г. Владивосток |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А59-56/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-8692/2017
на решение от 13.10.2017
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-56/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Умитэкс" (ОГРН 1066501012050, ИНН 6501166135)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793) о признании незаконным решения "О возврате денежных средств" от 16.11.2016 N 15-09/14716 в отношении ДТ N 10707090/141113/0009609
при участии:
от ООО "Умитэкс": Чупин М.С., доверенность от 11.10.2017, сроком по 31.12.2018, паспорт,
от Сахалинской таможни представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Умитэкс" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне о признании незаконным решения о возврате денежных средств от 16.11.2016 N 15-09/14716 в отношении ДТ N 10707090/141113/0009609.
Решением суда от 13.10.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Сахалинская таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе таможня указала, что внесение изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля. При этом таможня отмечает, что инициирование обществом внесения изменений в ДТ одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не означает, что итогом его рассмотрения будет фактическое внесение изменений в ДТ.
Также заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о наличии у таможенного органа обязанности оценивать решение по таможенной стоимости по результатам анализа представленных к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и имеющихся у него документов совместно с заявлением о внесении изменений в спорную ДТ.
По мнению таможни в связи с тем, что декларант не представил доказательства излишней уплаты таможенных платежей по спорной ДТ, оснований для их возврата не имелось.
Кроме того, Сахалинской таможней представлены дополнительные пояснения, в которых указано на то, что выбранные таможенным органом в качестве источников ценовой информации декларации на товар подобраны и использованы без нарушений норм действующего законодательства.
Сахалинская таможня, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила.
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, письменный отзыв не представлен.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Сахалинской таможни.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО "Умитэкс" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.02.2006 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066501012050, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501166135. Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является торговля оптовая отходами и ломом (код ОКВЭД 46.77).
Общество на основании заключенного с иностранной компанией "Chic Trading Limited" договора о купле-продаже от 16.05.2013 N 13005 и подписанного сторонами приложения от 04.10.2013 N 014 вывезло с территории Таможенного союза товар: - лом черных металлов, несортированный, ГОСТ 2787-75, марки 3А и 5А, разрезанный на части размером от 0,5-м до 3,5-м, деформированный (части металлоконструкций, машин), готовые изделия, пригодные для дальнейшего использования, отсутствуют, в количестве 2 192 783 кг, по цене 493 376,18 долларов США (товар N 1).
Данный товар оформлен обществом по декларации N 10707090/141113/0009609 с использованием электронной формы декларирования, таможенная стоимость определена по первому методу таможенной оценки (цена сделки с вывозимыми товарами) и составила 16 191 816 руб. 83 коп., в подтверждение которой декларант в формализованном виде представил договор о купле-продаже от 16.05.2013 N 13005, дополнение от, приложение от 04.10.2013 N 014 к договору, инвойс от 25.10.2013 N2013/38, коносамент от 25.10.2013 N 2013/38, паспорт сделки и иные документы.
В ходе осуществления таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, таможня выявила существенное отклонение заявленной таможенной стоимости от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости аналогичных товаров. Согласованные в договоре условия по оплате товара также указывают на то, что платеж должен быть уже произведен, тогда как такие документы декларантом не представлены.
Данные обстоятельства, по мнению таможни, свидетельствуют о наличии признаков недостоверности сведений о величине таможенной стоимости. В этой связи таможня вынесла решение от 14.11.2013 о проведении дополнительной проверки, в котором обществу было предложено представить дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
В ответ на указанное решение общество представило в таможенный орган имеющиеся документы, запрошенные таможней.
По результатам проведенного дополнительного анализа представленных обществом документов таможня также не усмотрела правомерность примененного декларантом первого метода таможенной оценки, поскольку заявленная таможенная стоимость не основана на количественно определенной, документально подтвержденной и достоверной информации, в связи с чем, в соответствии со статьей 69 ТК ТС приняла решение от 06.12.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, в котором также указала, что таможенная стоимость может быть определена исходя из следующей информации: по товару N 1 - 21 229 270 руб. 73 коп. (источник ДТ N10705030/150413/0000535).
Обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров в срок по 21.12.2013.
Общая сумма дополнительно начисленных таможенных пошлин по отношению к платежам, исчисленным при применении первого метода таможенной оценки, составила 629 681 руб. 74 коп.
В целях погашения данной задолженности таможня в соответствии со статьей 154 Закона N 311-ФЗ на основании решения N 10707000/241213/ЗДзО- 919/13/-/З от 24.12.2013 произвела зачет денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенной пошлины.
Полагая, что у таможни отсутствовали препятствия к применению первого метода определения таможенной стоимости, а принятое решение о корректировке таможенной стоимости от 06.12.2013 является незаконным, общество обратилось в Сахалинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с приложением следующего пакета документов: обращения о внесении изменений в декларацию на товары, копии ДТ N 10707090/141113/0009609, копий коммерческих и платежных документов по спорной поставке, ведомости банковского контроля, формы КТД и ДТС-3, доверенности на представителя.
В целях надлежащего разрешения заявления о возврате денежных средств ООО "Умитэкс" в приложенном обращении просило внести изменения в графы 45 и 47 ДТ N 10707090/141113/0009609 в виде указания первоначальных сумм (то есть до корректировки) при исчислении таможенных платежей.
Письмом от 16.11.2016 N 15-09/14716 таможня на поступившие заявление и обращение со ссылкой на статью 147 Закона N 311-ФЗ и пункт 11 Порядка N 289 сообщила, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, а также об отсутствии оснований для внесения изменений в декларацию на товары.
Одновременно таможня проинформировала, что общество вправе повторно обратиться с подобным заявлением при условии предоставления всех необходимых документов и сведений.
Не согласившись с данным решением таможни и посчитав его не соответствующим требованиям действующего законодательства, ООО "Умитэкс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 629 681,74 руб. явилось несогласие общества с уплатой таможенных пошлин, налогов вследствие произведенной таможней корректировки таможенной стоимости вывезенных товаров по ДТ N 10707090/141113/0009609.
Учитывая, что заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорном размере было оставлено таможней без удовлетворения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение о корректировке таможенной стоимости по указанной ДТ не было предметом судебного или ведомственного контроля, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в сумме 629 681,74 руб. находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекших доначисление спорных таможенных платежей.
Поддерживая выводы арбитражного суда об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 64 ТК ТС, таможенная стоимость товаров, вывозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 311-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191, Правила определения таможенной стоимости), основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 7 названных Правил установлено, что основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В силу пункта 11 Правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из материалов дела судом установлено, что таможенную стоимость товара, вывозимого с таможенной территории Таможенного союза по ДТ N 10707090/141113/0009609, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с вывозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ, представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов, указанных в описи к спорной ДТ. Представленные обществом документы в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по заявленному методу соответствовали Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Анализ указанных документов показывает, что стороны договорились о количестве, ассортименте и общей стоимости поставляемого товара. Порядок, форма, структура формирования цены сделки подтверждаются контрактом и приложением к нему, коммерческим инвойсом, содержащие сведения о характеристиках ввезенного товара, которые корреспондируются со сведениями, заявленными в спорной ДТ.
В этой связи, указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Положения контракта, приложения к нему, инвойса по спорной ДТ подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено.
Так, предметом контракта N 13005 от 16.05.2013 является купля- продажа металлолома марки N 3А в количестве 36 000 тонн по цене 225 долларов США за МТ. Также определено допустимое отклонение веса и количества: +/- 10% по усмотрению продавца.
В пункте 3 договора отправка груза согласована на условиях - ФОБ Корсаков Россия. Обязанность по предоставлению судна возложена на покупателя в силу пункта 8 договора.
Согласно пункту 6 договора, первый взнос в размере 90% от общей суммы инвойса должен быть выплачен банковским переводом в течение 5 банковских дней после прибытия судна в порт выгрузки по представлению документов: коносамента, коммерческого инвойса, упаковочного листа, справки об осадке судна, сертификата об отсутствии радиоактивности. Остальные 10% должны быть переведены банковским переводом в течение 5 банковских дней после завершения выгрузки. Покупатель и продавец также договорились о возможности авансовых платежей.
04.10.2013 стороны подписали Приложение N 014 к договору, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает на условиях ФОБ Москальво лом черных металлов в количестве 2 500 тонн, по цене 225 долларов США за тонну на условиях, изложенных в договоре.
Во исполнение данного приложения общество отгрузило в адрес компании "Chiс Trading Limited" 2192,783 тонн лома черных металлов несортированного марки 3А и 5А, перевозка которого из порта Москальво (Россия) в порт Поханг (Корея) осуществлена по коносаменту от 25.10.2013 N 2013/38.
В целях оплаты отгруженного товара общество выставило компании "Chiс Trading Limited" коммерческий инвойс от 25.10.2013 N 2013/38 на сумму 493 376,18 долларов США (из расчета 225 долларов США за 1 тонну).
Согласно представленной заявителем в материалы дела ведомости банковского контроля по рассматриваемому договору (паспорт сделки от 20.05.2013 N 13050003/0843/0007/1/1) оплата спорной поставки осуществлена покупателем в полном объеме.
Поскольку при определении условий контракта стороны также решили, что цена товара понимается на условиях FOB, а, следовательно, в соответствии с правилами толкования международных терминов "Инкотермс 2000" продавец несет все расходы, связанные с товаром до момента перехода товара через поручни судна в названном порту отгрузки, в связи с чем, в данную цену включены все расходы поставщика по экспортной упаковке и маркировке, перевозке, хранению, погрузке товара, пошлины, налоги и сборы, а также другие экспортные расходы продавца.
Величина транспортных расходов декларантом подтверждена, спора относительно неподтверждения транспортных расходов материалы дела не содержат, отсутствуют такие доводы и в решении о корректировке таможенной стоимости.
Факт перемещения указанного в декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что представленные обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости. Описание товара соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что не может рассматриваться как доказательство недостаточности представленных декларантом документов и (или) недостоверности сведений по таможенной стоимости установленное таможней различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в базах данных таможенного органа и не относящейся непосредственно к указанной сделке, что является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения данных обстоятельств. Аналогично несостоятельна ссылка таможни на ценовую информацию по схожему товару, размещенную на открытых информационных ресурсах сети Интернет.
Неисполнение обществом запроса таможни в части представления подлинников коммерческих документов по спорной поставке также не может безусловно служить основанием для отказа в применении основного метода определения таможенной стоимости, учитывая при этом, что согласно решению о корректировке таможенной стоимости от 06.12.2013 таможня не выявила какие-либо противоречия и разночтения между документами, поступившими в электронном виде, и копиями документов, представленными по решению о проведении дополнительной проверки.
По правилам статьи 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18), при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Из материалов дела судом установлено, что таможня не доказала невозможность использования обществом стоимости сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости, что давало бы ей право скорректировать таможенную стоимость с использованием иного метода таможенной оценки. Напротив, наличие представленных обществом обязательных документов свидетельствует о подтверждении цены сделки и заявленной таможенной стоимости, тогда как какие-либо доказательства о фиктивном характере внешнеэкономических договорных отношений, влекущих корректировку таможенной стоимости, таможней не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную обществом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
В связи с этим доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 629 681,74 руб. являются излишне уплаченными, и заявитель имеет право на их возврат в соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС и статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
При этом, как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289, Порядок внесения изменений в ДТ N 289) предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств- членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 14 этого же Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 89, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Соответственно представленная декларантом форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Между тем, учитывая, что положения пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, устанавливая обязанность по представлению документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, не содержат конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что декларант должен представить вместе с заявлением на возврат любые документы, которые, по его мнению, подтверждают излишнюю уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов.
Анализ документов, приложенных к заявлению о возврате таможенных платежей в сумме 629 681,74 по ДТ N 10707090/141113/0009609, позволяет сделать вывод о том, что общество представило документы (спорные ДТ, формы КДТ, платежные поручения), совокупный анализ которых свидетельствует об уплате обществом таможенных платежей в завышенном размере по сравнению с платежами, исчисленными им первоначально по первому методу определения таможенной стоимости.
Таким образом, вывод таможни в письме от 16.11.2016 N 15-09/14716 "О возврате денежных средств" и одновременно довод апелляционной жалобы о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по спорной ДТ, является несостоятельным.
В то же время судебная коллегия учитывает, что в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, общество также просило внести изменения в спорную ДТ по причине принятия незаконного решения по корректировке таможенной стоимости товаров.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
В рассматриваемом случае (с учетом отраженных выше обстоятельств дела) надлежит признать, что одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларации на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Соответственно, у таможни отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм по статье 147 Закона N 311-ФЗ, чем нарушены права и законные интересы декларанта.
Принимая во внимание разъяснения пункта 30 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, суд первой инстанции обоснованно возложил на таможню обязанность возвратить обществу излишне взысканные таможенные платежи по спорной ДТ, окончательный размер которых таможне определить на стадии исполнения судебного решения.
Проверка соблюдения декларантом трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей показала, что обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей декларантом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение таможни, и, обязав возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в спорном размере.
В рамках настоящего спора судом правомерно рассмотрено и оценено решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку фактически требование декларанта об оспаривании решения таможни и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 629 681,74 руб. основано на несогласии с корректировкой заявленной таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
Материалами дела подтверждается, что, отказывая в удовлетворении спорного заявления общества, таможенный орган не оценивал законность и обоснованность решения о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной ДТ.
В этой связи реализация декларантом права на защиту путем предъявления в арбитражный суд требования об оспаривании решения таможни от 16.11.2016 N 15-09/14716 и об обязании возвратить излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи в спорном размере соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ.
Необходимая оценка законности корректировки таможенной стоимости товаров по спорной декларации и наличию (отсутствию) факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных платежей дана арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, исходя из совокупности документов, представленных обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости при подаче указанной ДТ.
Заявленные обществом требования рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судебной коллегией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениям к ней.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.10.2017 по делу N А59-56/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-56/2017
Истец: ООО "Умитэкс"
Ответчик: Сахалинская таможня