г. Владимир |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А79-7712/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (428000 г. Чебоксары, проезд Гаражный, 6/40; ОГРН 1032128013488, ИНН 2128051193)
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2017
по делу N А79-7712/2017,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" о признании недействительным в части постановления администрации города Чебоксары от 03.06.2014 N 2001,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - Князькиной О.В. по доверенности от 11.09.2017 N 126 сроком действия до 31.12.2018, Петровой И.А. по доверенности от 20.12.2016 N 127 сроком действия до 31.12.2017,
Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - Александровой А.Г. по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 03.06.2014 N 2001 в части утверждения главы 3 раздела 6 "Перспективные топливные балансы" схемы теплоснабжения г. Чебоксары - в части размера полезного отпуска тепловой энергии, установленного для ООО "Коммунальные технологии" на 2016, 2017 годы по следующим котельным: 1) Котельная 11-Ю, ул. Магницкого, 1г; 2) Котельная 12-Ю, ул. Ашмарина, 446; 3) Котельная 13-Ю, ул. Р. Зорге, 8; 4) Котельная 16-Ю, ул. Магницкого, 7а; 5) Котельная 17-Ю, ул. Ашмарина, 856; 6) Котельная 25-Ю, ул. Нижняя, 11а; 7) Котельная 26-Ю, пл. Скворцова, 5д; 8) Котельная 27-Ю, ул. Совхозная, 16в; 9) Котельная 28-Ю, пр. Березовый, 6; 10) Котельная 29-Ю, Канашское шоссе, 1; 11) Котельная 30-Ю, ул. Совхозная, 2а; 12) Котельная 5-Ц, ул. Ильбекова, 56; 13) Котельная 10-Ц, ул. К. Воробьевых, 16а; 14) Котельная 21-Ц, ул. Восточная, 16; 15) Котельная 22- 1Д. ул. К. Маркса, 24а; 16) Котельная 28-Ц, ул. Базовый проезд, 31а; 17) Котельная 29-Ц, ул. К. Маркса, 29а; 18) Котельная 1-К, пер. Ягодный, 4в; 19) Котельная 2-К, ст. Чебоксары-2; 20) Котельная 3-К, ул. Б. Хмельницкого, 36; 21) Котельная 4-К, ул. Энтузиастов, 40а; 22) Котельная 5-К, ул. Короленко, 4г; 23) Котельная 6-К, ул. Энтузиастов, 34; 24) Котельная 7-К, ул. Б. Хмельницкого, 40а; 25) Котельная 8-К, б-р Миттова, 15а; 26) Котельная 9-К, ул. Тополиная, 7; 27) Котельная 12-К, ул. Коммунальная Слобода, 256; 28) Котельная 14-К, ул. Б. Хмельницкого, 6; 29) Котельная 22-К, ул. Энтузиастов, 18г; 30) Котельная 25-К, ул. Гражданская, 25; 31) Котельная 56-К, ул. Б. Хмельницкого, 56а; 32) Котельная 86-К, ул. Эльменя, 16; 33) Котельная 7-М, ул. Заовражная, 70а; 34) Котельная 8-М, ул. К. Иванова, 30; 35) Котельная 9-М, пр. М. Горького, 34/2; 36) Котельная 10-М, ул. Пирогова, 10в; 37) Котельная 24-М, ул. Автономная, 4; 38) Котельная 25-М, ул. Сеспеля, 27а; 39) Котельная 33-М, Московский проспект, 33в; 40) Котельная 34-М, Московский проспект, 47в; 41) Котельная 50-М, ул. К. Иванова, 506; 42) Котельная 4-С, ул. М. Павлова, 2а; 43) Котельная 5-С, Ядринское шоссе, 36; 44) Котельная 1-3, ул. Боровая, За (пос. Северный); 45) Котельная 2-3, пер. Школьный, 2а (пос. Сосновка); 46) Котельная 3-3, ул. Сосновская, 576 (пос. Сосновка); 47) Котельная 4-3, ул. Центральная, 1а (пос. Октябрьский): 48) Котельная ОАО "ЧПО им.В.И. Чапаева", ул. Социалистическая, 1; 49) Котельная 22-Ю, пр. Тракторостроителей, 20/326; 50) Котельная 6-Ц, ул.Гладкова, 236; 51) Котельная 6А-Ц, ул.Гладкова, 27г; 52) Котельная 27-М, ул. М. Павлова, 25б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба).
Определением от 18.10.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммунальные технологии" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе заявитель обращает внимание на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм процессуального права, что привело к принятию незаконного судебного акта.
В отзыве на апелляционную жалобу Госслужба указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители Общества и Госслужбы поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Администрация г.Чебоксары о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что постановлением администрации г. Чебоксары от 03.06.2014 N 2001 "Об утверждении схемы теплоснабжения города Чебоксары" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 30.06.2014 N 2231, от 22.12.2014 N 4302) утверждена схема теплоснабжения г. Чебоксары на период 2013 - 2028 годы.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 15.04.2015 N 1396 внесены изменения в постановление от 03.06.2014 N 2001 и произведена актуализация схемы теплоснабжения города Чебоксары.
В разделе 6 "Перспективные топливные балансы" схемы объем полезного отпуска тепловой энергии по котельным, находящимся в пользовании Общества, с 01.01.2016 и на последующие годы значительно уменьшен, в связи с тем, что не учитывались котельные, строительство которых предполагалось, но не было осуществлено из-за не включения данных мероприятий администрацией г. Чебоксары и Минстроем Чувашии в инвестиционную программу ООО "Коммунальные технологии".
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 09.02.2017 по делу N 2а-316/2017 постановление органа местного самоуправления от 15.04.2015 N 1396 признано недействующим с момента его принятия.
Следовательно, объем полезного отпуска тепловой энергии, установленный в разделе 6 схемы теплоснабжения г. Чебоксары, остался в первоначальной редакции постановления от 03.06.2014 N 2001.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48, прекратил производство по делу, исходя из того, что данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации компетенция арбитражного суда является специальной.
Положениями части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Чебоксары от 03.06.2014 N 2001 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования г. Чебоксары на период 2013 -2028 годы, а также ряд теплоснабжающих организаций наделены статусом единой теплоснабжающей организации по зонам деятельности в пределах границ систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон о теплоснабжении).
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требований проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
В силу пункта 6 части 1 статьи 6, части 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек должны осуществлять органы местного самоуправления городских поселений и городских округов. В рассматриваемом случае схема теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары разработана и принята уполномоченным органом, в пределах своей компетенции - администрацией с соблюдением процедуры принятия и правил введения его в действие, в том числе порядка опубликования (первоначальный текст документа опубликован в издании "Чебоксарские новости", N 116 от 23.10.2014) и вступления его в силу.
Согласно пункту 6 Требований схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
Из вышеизложенного следует, что схема теплоснабжения муниципального образования г. Чебоксары разработана на период 2013 - 2028 годы и рассчитана на многократное применение.
В силу части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении на основании схемы теплоснабжения осуществляется развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа.
При этом схема теплоснабжения содержит условия организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; объемы полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловом сети; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения и др.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с пунктом 22 которых при формировании тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей г. Чебоксары Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обязана учитывать (применять при расчете тарифов) объемы полезного отпуска тепловой энергии, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения.
Проанализировав положения пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ и пункта 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что 03.06.2014 администрация г. Чебоксары издала постановление N 2001 во исполнение данных правоположений и в целях урегулирования возникающих правоотношений в сфере теплоснабжения на территории г. Чебоксары.
Таким образом, постановление администрация г. Чебоксары 03.06.2014 N 2001 и в целом, и в оспариваемой части является нормативным правовым актом.
В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривают Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает оспаривание нормативных актов в арбитражном суде, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При установленных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для прекращения производства по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене определения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "Коммунальные технологии" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего процессуального законодательства.
Доводы и аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, суд изучил и признает юридически несостоятельными, поскольку все они сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не является основанием к отмене определения суда.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.10.2017 по делу N А79-7712/2017 на основании пункта 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
При принятии апелляционной жалобы к производству ООО "Коммунальные технологии" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с Общества в доход государства государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 266 - 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.10.2017 по делу N А79-7712/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (428000, г. Чебоксары, проезд Гаражный, 6/40; ОГРН 1032128013488, ИНН 2128051193) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7712/2017
Истец: ООО "Коммунальные технологии"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Государственная службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам