Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2018 г. N Ф05-4144/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А40-78709/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Д.В.Каменецкого, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.В.Майер, |
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2017, принятое судьей Березовой О.А. (41-755)
по делу N А40-78709/17
по заявлению ОАО "Московский бизнес инкубатор" (ОГРН 1037725042794)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
при участии:
от заявителя: Китаев А.Ю. дов. N 17/20-МБИ от 04.04.2017;
от ответчика: Мацота Н.Э. дов. N 33592/2016 от 29.12.2016, Колмыкова М.Ю. дов. N 33620/2016 от 29.12.2016;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2017, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ОАО "Московский бизнес инкубатор" (далее также - заявитель, Общество) о признании незаконным сформулированного в уведомлении от 08.02.2017 N 77/022/016/2016-790, 792, 794, 796, 798, 799 отказа Управления Росреестра по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества по адресу: г.Москва, пр-т Андропова, д.18, корп.4: теплосеть с водовыпуском протяженностью 280-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3500); хладопровод протяженностью 226-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3501); канализацию самотечную протяженностью 670-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3502); водопровод протяженностью 343-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3503); телефонную канализацию протяженностью 1128-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3504); водосток самотечный протяженностью 1151-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3488) и обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности заявителя на указанные объекты.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Общества на спорные объекты недвижимого имущества.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и отсутствие законных оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Общества на указанные объекты недвижимого имущества. Указывает на непредставление заявителем в регистрирующий орган разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Москва, пр-т Андропова, д.18, корп.4; при этом согласно информации, полученной Управлением в порядке межведомственного взаимодействия, разрешение на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости не выдавалось.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность оспариваемого отказа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.11.2016 Общество обратилось в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества по адресу: г.Москва, пр-т Андропова, д.18, корп.4: теплосеть с водовыпуском протяженностью 280-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3500); хладопровод протяженностью 226-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3501); канализацию самотечную протяженностью 670-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3502); водопровод протяженностью 343-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3503); телефонную канализацию протяженностью 1128-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3504); водосток самотечный протяженностью 1151-м (кадастровый номер 77:05:0002007:3488).
При этом в информационных письмах, приложенных к заявлениям, Общество указало, что договор аренды земельного участка, на котором возведены указанные объекты, находится в регистрационных делах 77-77-12/021/2010-066, 24/029/2010-249, инвестиционный контракт, в рамках исполнения которого указанные объекты возведены, - в деле 24/029/2010-249, акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта, по которому объекты переданы заявителю как инвестору, - в деле 77/022/015/2016-2821.
Письмом от 01.12.2016 N 77/022/016/2016-790, 792, 794, 796, 798, 799 Управление уведомило Общество о приостановлении государственной регистрации, сославшись на непредставление договора аренды земельного участка и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Письмами от 27.12.2016 заявитель дополнительно представил технические и кадастровые паспорта, повторно указав, что договор аренды земельного участка, на котором возведены объекты, находится в регистрационных делах 77-77-12/021/2010- 066, 24/029/2010-249, а также сослался на то, что согласно п.3 ч.17 ст.51, ст.55 Градостроительного кодекса РФ, п.п.2 п.12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструируемые объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом ФРС России от 08.06.2007 N 113, для сооружений вспомогательного использования не требуется получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию.
Решением от 08.02.2017 N 77/022/016/2016-790, 792, 794, 796, 798, 799 (том 1, л.д.12) Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности заявителя на спорные объекты недвижимого имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Московский бизнес инкубатор" в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ОАО "Московский бизнес инкубатор" требований.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в соответствии с которым с 01.01.2017 осуществляется государственная регистрация недвижимости) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Москве от 08.02.2017 N 77/022/016/2016-790, 792, 794, 796, 798, 799, Обществу было отказано в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности.
В качестве оснований для отказа регистрирующий орган указал, что Обществом на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отведение земельного участка под строительство спорных объектов недвижимого имущества, а также разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Согласно ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент обращения Общества с заявлениями в регистрирующий орган) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (п.1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п.2).
На основании п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.2 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п.1 ст.25.3 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом в силу ст.24.2 Закона государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Аналогичные правила государственной регистрации предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В настоящем случае из материалов дела усматривается, что на дату принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа в наличии имелись все документы, признаваемые законом обязательными для государственной регистрации права собственности заявителя на спорные объекты: договор аренды земельного участка от 13.04.2005 N М-05-024480, в соответствии с которым Обществу предоставлены в аренду земельные участки для проектирования, строительства и эксплуатации Московского городского технопарка "Нагатино-Зил", инвестиционный контракт от 14.03.2003 на проведение Обществом предпроектных, подготовительных, проектных, строительных, пусконаладочных работ, ввода объектов в эксплуатацию, в том числе объектов инфраструктуры (транспортных и инженерных сетей и сооружений), акт от 22.09.2016 о результатах частичной реализации контракта, по которому Обществу передаются все инженерные коммуникации первой очереди строительства.
Более того, Общество также представило технические и кадастровые паспорта на объекты, которые при этом относятся к сооружениям вспомогательного использования.
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в отношении объекта, на который ранее выдавалось разрешение на строительство, а последнее согласно п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не выдается в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые и достаточные для государственной регистрации права собственности Общества на вышеназванные объекты документы, предусмотренные законом и отражающие информацию, необходимую для государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и обязании Управления зарегистрировать право собственности заявителя на указанные объекты.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм права, несостоятельны и не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2017 по делу N А40-78709/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78709/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2018 г. N Ф05-4144/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Московский бизнес инкубатор, ОАО "Московский бизнес инкубатор"
Ответчик: Росреестр по г.Москве, Управление Росреестра по Москве