Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф01-1128/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А43-31309/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Павловская домоуправляющая компания" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2017 по делу N А43-31309/2015,
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ИНН 5260148520 ОГРН 1055238038316) к обществу с ограниченной ответственностью "Павловская домоуправляющая компания" (ИНН 5252021953), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", о взыскании 1 974 665 руб. 36 коп.,
при участии в заседании суда:
от ответчика - Муратова О.В. по доверенности от 01.02.2017 (сроком на 3 года), Гаврилов Н.М. по доверенности от 19.07.2017(сроком на 3 года),
установил:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС Энерго НН") обратилось с иском в Арбитражный суд Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью "Павловская домоуправляющая компания" (далее - ООО "Павловская домоуправляющая компания") о взыскании 1 780 340 руб. 96 коп. задолженности за потребленную электроэнергию, 167 345 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.04.2015 по 24.09.2015 и далее по день фактической оплаты долга, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья".
Решением от 17.02.2017 Арбитражный суд Нижегородской области, удовлетворил исковые требования.
ООО "Павловская домоуправляющая компания", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что приборы учета, показания которых использовал истец при расчете суммы задолженности, установлены третьим лицом (сетевой организацией) не в границах балансовой принадлежности объектов энергопотребления, а именно на опорах ЛЭП либо в трансформаторной подстанции, что противоречит пункту 144 Постановления Правительства N 442 от 04.05.2012. По мнению заявителя, сетевой организацией не была соблюдена процедура установки счетчиков и порядка ввода их в эксплуатацию. Ответчик ссылается на наличие технической возможности установки коллективных приборов учета на границе электросетей многоквартирных домов.
По мнению заявителя, приборы учета не прошли в установленном порядке процедуру поверки, следовательно, принятия показаний таких приборов учета с целью проведения расчетов недопустимо.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель не согласен с выводом суда об обязанности сетевой организации по проведению процедуры установки общедомовых приборов учета.
По мнению заявителя, необоснованно включена в исковые требования задолженность в оплате по домам, расчеты по которым (Приложение N 2 к договору) указаны по нормативам.
Кроме того, оспаривает правомерность расчетов потерь в сетях от узла учета, установленного на опорах электропередач, в ТП до границы эксплуатационной ответственности ответчика.
Заявитель в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили, представили в материалы дела отзывы, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.06.2014 ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" и ООО "Павловская домоуправляющая компания" (исполнитель) подписан договор энергоснабжения N 8386000.
В период с марта по июль 2015 года истец подал электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
В соответствии с Приложением N 7 к договору ответчику выставлялись счета-фактуры на оплату потребленной электроэнергии и платежные требования, которые ответчиком не оплачены.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии была возложена на собственников помещений этих домов, которые должны были выполнить эту обязанность в срок до 01.07.2012.
В отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых не выполнили эту обязанность в установленный срок, оснащение приборами учета должно было быть произведено в срок до 01.07.2013 соответствующими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, причем такое оснащение должно было осуществляться за счет средств собственников помещений этих домов.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В настоящем случае обязанность сетевой организации установить общедомовые приборы учета возникла ввиду нарушения собственниками помещений установленного для них законом вышеуказанного срока на основании п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета.
Согласно пункту 150 Основных положений N 442 при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
В силу пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Вместе с тем, пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Таким образом, использование приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов в качестве общедомовых возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на внешней границе стены многоквартирных домов либо соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 150 Основных положений N 442.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в целях исполнения обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета электроэнергии ПАО "МРСК Центра и Приволжья", руководствуясь пунктом 150 Основных положений N 442, направило в адрес исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации) уведомления о необходимости обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета, с указанием предполагаемой даты и времени совершения действий по установке приборов учета (письма с отметками в получении).
Указанные уведомления были также направлены собственникам квартир путем их доставки в почтовые ящики (договор на оказание услуг по доставке уведомлений с ООО "Энергоучет" и отчет о доставке уведомлений).
В связи с неполучением ответа от исполнителей коммунальных услуг или непосредственно от собственников о допуске к ВРУ жилого дома для установки приборов учета, МРСК смонтировало приборы учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности на своих объектах (ТП, опоры), что отвечает требованиям пункта 150 Основных положений N 442.
Ссылка ответчика на наличие технической возможности установки ОДПУ в многоквартирных домах подлежит отклонению, поскольку установка приборов учета за пределами многоквартирных жилых домов произведена не в связи с отсутствием технической возможности установки прибора на внешней границе стены многоквартирного дома, а при соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 150 Основных положений N 442.
Пунктом 3 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении" установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Порядок ввода (допуска) в эксплуатацию приборов учета установлен пунктом 153 Основных положений N 442.
Согласно абз.16 п. 153 Основных положений N 442 в случае, если прибор учета установлен сетевой организацией, то сетевая организация самостоятельно организовывает процедуру его допуска в эксплуатацию.
Судом установлено, что ПАО "МРСК Центра и Приволжья" организовало допуск в эксплуатацию коллективных приборов учета в порядке, установленном пунктом 153 Основных положений N 442. О дате и времени допуска в эксплуатацию приборов учета были уведомлены истец, ответчик посредством направления писем.
Согласно абз.16 п. 154 Основных положений N 442 в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что ПАО "МРСК Центра и Приволжья", руководствуясь пунктом 154 Основных положений N 442, произвело процедуру допуска в эксплуатацию приборов учета, составило акты допуска по ее результатам.
Таким образом, показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
Согласно ч. 10 ст. 13 "Закона об энергосбережении" лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Судом установлено, что ПАО "МРСК Центра и Приволжья" надлежащим образом уведомило собственников помещений - сначала об установке коллективного прибора учета, а затем об осуществлении его допуска в эксплуатацию.
Таким образом, установка приборов учета, фиксирующих объем электрической энергии отпущенной в многоквартирные дома, соответствует целям законодательства об энергосбережении и не может нарушать прав граждан, которые, в свою очередь, руководствуясь п. 154 Основных положений N 442 вправе инициировать проверку правильности допуска в эксплуатацию приборов учета, и в случае выявления нарушений в работе счетчика его показания не будут использоваться в расчетах. Оснований не использовать в расчетах показания введенных в эксплуатацию приборов учета с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию, не имеется.
При этом истцом исключены из объемов потребления потери электрической энергии, возникающие на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики до места установки прибора учета (потери в ЛЭП).
Доказательств, подтверждающих иное, а также свидетельствующих о неправильности произведенного обществом расчета, в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что приборы учета не прошли в установленном порядке процедуру поверки, следовательно, принятия показаний таких приборов учета с целью проведения расчетов недопустимо, подлежит отклонению в связи с нижеследующим.
Пунктом 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - ОПФРР) предусмотрено, что в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.
Согласно пункту 136 ОПФРР определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Кроме того, определение средств учета дано в пункте 4.6 Правил учета электрической энергии, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.10.1996 N 182, - это устройств, обеспечивающих измерение и учета электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии и т.д.).
В силу пункта 155 ОПФРР собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - правила N 6), потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.
В силу пункта 2.11.6 Правил N 6 все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе.
Использование средств измерений, срок поверки которого истек, не допускается (подпункт 17 статьи 2, пункта 1 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Частью 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ установлено, что средства измерений подлежат первичной проверке, а в процессе эксплуатации - поверке. Владельцы указанных средств обязаны своевременно представлять эти средства на поверку.
Таким образом, данные о количестве электроэнергии, определенные с использованием средств учета, в состав которых входят трансформаторы тока с истекшим МПИ, не могут считаться достоверными, и, следовательно, показания таких средств учета не должны использоваться для расчетов за электроэнергию.
Материалы дела содержат акты госповерки (съема показаний расчетных приборов учета от 22.07.2015 по 24.07.2015 (л.д. 1-9 т.2, л.д. 114 т.4)), содержащие подписи представителей ответчика и сетевой организации. В материалы дела представлены акты допуска приборов учета, которые свидетельствуют о том, что дата истечения срока МПИ у трансформаторов тока 2016-2018 год.
Таким образом, на момент проведения работ по допуску общедомовых приборов учета (ОДПУ) в эксплуатацию узлы учета находились в межповерочном интервале, как и в спорный период.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.06.2015, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
С 01.06.2015 на основании Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ) в силу новой редакции пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Ответчик в добровольном порядке не произвел истцу оплату в полном объеме за спорный период, в связи с чем требование о взыскании процентов заявлено истцом правомерно.
Руководствуясь положениями пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.09.2016 по день фактической уплаты долга.
До рассмотрения жалобы по существу в апелляционный суд от публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 49 195 руб. 45 коп. задолженности и 2 126 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, при этом истец исключил из исковых требований стоимость электроэнергии, определенной по приборам учета с истекшим межповерочным интервалом. Заявление подписано уполномоченным лицом.
При этом истец настаивает на взыскании 1 682 865 руб. 90 коп. долга, 165 218 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.04.2015 по 24.09.2016 и далее по день фактической оплаты долга, приложив расчет начислений стоимости потребленной электроэнергии в спорный период.
Данный расчет не противоречит нормам права и материалам дела, в связи с чем принят апелляционным судом как достоверный.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В связи с частичным отказом истца от иска в апелляционной инстанции производство по делу в отношении взыскания суммы 49 195 руб. 45 коп. долга и 2126 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение в указанной части - отмене.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, как законное и обоснованное.
Принимая во внимание заявленный истцом частичный отказ от иска, который принят судом апелляционной инстанции, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 1 682 865 руб. 90 коп. долга, 165 218 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.04.2015 по 24.09.2016 и далее по день фактической оплаты долга по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Положения статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что судебные расходы взыскиваются со стороны, виновной в возникновении спора, а в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
Исходя из изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине за рассмотрение иска в сумме 30 074 руб. 41 коп.
Истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить из федерального бюджета 2752 руб. 59 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.11.2015 N 10258, а также в связи с частичным отказом от исковых требований.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 49, 150, 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" от исковых требований в части взыскания 49 195 руб. 45 коп. задолженности и 2126 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2017 по делу N А43-31309/2015 в данной части отменить. Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2017 по делу N А43-31309/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Павловская домоуправляющая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Павловская домоуправляющая компания" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" 1 682 865 руб. 90 коп. долга, 165 218 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.04.2015 по 24.09.2016 и далее по день фактической оплаты долга по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, 30 074 руб. 41 коп. судебных расходов по государственной пошлине за иск.
Возвратить на основании настоящего судебного акта из федерального бюджета публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" 2752 руб. 59 коп. к государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 20.11.2015 N 10258.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31309/2015
Истец: ПАО "ТНС Энерго НН"
Ответчик: ООО "Павловская домоуправляющая компания"
Третье лицо: ПАО МРСК ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ