Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2018 г. N Ф04-619/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А27-16813/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 октября 2017 г. по делу N А27-16813/2017 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090, 650054, Пионерский бульвар, 4 А, г. Кемерово)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 652810, ул. Революции, 2, г. Осинники, Кемеровская область)
о признании недействительным решения от 27.06.2017 N 14р в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 27.06.2017 N 14р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 110 536 рублей 73 копейки.
Решением от 10.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что решение в отношении листка нетрудоспособности Щельмякова А.Ю. о необоснованном не принятии к зачету расходов в сумме 12 667 рублей 59 копеек не оспаривается.
Ссылается на то, что расходы произведенные страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности как произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации не могут быть возмещены за счет средств Фонда социального страхования.
Обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое производит выплату.
Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право на возмещение средств за счет Фонда социального страхования, а у Фонда - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная поверка ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" филиал "Калтанский угольный разрез" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проведения проверки Фондом социального страхования установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности N 624н), а именно:
- Секачеву П.А. листок нетрудоспособности от 24.02.2014 N 115682580255 выдан на период с 24.02.2014 по 07.03.2014 единолично фельдшером на срок свыше 10 календарных дней без решения врачебной комиссии, оплаченный в сумме 17 753 рублей 40 копеек, из низ за счет средств работодателя в сумме 4 438 рублей 35 копеек, за счет средств ФСС в сумме 13 315 рублей 05 копеек в нарушение пункта 12 Порядка N624н. Не приняты к зачету расходы в сумме 13315,05 рублей за весь период нетрудоспособности;
- Федораеву А.В. листок нетрудоспособности от 20.02.2014 N 115682654923 выдан на период с 20.02.2014 по 05.03.2014 единолично фельдшером на срок свыше 10 календарных дней без решения врачебной комиссии, оплаченный в сумме 15574,58 рублей, из них за счет средств работодателя в сумме 3337,41 рублей, за счет средств ФСС в сумме 12237,17 рублей в нарушение пункта 12 Порядка N624н. Не приняты к зачету расходы в сумме 12237,17 рублей за весь период нетрудоспособности;
- Черневу Г.Д. листок нетрудоспособности от 28.02.2014 N 115682654923 выдан на период с 28.02.2014 по 12.03.2014 единолично фельдшером на срок свыше 10 календарных дней без решения врачебной комиссии, оплаченный в сумме 12963,99 рублей, из них за счет средств работодателя в сумме 2991,69 рублей, за счет средств ФСС в сумме 9972,30 рублей в нарушение пункта 12 Порядка N 624н. Не приняты к зачету расходы в сумме 9972,30 рублей за весь период нетрудоспособности;
- Щельмякову А.Ю. листок нетрудоспособности от 20.02.2014 N 153786250244 выдан на период с 19.02.2015 по 02.03.2015 единолично зубным врачом на срок свыше 10 календарных дней без решения врачебной комиссии, оплаченный в сумме 16890,12 рублей, из них за счет средств работодателя в сумме 4222,53 рублей, за счет средств ФСС в сумме 12667,59 рублей в нарушение пункта 12 Порядка N 624н. Не приняты к зачету расходы в сумме 12667,59 рублей за весь период нетрудоспособности;
- Строеву А.А. листок нетрудоспособности от 20.11.2014 N 140595337474 выдан на период с 12.11.2014 по 09.12.2014, при этом продлен свыше 10 календарных дней после стационарного лечения и продолжения временной нетрудоспособности в нарушение Порядка N 624н. Неприняты к зачету расходы в сумме 37201,64 рублей за весь период нетрудоспособности;
- Куркутову А.Ф. в листке нетрудоспособности от 17.03.2014 N 115682812918 не указан срок пребывания в санаторно-курортном учреждении в нарушение абзаца 9 пункта 60 Порядка N 624н. Неприняты к зачету расходы в сумме 17457,58 рублей;
- Елфимову В.В. в листке нетрудоспособности от 20.06.2014 N 140453213507 не указана должность врача в графе "освобождение от работы" в нарушение абзаца 5 пункта 60 Порядка N 624н. Не приняты к зачету расходы в сумме 7685,40 рублей.
По результатам проверки составлены акт от 18.05.2017 N 21 р и вынесено решение от 27.06.2017 N 14 р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Данным решением обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения в бухгалтерском учете и отчетности суммы не принятых к зачету расходов в размере 116 676 рублей 47 копеек.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования от 27.06.2017 N 14р в части, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Фонда социального страхования отсутствовали основания для реализации полномочий, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) и статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, по отказу в принятии к зачету расходов страхователя, произведенных на цели социального страхования в спорной сумме.
Данный вывод суда является правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Закон N 165-ФЗ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Таким образом, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию (пункт 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что листки нетрудоспособности Секачеву П.А., Федораеву А.В., Черневу Г.Д., Щельмякову А.Ю., Строеву А.А. Куркутову А.Ф., Елфимову В.В. выданы с нарушением пунктов 12, 19 абзацев 5, 9 пункта 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н.
Пунктом 12 Порядка N 624н предусмотрено, что фельдшер имеет право единолично выдавать листок нетрудоспособности единовременно на срок до 5 календарных дней и продлевать его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации (по подчиненности) - до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации).
Пунктом 19 Порядка N 624н предусмотрено, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
Абзацем 9 пункта 60 Порядка N 624н предусмотрено, что при направлении на долечивание непосредственно после стационарного лечения в листке нетрудоспособности в строке "Иное" проставляется код - "в случае направления на долечивание непосредственно после стационарного лечения". Продолжение листка нетрудоспособности оформляется в медицинской организации, направляющей гражданина на долечивание. В таблице "Освобождение от работы" в графе "С какого числа" указывается дата начала лечения. Дальнейшее оформление листка нетрудоспособности осуществляется лечащим врачом санаторно-курортного учреждения (отделения): в строке "Находился в стационаре" указываются сроки пребывания в санатории, в графах "С какого числа" и "По какое число" таблицы "Освобождение от работы" одной строкой указывается срок пребывания в санаторно-курортном учреждении (отделении).
Абзацем 5 пункта 60 Порядка N 624н предусмотрено, что при оформлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии, в том числе за прошедшее время, в графах "Должность врача" и "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" указываются фамилия, инициалы и должность лечащего врача, фамилия и инициалы председателя врачебной комиссии после каждого случая, рассматриваемого на врачебной комиссии.
Ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
При этом апелляционный суд приходит к выводу о том, что нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке влечь отказ в возмещении расходов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Наступление страхового случая Фондом социального страхования документально не опровергнуто. Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.10.2017 года по делу N А27-16813/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N15) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16813/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2018 г. N Ф04-619/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15