город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2017 г. |
дело N А32-34301/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 по делу N А32-34301/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Юггазсервис",
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Юггазсервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" от 08.08.2016 г. N 2343/5/16-278923 о приостановлении осуществления кадастрового учета "Единого недвижимого комплекса - газопроводы п.Верхнебаканский"; обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" осуществить постановку на государственный кадастровый учет "Единого недвижимого комплекса - газопроводы п.Верхнебаканский в соответствии с подготовленным кадастровым инженером Каменевой Е.Г. техническим планом от 28.07.2016 г.; 06.09.2016 г.; о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" от 12.09.2016 г. N 2343/5/16-319817 об отказе в осуществлении кадастрового учета "Единая сеть газопроводов с.Гайдук", об обязании филиал ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" осуществить постановку на государственный кадастровый учет "Единая сеть газопроводов с.Гайдук", в соответствии с подготовленным кадастровым инженером Каменевой Е.Г. техническим планом от 09.09.2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 признано незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю от 12.09.2016 N 2343/5/16-319817 об отказе в осуществлении кадастрового учета "Единая сеть газопроводов с. Гайдук". Суд обязал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" осуществить постанову на государственный кадастровый учет "Единая сеть газопроводов с. Гайдук", в соответствии с подготовленным кадастровым инженером Каменевой Е.Г. техническим планом от 09.09.2016. В остальной части заявленных требований отказано. Судом взысканы с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" в пользу ОАО "Юггазсервис" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент вынесения обжалуемых решений в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 01.01.2017) (далее по тексту - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса Законом о кадастре не был предусмотрен. С 01.01.2017 года в соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о ГРН) осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о единых недвижимых комплексах.
Согласно заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.07.2016 N 23-0-1-193/3101/2016-3020 и от 09.09.2016 N 23-0-1-193/3101/2016-3621 и представленных вместе с ними техническими планами, предметом учета являлись сооружение с наименованием: Единая газовая сеть п. Верхнебаканский, назначением: 7.7. Сооружения трубопроводного транспорта, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п.Верхнебаканский, Единая газовая сеть п. Верхнебаканский и сооружение с наименованием: Сеть газопроводов с. Гайдук, назначением: 7.7. Сооружения трубопроводного транспорта, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Гайдук, сеть газопроводов с. Гайдук.
В государственном кадастре недвижимости отделом кадастрового учета не выявлены сведения о вышеуказанных объектах.
Более того, податель жалобы ссылается на то, что в составе технического плана отсутствовали документы, предусмотренные действующим законодательством, предусмотренные частью 8 статьи 41 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Письмо Департамента архитектуры и градостроительства от 24.10.2016 не может быть принято органом кадастрового учета во внимание, т.к. частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых разрешение на строительство не требуется.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Юггазсервис" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 15.12.2017 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Смотрову Н.Н. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.03.2016 в адрес руководителя ОАО "Юггазсервис" поступило письмо от 24.03.2016 г. N 158/16-001, в котором и.о. заместителя главы МО по ЖКХ и развитию городского хозяйства МО г.Новороссийска сообщает, что ОАО Юггазсервис" необходимо произвести кадастровый учет и регистрацию прав собственности на газопроводы, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственного общества.
Согласно справке ЗАО "Новоросгражданпроект" N 25 от 23.05.2016 года, в зоне эксплуатационной ответственности и на балансе ОАО "Юггазсервис", на основании актов приемки законченных строительством объектов, указанных в таблице N 1 (являющейся неотъемлемым приложением к вышеуказанной справке), находится Единый недвижимый комплекс, объединённый единым значением, состоящий из неразрывно связанных физически и технологически газопроводов давления п. Верхнебаканский, общая протяженность Единого недвижимого комплекса составляет 53007.84 м.
Согласно справке ЗАО "Новоросгражданпроект" N 26 от 23.08.2016 года, в зоне эксплуатационной ответственности и на балансе ОАО "Юггазсервис", на основании актов приемки законченных строительством объектов, указанных в таблице N 1 (являющейся неотъемлемым приложением к вышеуказанной справке), находится Единая сеть газопроводов с. Гайдук, объединённая единым значением, - стоящий из неразрывно связанных физически и технологически газопроводов с. Гайдук, общая протяженность сети газопроводов с. Гайдук составляет 35178.78 м. Во исполнение письма от 24.03.2016 г. N158/16-001, И.О. заместителя главы МО по ЖКХ и развитию городского хозяйства МО г. Новороссийска, ОАО Юггазсервис" (заказчик) и ООО "Газстройрегион" (подрядчик) заключили договор подряда на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана сооружения (газопровода).
Кадастровым инженером Каменевой А.Г., был подготовлен технический план сооружения Единого недвижимого комплекса - газопроводы высокого, среднего и низкого давления п. Верхнебаканский (дата подготовки технического плана 28.07.2016 г.), который был сдан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю для постановки указанного сооружения на ГКУ (Заявление о постановке на государственный кадастровый учет N 23-0-1-193/3101/2016-3020 от 30.07.2016 г.). Однако решением органа кадастрового учета от 08.08.2016 г. N 2343/5/16-278923 осуществление кадастрового учета было приостановлено по основаниям, что данный объект не относится к объектам капитального строительства. При этом, в решении также указано, что сведения об объектах, входящих в состав Единого недвижимого комплекса должны содержаться в Государственном кадастре недвижимости.
Кадастровым инженером Каменевой А.Г., на решение органа кадастрового учета от 08.08.2016 N 2343/5/16-278923 о приостановлении осуществления кадастрового учета был подготовлен и откорректирован технический план сооружения Единой газовой сети п. Верхнебаканский (дата подготовки технического плана 06.09.2016 г.), который также был сдан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю для постановки указанного сооружения на ГКУ. Однако решением органа кадастрового учета от 09.09.2016 г. N 2343/5/16-318147 был получен отказ в снятии приостановки, по тем основаниям, что данный объект не является имуществом, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, кадастровым инженером Каменевой А.Г., был подготовлен технический план сооружения сеть газопроводов с. Гайдук (дата подготовки технического плана 09.09.2016 г.), который также был сдан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю для постановки указанного сооружения на ГКУ (заявление о постановке на государственный кадастровый учет N 23-0-1-193/3101/2016-3621 от 09.09.2016). Однако решением органа кадастрового учета от 12.09.2016 N 2343/5/16-319817 в осуществлении кадастрового учета было отказано по основаниям, что данный объект не является имуществом, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что поскольку газопроводы п. Верхнебаканский и с. Гайдук, являются Единым недвижимым комплексом (Единая сеть газопроводов), то согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации и разъяснениям данным в письме Росреестра от 05 марта 2014 г. N 14-исх/02410-ГЕ/14 "Об оформлении прав на единый недвижимый комплекс", для государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс сведения о входящих в его состав объектах недвижимости должны содержаться в государственном кадастре недвижимости (быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества).
Орган кадастрового учета осуществлял ведение государственного кадастра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, в редакции действующей до 01.01.2017), Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок N 42).
На момент вынесения обжалуемых решений в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, в редакции действующей до 01.01.2017)) государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса Законом о кадастре не был предусмотрен.
С 01.01.2017 года в соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о ГРН) осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о единых недвижимых комплексах.
Согласно заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.07.2016 N 23-0-1-193/3101/2016-3020 и от 09.09.2016 N 23-0-1-193/3101/2016-3621 и представленных вместе с ними техническими планами, предметом учета являлись сооружение с наименованием: Единая газовая сеть п. Верхнебаканский, назначением: 7.7. Сооружения трубопроводного транспорта, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п.Верхнебаканский, Единая газовая сеть п. Верхнебаканский и сооружение с наименованием: Сеть газопроводов с. Гайдук, назначением: 7.7. Сооружения трубопроводного транспорта, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Гайдук, сеть газопроводов с. Гайдук.
Однако, в государственном кадастре недвижимости отделом кадастрового учета не выявлены сведения о вышеуказанных объектах.
Вместе с тем, в случае, если объекты недвижимости были построены до 2004 года (согласно информации, указанной в письме Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска от 01.09.2016 N 09-03-8-1335/16, которое включено в состав Приложения технических планов), в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре являются ранее учтенными объектами недвижимости.
Включение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре на основании:
1) имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в установленном порядке), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, органом кадастрового учета принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объект не является объектом недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется, в том числе, в отношении сооружений.
В силу положений пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса):
- строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
- капитального ремонта объектов капитального строительства;
- строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
- иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения па строительство не требуется.
Эксплуатация построенного, реконструированного сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (части 2 и 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса).
Таким образом, если объекты, в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет.
В составе представленного обществом технического плана отсутствовали документы, предусмотренные действующим законодательством, предусмотренные частью 8 статьи 41 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что самим обществом не оспорено.
Письмо Департамента архитектуры и градостроительства от 24.10.2016 не может быть принято органом кадастрового учета во внимание, т.к. частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых разрешение на строительство не требуется.
Суд также отмечает, что в перечне объектов в соответствии с техническим планом обозначены объекты капитального характера, в частности "котельная жилого района Верхнебаканского цем. завода", надземные "распределительные газопроводы и газоснабжение".
Кроме того, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что газопроводы п. Верхнебаканский и с. Гайдук, являются Единым недвижимым комплексом признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как указано в пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Под имущественным комплексом понимается совокупность объектов недвижимого имущества и используемого в технологическом процессе внутреннего и внешнего производственного оборудования, расположенных в границах определенного земельного участка.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2017 каждое сооружение трубопроводного транспорта зарегистрированы как самостоятельные объекты, а не как единый имущественный комплекс производственного предприятия. Более того, каждое сооружение расположено на отдельных земельных участках с различными кадастровыми номерами на территории различных муниципальных образований.
Несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции, изложенные в определениях суда, общество, в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обоснование своей позиции соответствующие пояснения и доказательства не представило.
Кроме того, общество не доказало, что такие документы были предоставлены в распоряжение заинтересованного лица вместе с заявлением. При этом, даже последующее предоставление документов суду не дает основание суду для признания незаконным оспариваемого решения, принятого в отсутствие таких документов.
Указанное обстоятельство является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судом первой инстанции необоснованно возложена на ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" обязанность осуществить постанову на государственный кадастровый учет "Единая сеть газопроводов с. Гайдук" по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрен состав документов, необходимых для кадастрового учета, к которым согласно пункту 3 части 1 указанной статьи относится технический план здания.
Учитывая предложенный обществом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Краснодарского края, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления такого права возложил на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о спорных объектах.
В такой редакции решение суда первой инстанции является неисполнимым ввиду вступления в законную силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), согласно которому на регистрирующий орган возложены полномочия по государственному кадастровому учету.
Из части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
При этом в соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
На момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения государственный кадастровый учет и регистрация прав отнесены к полномочиям территориальных органов Росреестра, статья 40 Закона N 218-ФЗ устанавливает возможность одновременного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, обращение общества с заявлением о проведении кадастрового учета объектов обусловлено необходимостью регистрации права.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества не имеется. Выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа администрации основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 по делу N А32-34301/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34301/2016
Истец: ОАО "Юггазсервис"
Ответчик: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра " в лице филиала по Краснодарскому краю, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по КК
Третье лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю