г. Челябинск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А07-6465/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2017 по делу N А07-6465/2017 (судья Искандаров У.С.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Риком-Инвест" - Сафин Р.Ю. (доверенность от 07.12.2017, удостоверение адвоката).
Общество с ограниченной ответственностью "Риком-инвест" (далее - ООО "Риком-инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главархитектуре городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным постановление от 16.12.2016 N 1936, вынесенное Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона "Глумилино-1", ограниченной улицами Энтузиастов, Лесотехникума, Рудольфа Нуреева и Мусы Гареева в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.05.2017 по ходатайству заявителя, исключен из числа заинтересованных лиц Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2017 по ходатайству заявителя, исключена из числа заинтересованных лиц Главархитектура городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанное лицо привлечено к участию в деле, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2017 (резолютивная часть решения объявлена 06.09.2017) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным постановление Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 06.12.2016 N 1936 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона "Глумилино-1", ограниченного улицами Энтузиастов, Лесотехникума, Рудольфа Нуреева и Мусы Гареева в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части образования земельного участка для общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо) обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом в соответствии с требованиями и процедурами, предусмотренными действующим законодательством.
В судебном заседании представитель общества считает, что решение суда является законным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Риком-инвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172 площадью 53785 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, РВ-1.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172 площадью 53785 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, РВ-1 согласно кадастровому паспорту земельного участка "для многоквартирного жилого дома".
Согласно постановлению Администрации городского округа город Уфа РБ N 1936 от 16.12.2016 и приложениями к нему (1-6) "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания жилого района "Глумилино-1", ограниченного улицами Мусы Гареева, Рудольфа Нуреева, Энтузиастов и Лесотехникума в Октябрьском районе городского округа город Уфа РБ" (далее - Проекты) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020614:172 площадью 53785 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, РВ-1, предусмотрено размещение общеобразовательной школы и дошкольного детского учреждения.
Решением Совета городского округа город Уфа РБ N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 02:55:020614:172 был зарезервирован для муниципальных нужд для размещения объекта местного значения - школы и детского сада.
В пунктах 2.2 и 2.3 градостроительного плана земельного участка N RU03308000-17-952, указаны объекты, которые предназначены для строительства: "школа, группа многоэтажных жилых домов с подземным паркингом, детский сад, трансформаторная подстанция".
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020614:172 вошел в перечень зарезервированного земельного участка площадью 7 822 га.
Также в градостроительном плане земельного участка N RU03308000-17-952 не определено место размещения объекта, так как земельный участок с кадастровым номером 02:55:020614:172 является зарезервированным для муниципальных нужд, что предполагает ограничение по строительству объектов на нем.
Заявитель, полагая постановление администрации от 16.12.2016 N 1936 незаконным, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172 для размещения школы и детского сада действующим законодательством не предусмотрено.
Указанные выводы суда являются законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения определяются документами территориального планирования, то есть генеральным планом городского округа.
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральных план городского округа должен, наряду с другой информацией, содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
На указанной карте соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся, наряду с другими областями, к области образования.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
сведения о планах и программах комплексного социально- экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территории и прогнозируемых ограничений из использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий.
В силу статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования (генерального плана) осуществляется путем создания объектов федерального, регионального и местного значения на основании документации по планировке территории.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что определение объектов местного значения должно осуществляться на уровне генерального плана городского округа, а документация по планировке территории способствовать их дальнейшему созданию.
Согласно схеме функционального зонирования из корректировки генерального плана Уфы, письма Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа РБ исх. N 1916/1 от 29.08.2017 - каких-либо объектов местного значения в области образования на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020614:172 генеральным планом городского округа город Уфа РБ не предусмотрено, выделение денежных средств в настоящее время для строительства данных объектов также не предусмотрено.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172 для размещения такого объекта местного значения как школа и детский сад не предусмотрено действующим законодательством, а постановление Администрации городского округа город Уфа РБ от 16.12.2016 N 1936 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания жилого района "Глумилино-1", ограниченного улицами Мусы Гареева, Рудольфа Нуреева, Энтузиастов и Лесотехникума в Октябрьском районе городского округа город Уфа РБ" в части установления границ земельного участка под общеобразовательной школой и дошкольным образовательным учреждением, недействительным.
Резервирование земель для строительства общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172 администрацией не оспаривается (л.д.130).
Денежные средства на строительство общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения, предусмотренных проектом планировки и проектом межевания территории микрорайона "Глумилино-1", ограниченного улицами Мусы Гареева, Рудольфа Нуреева, Энтузиастов и Лесотехникума в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, из бюджета муниципального образования - городской округ город Уфа Республики Башкортостан не выделялись.
Муниципальное образование в рассматриваемом случае имеет возможность скорректировать границы земельного участка для строительства вышеуказанных объектов без нарушения прав собственника земельного участка с кадастровым номером 02:55:020614:172.
Само по себе не оспаривание заявителем решения от 28.01.2015 N 41/6 не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Судом первой инстанции установлено нарушение прав собственника земельного участка оспариваемым постановлением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.09.2017 по делу N А07-6465/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6465/2017
Истец: ООО "Риком-Инвест"
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа, Главархитектура городского округа г. Уфа, Совет ГО г.Уфа РБ
Третье лицо: Главархитектура администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан