Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф09-390/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А07-10220/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева А.А.,
судей Бабкиной С.А., Калиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романовской А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 (судья Полтавец М.В.) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства" Министерства архитектуры и транспорта РБ (далее - ГУП УКС Минстройтранса РБ, истец) обратилось к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее - Росреестр по РБ, третье лицо), о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС", расположенный по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с.Миловка:
- литера А площадь застройки 3 361,6 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,40-70 %, кирпичные Т-0,40, 50 - 30 %;
- литера Б площадь застройки 57,5 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0, 25;
- литера В площадь застройки 64,3 кв.м кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 исковые требования ГУП УКС Минстройтранса РБ удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы по государственной пошлине (т.1, л.д.130-136).
С указанным решением суда не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ ФАУГИ в РБ, податель апелляционной жалобы), которое не было привлечено к участию в деле в суду первой инстанции. В апелляционной жалобе указывает, что решение суда первой инстанции нарушает его права и законные интересы; просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что собственником спорных объектов является Российская Федерация (далее - РФ), право собственности за которой признано и зарегистрировано 27.01.2012 в результате разграничения государственной собственности. Поскольку собственник (РФ) не закреплял объекты за истцом, более того, истец является унитарным предприятием Республики Башкортостан, соответственно, не может иметь право хозяйственного ведения на имущество, находящееся в собственности РФ. Судом сделан неверный вывод о том, что собственником является Республика Башкортостан в лице Министерства, при этом к участию в деле не был привлечен государственный орган, осуществляющий полномочия действительного собственника спорных объектов.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан дела N А07-26333/2016 по иску ГУП УКС Минстройтранса РБ к ТУ ФАУГИ в РБ о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества (т.2, л.д.57-59).
Арбитражным судом Республики Башкортостан 03.08.2017 рассмотрено дело N А07-26333/2016, вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-26333/2016 оставлено без изменения.
Протокольным определением от 27.11.2017 апелляционный суд производство по делу возобновил.
20.01.2017 и 27.11.2017 на запрос суда из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан поступили сведения на объекты недвижимости незавершенного строительства, а также уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.
От истца поступил отзыв (вх.рег.N 46237 от 27.11.2017) на апелляционную жалобу с приложением дополнительных доказательств: протокол судебного заседания Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 33-11649/2014 от 16.09.2014, апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 33-11649/2014 от 16.09.2014, свидетельство о регистрации права хозяйственного ведения от 02.11.2012, письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан N 05/11027 от 28.12.2015, которые приобщены к материалам дела в соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 04.12.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А07-10220/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТУ ФАУГИ в РБ (т.2, л.д.118-122). Назначил дело к рассмотрению в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на 18.12.2017 на 16 часов 30 минут.
В судебное заседание 18.12.2017 представители сторон и третьих лиц не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 27.01.2012 N N 04 АГ 598324, 04 АГ 598323, 04 АГ 598322 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие объекты:
1) нежилое здание, площадью 3 067,5 кв.м., инв. Номер - 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Мидовский с/с, с. Миловка;
2) нежилое здание, площадью 47,4 кв.м., инв. Номер - 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка;
3) нежилое здание, площадью 42,7 кв.м., инв. Номер -- 20633, лит. Б. адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка.
Из указанных свидетельствах следует, что основанием для государственной регистрации является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Делая вывод о том, что спорные объекты, находящиеся во владении и пользовании ГУП УКС Минстройтранса РБ закреплены за последним на праве хозяйственного ведения Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции не проверил - кто является собственником спорных государственных объектов.
Податель жалобы указал, что собственником спорных объектов является Российская Федерация, которая не закрепляла объекты за истцом, более того, ГУП УКС Минстройтранса РБ может иметь право хозяйственного ведения только на имущество, находящееся в собственности Республики Башкортостан.
В силу п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, оно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а не по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что рассмотрение настоящего спора без привлечения государственного органа, осуществляющего полномочия собственника имущества Российской Федерации - ТУ ФАУГИ в РБ невозможно, принятое судом решение может повлиять на его права и обязанности, как собственника спорного имущества, который к участию в деле привлечен не был, и привлек ТУ ФАУГИ в РБ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрев после перехода на правила, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление ГУП УКС Минстройтранса РБ к Министерству о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС", расположенный по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с.Миловка: литера А площадь застройки 3 361,6 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,40-70 %, кирпичные Т-0,40, 50 - 30 %; литера Б площадь застройки 57,5 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0, 25; литера В площадь застройки 64,3 кв.м кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствие оснований для его удовлетворения.
Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, из представленных документов следует, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 27.01.2012 N N 04 АГ 598324, 04 АГ 598323, 04 АГ 598322 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие объекты:
3) нежилое здание, площадью 3 067,5 кв.м., инв. Номер - 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Мидовский с/с, с. Миловка;
4) нежилое здание, площадью 47,4 кв.м., инв. Номер - 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка;
3) нежилое здание, площадью 42,7 кв.м., инв. Номер -- 20633, лит. Б. адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка.
Правовым основанием возникновения права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости являлось то, что указанные объекты начиная с момента строительства в 1994-1997 гг. являлись имуществом, поименованным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В виду изложенного, можно сделать вывод о том, что право собственности Российской Федерации признано и зарегистрировано в силу разграничения государственной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако, собственник (Российская Федерация) не закреплял спорные объекты за истцом, более того, ГУП УКС Минстройтранса РБ является унитарным предприятием Республики Башкортостан и может иметь право хозяйственного ведения на имущество, исключительно, находящееся в собственности Республики Башкортостан.
Указанные обстоятельства также подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-26333/2016 по иску ГУП УКС Минстройтранса РБ к ТУ ФАУГИ в РБ о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 3 067,5 кв. м., инвентарный номер: 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7959, условный номер 02-0401/451/2011-428; производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м., инвентарный номер: 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, условный номер 02-04-01/451/2011-429; производственное, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 42,7 кв. м., инв. номер: 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7960, условный номер 02-04- 01/451/2011-430, которым в иске отказано.
В названном судебном акте, суд пришел к выводу, что в результате различия описания характеристик объектов и осуществления самостоятельного кадастрового учета, Управлением Росреестра произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения ГУП УКС Минстройтранса РБ и права федеральной собственности на одни и те же объекты недвижимого имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что местоположение и инвентарные номера объектов, находящихся в собственности Российской Федерации и объектов, на которые решением суда первой инстанции от 31.08.2012 признано право хозяйственного ведения, идентичны.
В связи с изложенным, право собственности на спорные объекты возникло у Российской Федерации в силу разграничения государственной собственности. Соответственно оснований для признания права хозяйственного ведения ГУП УКС Минстройтранса РБ не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, учтены и приняты во внимание при вынесении настоящего постановления.
В силу требований ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по оплате государственной пошлины по иску относятся на истца.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства" Министерства архитектуры и транспорта Республики Башкортостан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС в п. Миловка" - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10220/2012
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф09-390/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ", ГУП УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: конкурсный управляющий Гарифуллин Фидан Каримович, Председателю Арбитражного суда Республики Башкортостан И.Г. Арсенову, Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Гарифуллин Ф. К., ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2018 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-390/18
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-390/18
25.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14052/16
31.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10220/12