Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф09-1470/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А50-18040/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сервис-мастер" - Жебалова В.В., паспорт, доверенность от 08.08.2017; Юркова С.Б., паспорт, доверенность от 08.08.2017;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-мастер"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 октября 2017 года по делу N А50-18040/2017,
принятое судьей Герасименко Т.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-мастер" (ОГРН 1125920002053, ИНН 5920038318)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (ОГРН 1025902031693, ИНН 5920017540)
о признании незаконным решения от 05.05.2017 N 203V12170000355,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-мастер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (далее - фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 05.05.2017 N 203V12170000355.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на незаконность произведенных доначислений, правомерность применения им пониженного тарифа, предусмотренного подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Деятельность общества по производству санитарно-технических работ относится, по его мнению, к строительству. Фондом не представлено доказательств несоответствия выполняемых обществом работ работам, дающим право на применение пониженного тарифа страховых взносов. Заявитель считает ошибочным выводы суда о том, что деятельность общества должна относиться к видам деятельности по кодам 40.10.5 (деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей) и 40.30.5 (деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей), поскольку оно не является организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей, а производит санитарно-техническое обслуживание внутридомовых и тепловых сетей, инженерных систем электро-, тепло-, и водоснабжения и электромонтажные работы на обслуживаемых инженерных сетях. Также заявитель указал на наличие оснований для снижения штрафа.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Фонд представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Фонд, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 27.02.2017 и вынесено решение от 05.05.2017 N 203V12170000355 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (представлено обществом, как и иные документы, вместе с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта и приобщено к делу в электронном виде, л.д.14-15 том 1).
Указанным решением обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 304 205,54 руб. и на обязательное медицинское страхование в сумме 775 724,13 руб. (на стр.3 решения суда в части указания сумм доначисленных взносов допущены опечатки), соответствующие суммы пени и штраф по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 20% от неуплаченных взносов, что составило 215 985,93 руб., а также штраф по части 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ) в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя права на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного п.8 ч.1 ст.58 Закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно подпункту "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, строительство (код ОКВЭД 45).
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
При применении УСН сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, налогоплательщики, применяющие данную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, определяемые, соответственно, согласно положениям статей 249 и 250 НК РФ.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, признается доходом от реализации и определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что общество в спорный период применяло УСН; в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности общества указано "Производство отделочных работ" (код ОКВЭД 45.4); дополнительные виды деятельности: "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию электрический распределительной и регулирующей аппаратуры (код ОКВЭД 31.20.9), "Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых систем" (код ОКВЭД 40.30.5). Фактически в спорный период общество осуществляло деятельность по содержанию жилых домов, а также оказывало услуги по техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования нежилых помещений на основании следующих договоров:
договор N 74 от 01.07.2012 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по текущему ремонту и обслуживанию конструктивных элементов зданий;
договор N 76 от 01.07.2012 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по содержанию, текущему и аварийному ремонту внутридомовых инженерных электрических сетей;
договор N 75 от 01.07.2012 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по текущему и аварийному ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования;
договор N 89 от 01.07.2012 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по обслуживанию электросилового оборудования;
договор N 65 от 06.05.2013 г. с ООО "Теплотекс" работы по выполнению ремонтных работ во встроенном нежилом помещении, расположенном по адресу Пермский край, г. Чайковский, Проспект Победы, дом 16;
договор N 86 от 01.09.2013 г. с ООО "Теплотекс": работы по выполнению гидравлических испытаний системы отопления в нежилом помещении, расположенном по адресу Пермский край, г. Чайковский, ул.Азина, дом 23/2;
договор N 67 от 01.03.2015 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по текущему ремонту и обслуживанию конструктивных элементов зданий;
договор N 68 от 01.03.2015 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по содержанию, текущему и аварийному ремонту внутридомовых инженерных электрических сетей;
договор N 69 от 01.03.2015 г. с ООО "Теплотекс" на оказание услуг по текущему и аварийному ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования.
Сумму дохода, полученного по этим договорам, страхователь отражал в качестве доходов от деятельности "Производство отделочных работ" (код ОКВЭД 45.4.).
Из условий названных договоров, актов выполненных работ следует, что исполнитель ООО "Сервис-Мастер" выполняет следующие виды работ: техническое и санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, придомовых территорий, инженерных сетей и оборудования (водопровода, отопления, канализации), ремонт и поддержание работоспособности внутренней системы отопления жилых домов, канализационной сети, внутренних систем электроснабжения, вентиляции, внешнего благоустройства, техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов, которое включает в себя: техническое содержание конструктивных элементов зданий и внутридомового инженерного оборудования, содержание и уборка придомовых территорий и др.
Действительно, в соответствии с указанным выше ОКВЭД деятельность по коду 45 включает в себя такие виды работ, как: новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений - в таких видах строительства, как: подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений, производство общестроительных работ, производство прочих строительных работ, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство отделочных работ и др.
Вместе с тем фонд в ходе выездной проверки установил, что не все доходы, полученные обществом по указанным выше договорам, относятся к деятельности "Строительство". В приложении N 1 к акту проверки фондом выделена стоимость работ, которые относятся к иным видам деятельности: обеспечение работоспособности электрических сетей (код по ОКВЭД 40.10.5), обеспечение работоспособности тепловых сетей (код по ОКВЭД 40.30.5), чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования, в том числе вентиляционных шахт (код по ОКВЭД 74.70.1), уборка территории и аналогичная деятельность (очистка улиц от льда и снега), установка и демонтаж урн, почтовых ящиков, досок объявлений (код по ОКВЭД 90.00.03) (л.д.60 том 1).
В результате установлена следующая доля доходов от общестроительных работ к общей сумме доходов:
2013 год - 59,24% (5 139 060,25 руб./ 8 674 552,49 руб.);
2014 год - 62,04% (5 612 727,85 руб./ 9 047 790,06 руб.);
2015 год - 60,9% (6 940 559,87 руб./ 11 393 888,67 руб.).
Принятые фондом возражения страхователя к акту выездной проверки (о возможности отнесения к ОКВЭД 45 электромонтажных и кровельных работ) не влияют на вывод о том, что доход общества от основного вида деятельности в сфере строительства составляет менее 70% (стр.11 решения фонда).
Оспаривая решение фонда, общество настаивает на том, что к деятельности "Строительство" следует относить и иные произведенные им электромонтажные, а также санитарно-технические работы (коды 45.31, 45.33).
Однако, установив из представленных в дело договоров обязательства общества (проводить профилактические осмотры объектов жилого и нежилого фонда, придомовых территорий, внутренних и наружных инженерных сетей, инженерного оборудования, работы аварийного характера жилищного фонда, выполнение планово-предупредительных (профилактических) осмотров, подготовка жилых зданий, внутренних и наружных инженерных сетей, инженерного оборудования к сезонной эксплуатации, работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в т.ч. чердаков, подвалов и технических помещений, освещение мест общего пользования и техническое обслуживание, работы по санитарному содержанию придомовых территорий и т.д.), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что такие работы не относятся к строительной деятельности ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату.
Согласно пункту 2.1.1 договора N 76 от 01.07.2012 и договора N 68 от 01.03.2015 "подрядчик обязуется выполнить все работы по ремонту и техническому обслуживанию внутридомовых инженерных электрических сетей в многоквартирных домах г.Чайковский".
Как указано выше, техническое обслуживание, относится к ОКВЭД 40.10.5 "Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей". Эта группировка включает монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание теплотехнического и другого технологического оборудования, аппаратуры и средств защиты тепловых сетей.
Под технической эксплуатацией электрооборудования понимают процесс его использования по назначению и поддержания в технически исправном состоянии. Техническая эксплуатация электрооборудования включает выполнение следующих мероприятий: подготовку, включение и выключение электрооборудования, обнаружение неисправностей и прогнозирование технического состояния; профилактические работы; настройку и регулирование отдельных узлов, связей и электрооборудования в целом: обеспечение сохранности отдельных блоков и электрооборудования в целом; обеспечение комплектом запасных частей (ЗИП); техническую подготовку обслуживающего персонала; правильное ведение технической документации.
На основании локально-ресурсных смет по указанным договорам установлено, что деятельность по техническому обслуживанию инженерных электрических сетей велась в жилых многоквартирных домах в г. Чайковском, в приложении N 1 к договорам указаны общая характеристика жилого фонда в разрезе жилищного фонда, в приложении N 2 указан перечень и состав выполненных работ который производится в рамках технической эксплуатации жилищного фонда, стоимость обслуживания и текущего ремонта определена в разрезе жилых зданий в приложении N 3.
Указанное свидетельствует о том, что работы, выполненные на основании данных договоров относятся к техническому обслуживанию жилищного фонда (ОКВЭД 40.10.5). Ни предмет (раздел 1) договоров, ни локально-ресурсные сметы не указывают на, что на объектах жилищного фонда осуществлялись строительные работы.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что доходы общества от деятельности "Строительство" составляет менее 70 процентов всех доходов, следовательно, заявителем не соблюдены условия, предусмотренные ст.58 Закона N 212-ФЗ.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 304-КГ14-4018, от 02.09.2015 N 304-КГ15-10022.
Наложение на общество штрафа по части 3 ст.17 Закона N 27-ФЗ в сумме 2000 руб. также произведено правомерно, поскольку фондом установлено (л.д.44-45 том 1) и страхователем не оспорено представление им недостоверных сведений на 4 застрахованных лиц.
Оснований для снижения штрафных санкций апелляционный суд не усматривает.
Действительно, на основании ст.112,114 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации (в том числе изложенной в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П) суд вправе уменьшить размер финансовых санкций, наложенных на страхователя, исходя из характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Вместе с тем в суде первой инстанции заявитель обоснования для снижения финансовых санкций не привел, в суде апелляционной инстанции сослался лишь на их значительность для имущественного положения общества. В то же время штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов сам по себе не является чрезмерным и не соответствующим характеру совершенного правонарушения. Аналогичный вывод следует и для штрафа по части 3 ст.17 Закона N 27-ФЗ, который в настоящем случае составил 2000 руб. Заявитель не привел каких-либо пояснений о том, в связи с чем им допущено представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, либо иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2017 года по делу N А50-18040/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-мастер" (ОГРН 1125920002053, ИНН 5920038318) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 01.11.2017 N 422.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18040/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2018 г. N Ф09-1470/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СЕРВИС-МАСТЕР"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧАЙКОВСКОМ ПЕРМСКОГО КРАЯ