Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2018 г. N Ф07-1417/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А26-5319/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Аносовой Н.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лужинской В.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: Ердякова М.А., по доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30692/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 по делу N А26-5319/2016 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелии (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - ответчик, ООО "Форест-групп") о взыскании 993 330 рублей задолженности по договору аренды лесного участка.
Решением от 31.10.2016 суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Министерство не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании жалобы Министерство ссылается на то, что из буквального толкования договора аренды, следует, что предусмотренная в нём обязанность арендатора вносить арендные платежи не зависит от использования лесосеки, в связи с чем, исчисленная арендная плата правомерно включает в себя весь расширенный объем возможной заготовки древесины за год. При таких обстоятельствах, по мнению подателя жалобы, вывод суда об определении арендной платы расчетным путем согласно поданным декларациям к конкретному сроку платежа является неверным и противоречит условиям договора. Министерство также не согласно с выводом суда о невозможности применения ставки для расчета арендной платы за недоиспользованный объем расчетной лесосеки, поскольку освоение ежегодного размера отпуска (изъятия) древесины является обязанностью, а не правом арендатора. Министерство полагает, что с учетом изложенного, арендная плата по договору подлежит начислению и оплате за все арендуемое имущество, исходя из готового размера лесопользования (изъятия) на арендуемом участке.
Определением от 16.02.2017 производство по апелляционной жалобе Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия приостановлено до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением от 30.11.2017 производство по делу возобновлено в связи с вынесением Верховным судом Верховным судом Российской Федерации судебного акта по делу А26-6186/2015, судебное заседание назначено на 21.12.2017.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
18.12.2007 года между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ООО "Карелфинлес" был заключен договор аренды лесного участка N б/н. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Факт передачи лесного участка арендодателем арендатору подтверждается подписанным представителями сторон актом приёма-передачи лесного участка в аренду.
В связи с прошедшими реорганизациями сторон, с целью приведения договора аренды в соответствие с существующим положением сторон. 02.09.2011 года было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, зарегистрированное в Установленном законом порядке, согласно которому были внесены следующие изменения в договор аренды: арендодатель в лице Государственного комитета Республики Карелия по лесу заменен на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а арендатор в лице ООО "Карелфинлес" - на ООО "Форест-групп".
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором. Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесоиспользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок за данный вид лесоиспользования и повышающего коэффициента в размере 1.6.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Министерство полагает, что у Общества возникла задолженность перед Арендодателем в связи с недоосвоением установленного объёма использования лесов по состоянию на 24.10.2016 года, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства РФ N 310). Из совокупного толкования приведенных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен. Следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении Правительства РФ N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", допускается установление арендной платы, таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка). Следовательно, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в спорном договоре аренды, поскольку оно определено на торгах.
Таким образом, отсутствуют основания для взыскания арендной платы за недоосвоенный Обществом объем древесины, рассчитанной по средним ставкам. Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением Правительства РФ N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ. Договор содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 минимальных размеров оплаты труда (пункты 3.4.10 и 4.3 договора). При этом пунктом 4.3 договора аренды установлено, что за невыполнение указанной обязанности арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере 100 МРОТ.
В силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Пунктом 3.3.2 договора аренды предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Таким образом, отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, нормативный акт разделяет между собой понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Поскольку начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов, судом первой инстанции правомерно отклонен довод Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2016 по делу N А26-5319/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5319/2016
Истец: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", ООО "Форест-групп"
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17179/18
06.11.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25437/18
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1417/18
25.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30692/16
31.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5319/16