Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф04-920/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А70-8895/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14673/2017) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2017 по делу N А70-8895/2017 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" (ИНН 7204202311, ОГРН 1147232013070)
к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1
о признании незаконным решения от 20.06.2017 N 230,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр энергетического сервиса" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Центр энергетического сервиса") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд, Отделение) о признании незаконным решения от 20.06.2017 N 230.
Решением по делу суд первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворил: признал незаконным решение Фонда от 20.06.2017 N 230 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что в проверяемом периоде общество выплатило своим работникам материальную помощь в связи со смертью их близких родственников (бабушек, дедушек, братьев), которые не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В этой связи суд первой инстанции заключил о незаконности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым решением, Отделение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ходе проведенной в отношении общества проверки заинтересованным лицом было установлено занижение облагаемой базы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом Фонд отмечает, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) и статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ), является исчерпывающим, и предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
В то же время, как указывает заинтересованное лицо, такие родственники, как: дедушки, бабушки, дяди, тети, не являются членами семьи, по смыслу действующего законодательства, а значит, осуществленные обществом спорные выплаты подлежали обложению страховыми взносами, при условии, что в период проверки заявителем не были предоставлены доказательства совместного проживания, ведения совместного хозяйства работников с родственниками.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Центр энергетического сервиса" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества и Фонда поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены, в связи с чем судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Отделением была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в ходе которой заинтересованное лицо пришло к выводу о занижении ООО "Центр энергетического сервиса" облагаемой страховыми взносами базы на суммы единовременной материальной помощи, начисленной работникам общества в связи со смертью родственников, которые не являются членами семьи.
Результаты проверки оформлены актом от 22.05.2017 N 240н/с.
В связи с изложенными обстоятельствами по итогам проверки Фондом принято решение от 20.06.2017 N 230, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 257 руб. 16 коп., пени за неуплату страховых взносов в установленный срок в сумме 6 руб. 20 коп.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Центр энергетического сервиса" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
03.10.2017 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Фондом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В части 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ закреплено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24 - 28 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Указанное согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, сформулированной в постановлении от 25.03.2016 N Ф04-808/2016 по делу N А27-11549/2015.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в проверяемом периоде общество выплатило своим работникам материальную помощь в связи со смертью их близких родственников (бабушек, дедушек, братьев).
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом не представлено.
Ссылки подателя жалобы на то, что бабушки, дедушки и братья не являются членами семьи, по верному замечанию суда первой инстанции, в рассматриваемом случае не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку спорные выплаты носят социальный и компенсационный характер и не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.
При этом указания Фонда о том, что не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период, судом апелляционной инстанции не принимаются, т.к. изложенные условия закреплены в пункте 12 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, и представляют собой самостоятельные основания для не обложения осуществленных выплат страховыми взносами, в то время как в рассматриваемом случае заявителем произведены выплаты, подпадающие под пункт 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, положения которого таких ограничений не содержат.
В этой связи суд первой инстанции обосновано заключил, что осуществленные обществом своим работникам в спорном периоде выплаты в виде материальной помощи в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (брат, бабушки, дедушки), не содержали признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависели от трудовых успехов работника и не являлись средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не подлежали обложению страховыми взносами и включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Фонда правомерно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Отделения в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Фондом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2017 по делу N А70-8895/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8895/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф04-920/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕРВИСА"
Ответчик: Государственное учреждение- Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N1