г. Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А41-39575/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Экспромт" - Иванов - Шиц (по доверенности от 10.01.2017), Абанкин Ю. В. (по решению от 25.10.2017),
от заинтересованного лица по делу - Администрации города Реутов Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - открытого акционерное общество "РЖД" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Реутов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2017 по делу N А41-39575/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Экспромт" к администрации города Реутов Московской области об спаривании отказа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, открытое акционерное общество "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Холдинговая компания "Экспромт" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд к Администрации городского округа Реутов (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- Признать недействительным отказ Администрации города Реутов в предоставлении ООО "Холдинговая компания "ЭКСПРОМТ" в собственность за плату земельного участка: г. Реутов, ул. Железнодорожная, 2А, кадастровый номер N 50:48:0010306:90 площадью 444,1 кв. м, приведенный в письме от 26.04.2017 г. N 1 -вх-3592/01-01-10.
- Обязать Администрацию города Реутов принять решение о предоставлении в собственность ООО "Холдинговая компания "Экспромт" за плату земельного участка по адресу: г. Реутов, ул. Железнодорожная, 2А, кадастровый номер N 50:48:0010306:90 площадью 444,1 кв. м и заключить договор купли-продажи вышеуказанного участка с ООО "Холдинговая компания "Экспромт".
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Администрация города Реутов Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Экспромт" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей администрации города Реутов Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, открытого акционерное общество "РЖД", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу и возражения на нее, материалы дела, выслушав представителя ООО "Холдинговая компания "Экспромт", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником пакгауза, назначение: нежилое, общей площадью 298,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Реутов, ул. Железнодорожная, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 09.02.2016 г.
Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:48:0010306:90 площадью 444,1 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.06.2017 г. данный участок предоставлен заявителю в аренду по договору N 160 от 20.07.1994 г., срок аренды - до 14.10.2017 г.
07.04.2017 г. заявитель как собственник объекта недвижимости обратился в адрес администрации за выкупом земельного участка.
26.04.2017 г. в письме N 1 -вх-3592/01-01-10. заявителю отказано в предоставлении участка. Администрация указала на то, что участок не отнесен к определенной категории земель, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверит наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие ли отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Руководствуясь изложенным, обществу было отказано в предоставлении участка в собственность.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого отказа заинтересованным лицом не было учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ 3емли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Согласно ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки.
Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч. 2. ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно ч. 2 ст. 14 указанного закона в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения ЕГРН осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что Генеральный план г. Реутова утвержден решением Совета депутатов от 29.06.2011 г. N 134/16.
Согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, представленного в материалы дела в отношении спорного участка, земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010306:90 расположен в границах населенного пункта г. Реутов, существующий вид разрешенного использования: эксплуатация складского помещения (пакгауза), на участке находится объект капитального строительства, ПЗЗ утверждены решением Совета депутатов от 24.12.2010 г. N 69/7 (в ред. решением Совета депутатов от 28.12.2016 г. N 99/2016-НА).
Также в заключении сделан вывод о том, что отнесение спорного участка к категории земель "земли населенных пунктов" не противоречит утвержденному Генплану г. Реутов на период до 2020 г. В договоре аренды N 160 от 20.07.1994 г. указано на расположение участка в городе, а именно, в IV экономической зоне г. Реутова.
Также в дополнительном соглашении N 1 от 15.10.2014 г. к договору аренды земельного участка N 160 от 20.07.1994 г. указан кадастровый номер земельного участка - 50:48:0010306:90, и указана категория земель - земли населенных пунктов.
Согласно ч. 4. и ч. 12 ст. 14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта.
С учетом приведенных норм категория спорного земельного участка установлена: земли населенных пунктов.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлена категория земель.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В пределах административных границ города Реутова, на территории которого расположен участок с кадастровым номером 50:48:0010306:90 функции собственника в части распоряжения землей, осуществляет администрация городского округа Реутов.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной в области и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, с учетом того, что категория спорного земельного участка установлена, обязанность по направлению в орган кадастрового учета документов, подтверждающих в том числе отнесение сформированного земельного участка к определенной категории, лежит на органе местного самоуправления.
И неисполнение данной обязанности нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в следствие чего не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы, изложенные в отказе, как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области указало на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель, предназначенных для размещения линейного объекта федерального значения - высокоскоростной магистрали в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Из указанного Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области сделан вывод о том, что участок ограничен в обороте.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный довод управления в связи со следующим.
От ОАО "РЖД" поступили письменные пояснения (л. д. 101-103), из которых следует, что испрашиваемый участок не попадает в границы зоны планируемого размещения ВСМ 2.
Также обоснованным является довод суда первой инстанции, что в письменных пояснениях обращено внимание суда на то, что участок возможно расположен на расстоянии менее 50 метров от оси трассы ВСМ 2, в связи с чем что после прохождения проектной документации по данному участку трассы ФАУ "Главгосэкспертиза" на испрашиваемый участок могут быть наложены ограничения по хозяйственной деятельности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Согласно пункту 1.2 Санитарных норм их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные правила не влияют на оборотоспособность земельного участка с кадастровым номером 50:48:0010306:90.
Ссылка Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области на Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 обоснованно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим. Данная Схема задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области. В отношении спорной ВСМ 2 в Схеме указано следующее: "Трасса ВСМ "Москва - Казань - Екатеринбург" планируется по территориям городских округов Реутов, Балашиха и Электросталь, а также по территории Ногинского, Павлово-Посадского и Орехово-Зуевского муниципальных районов. Протяженность трассы ВСМ на территории Московской области составит 89,7 км, из которых 21,5 км (участок от города Москвы до ст. Кучино) трассы планируется в полосе отвода Горьковского направления Московской железной дороги и 68,2 км (от ст. Кучино до границы Московской области) в отдельном земляном полотне". В Схеме сделан акцент на то, что данные мероприятия носят предварительный характер: "При этом мероприятия по развитию транспортных инфраструктур федерального значения приводятся в положениях о территориальном планировании транспортного обслуживания Московской области в справочно-информационных целях и не являются предметом утверждения в данном документе".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ссылка на Схему как на документ, достоверно позволяющий установить подтверждающий ограниченность спорного участка в обороте, является неправомерной.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:48:0010306:90.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование о признании незаконным такого отказа является обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В целях устранения нарушенных прав общества суд обязывает Администрацию города Реутов принять решение о предоставлении в собственность ООО "Холдинговая компания "ЭКСПРОМТ" за плату земельного участка по адресу: г. Реутов, ул. Железнодорожная, 2А, кадастровый номер N 50:48:0010306:90 площадью 444,1 кв. м и заключить договор купли-продажи вышеуказанного участка с ООО "Холдинговая компания "ЭКСПРОМТ".
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2017 по делу N А41-39575/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39575/2017
Истец: ООО "ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ЭКСПРОМТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕУТОВ Россия
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЕУТОВ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕУТОВ, Министерство имущественных отношений МО, ОАО "РЖД"