоверных доказательств, подтверждающих трудовые отношения с работником Горячевой О.А., дающие право работнику на получение пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. По мнению фонда, фактическое содержание правоотношений между ИП Каштановой С.А. и Горячевой О.А. направлены на умышленное создание искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации
Не согласившись с решениями от 29.06.2017 N 383, от 29.06.2017 N 337 предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано фактическое наличие трудовых отношений и исполнение сторонами условий трудового договора.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Подпунктами 2 и 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) и статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ, предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
В порядке реализации предоставленных полномочий страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 1, пункт 2, пункт 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Исходя из пункта 6 части 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу условий части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Как определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Как закреплено частью 1 статьи 10 Федерального закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей -110) календарных дней после родов.
Как установлено частью 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка и страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в частности, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из вышеприведенных нормативных установлений следует, что представление документов, подтверждающих наличие трудовых отношений, наступление страхового случая и выплату пособия застрахованному лицу страхователем, не является безусловным основанием для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в принятии расходов заявителя как страхователя в спорной сумме - 169 654,45 рублей послужили выводы фонда о создании предпринимателем искусственной ситуации для необоснованного получения средств государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с формальным оформлением трудовых отношений с Горячевой О.А.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в штатном расписании ИП Каштановой С.А. по состоянию на 30.06.2016 предусмотрены должности управляющей розничной сетью магазинов "Stenders" (0,5 ставки, оклад 10 000 рублей) и продавца-консультанта (0,5 ставки, оклад 10 000 рублей).
ИП Каштановой С.А. на основании приказа N 1 от 22.01.2016 управляющей розничной сетью магазинов "Stenders" Р.А.П. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 25.01.2016 по 24.07.2017.
ИП Каштановой С.А. на интернет-сайте "AVITO.RU" 14.08.2017, 15.08.2016 на интернет-сайте "ZARPLATA.RU" размещены объявления о вакантной должности продавца-консультанта косметики в магазине "Stenders".
Заявителем 01.09.2016 в штатное расписание добавлена должность продавца-консультанта категории А (1,0 ставки, оклад 14 000 рублей).
ИП Каштановой С.А. 08.09.2016 издан приказ N 5 о принятии Горячевой О.А. на должность продавца-консультанта с 08.09.2016 с должностным окладом 14 000 рублей и заключен с Горячевой О.А. трудовой договор от 08.09.2016 о принятии последней на должность продавца-консультанта, соответствующие сведения внесены в трудовую книжку Горячевой О.А. В этот же день сторонами заключены дополнительное соглашение к трудовому договору от 08.09.2016, договор о полной материальной ответственности.
Наличие трудовых отношений между заявителем и работником Горячевой О.А. подтверждено табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года; циркуляром магазина "Stenders" об изменении цен с 02.11.2016, циркуляром магазина "Stenders" об изменении цен на подарочные упаковки с 02.11.2016; циркуляром магазина "Stenders" о введении с ноября 2016 года новой мотивации для продавцов; циркуляром магазина "Stenders" о введении с 01.10.2016 новой мотивации для увеличения суммы среднего чека; циркуляром магазина "Stenders" о введении с 01.10.2016 акции "Товар дня"; циркуляром магазина "Stenders" от октября 2016 года о работе с дисконтными картами; платежными ведомостями от 07.10.2016, 03.11.2016, 09.12.2016, 17.01.2017. Названные циркуляры и платежные ведомости содержат подписи Горячевой О.А. об ознакомлении с их содержанием.
Наличие трудовых отношений подтверждается также предоставленными заявителем копиями журнала реализации продукции (за период с 08.09.2016 года по 18.12.2016), инвентаризационными описями от 15.09.2016 года, 15.10.2016 года, от 01.11.2016, от 01.12.2016; накладными о принятии товара от 15.09.2016, 14.10.2016, 28.10.2016, счетом ООО "Ривада" на оплату N 70 от 07.10.2016, счетом ООО "СТЕНДЕРС Дистрибьюшн" на оплату N 310 от 31.10.2016. Указанные документы заполнены Горячевой О.А. и содержат её подписи.
О наличии трудовых отношений между ИП Каштановой С.А. и Горячевой О.А. свидетельствуют также обращения последней в контролирующие органы. Так, на основании заявления Горячевой О.А. от 25.01.2017 в государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации последним проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам проверки составлен акт от 28.03.2017 N 35 (т. 2, л.д. 86-92, т. 2). На основании заявления Горячевой О.А. в прокуратуру Красноглинского района г.Самары от 18.01.2017 года было возбуждено надзорное производство 17/ж-2016 (т. 2, л.д. 76-77). Государственной инспекцией труда в Оренбургской области на основании обращения Горячевой О.А. и государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена внеплановая документарная проверка (т. 1, л.д. 134-137. т. 2, л.д. 78-85).
Судом первой инстанции также установлено наличие у названного работника объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции. Квалификация Горячевой О.А. подтверждается записями в трудовой книжке о её предшествующей работе, письмом ООО "Монэкс Трейдинг" от 05.09.2017 N 627 (т. 1, л.д. 71-73).
Наступление страхового случая подтверждается выданными Горячевой О.А. листками нетрудоспособности N 234287569511, N 234287942998, N 195009910006, N 234288660284, N 259442058750, N 259442331311.
Возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Вышеуказанные представленные страхователем документы (в том числе договоры, приказ о приеме на работу, табель учета рабочего времени), подтверждают факт наличия между Горячевой О.А. и заявителем фактических трудовых отношений.
Также следует учитывать, что фонд не обладает полномочиями по оценке необходимости или целесообразности принятия на работу страхователем работников соответствующих специальностей для выполнения ими своих должностных обязанностей.
Следовательно, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что заявителем доказано фактическое наличие трудовых отношений и исполнение сторонами условий трудового договора, как и факты начисления на причитающиеся Горячевой О.А. выплаты в связи с работой обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Заявителем были соблюдены условия, необходимые для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, представлены достаточные доказательства наличия реальных трудовых отношений между заявителем (страхователем) и застрахованным лицом (Горячевой О.А.) и доказательства обоснованности выплаты пособия.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2017 по делу N А47-8966/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8966/2017
Истец: ИП Каштанова Светлана Александровна
Ответчик: ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации