Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф09-1500/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А71-10617/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ижевское",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 октября 2017 года,
принятое судьей Е.В. Коньковой
по делу N А71-10617/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ижевское" (ОГРН 1021800649188, ИНН 1808200796)
к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка и понуждении управления подготовить проект договора купли-продажи и направить его обществу,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевское" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (далее - ответчик) о признании незаконным оформленного письмом от 02.06.2017 N 01-09-ОА/2960 отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 201252 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Индустриальный район, ул. Пазелинская, 2б, о понуждении ответчика в течение двух недель со дня вступления в силу судебного акта подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении.
Решением арбитражного суда от 09.10.2017 (резолютивная часть от 05.10.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 09.10.2017 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указывает, что предметом договора аренды N 651 от 21.12.1995 является земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства. Расположение арендуемого земельного участка в территориальной зоне ЖЗ-2 и зоне Р2 не ведет к изменению предмета договора. Заявитель считает, что имеет право на выкуп земельного участка на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве ответчик указывает, что земельный участок по договору аренды N 651 от 21.12.1995 не был предоставлен исключительно для ведения сельскохозяйственного производства. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ижевска арендованный земельный участок в существующих границах не может быть использован для сельскохозяйственного производства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения исполкома Ижевского городского Совета народных депутатов от 02.09.1993 N 279/10 между Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и Товариществом с ограниченной ответственностью "Ижевское" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Ижевское") (арендатор) заключен договор от 21.12.1995 N 651 аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:020297:8 общей площадью 205565 кв.м, для ведения сельскохозяйственного производства с размещением жилой и производственно-животноводческой зон юго-западнее деревни Пазелы, на срок до 02.09.2044.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 21.12.1995.
Заявитель является собственником расположенные на указанном земельном участке объектов недвижимости: 4-х рядного телятника площадью 1392,3 кв.м, 2-х рядного телятника площадью 801,3 кв.м, кормокухни площадью 129,5 кв.м.
11.05.2017 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:26:020297:8 в собственность за плату на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Письмом от 02.06.2017 N 01-09-ОА/2960 ответчик отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, связи с тем, что он расположен в территориальной зоне ЖЗ-2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне Р2 - зоне лесопарков и городских лесов, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного производства.
Указанный отказ ответчика послужил основанием обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подп. 9 п. 2 ст. 39.3 названного Кодекса).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (пункт 1 статьи 7 ЗК РФ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
В п. 1 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается Правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 N 96, спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, зоне общественного и коммерческого назначения, а также вне границ функциональных зон; в частности, на его территории предусмотрено размещение социального объекта местного значения - детского сада.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) соответствующих исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления незаконными, суды оценивают доводы данных органов о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне ЖЗ-2 и зоне Р2, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного производства, и соответствии с ранее утвержденным Генеральным планом города Ижевска на земельном участке предусмотрено размещение объекта местного значения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:26:020297:8 в собственность по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.10.2017 земельный участок с кадастровым номером 18:26:020297:8 имеет разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства с размещением жилой и производственно-животноводческой зон.
Таким образом, разрешенное использование указанного земельного участка предусматривает размещение жилых домов и не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (для ведения сельскохозяйственного производства), что в силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ является основанием принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение ответчика не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок является предметом договора аренды, не свидетельствует о необходимости заключения с заявителем договора купли-продажи этого земельного участка в отсутствие установленных законом оснований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 09.10.2017 отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2017 года по делу N А71-10617/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10617/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф09-1500/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ижевское"
Ответчик: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска