г. Хабаровск |
|
26 декабря 2017 г. |
А16-674/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ"
на решение от 27 сентября 2017 года
по делу N А16-674/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Козыревой М.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ"
к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
о понуждении согласовать дополнительное соглашение к договору теплоснабжения,
установил: общество с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" о понуждении подписать дополнительное соглашение от 6 сентября 2017 года к договору теплоснабжения N 3/5/05314/691 от 1 сентября 2010 года, включающее в себя, в том числе условия по принятию ответчиком на себя обязанности по начислению платы за потребление горячей воды и тепловой энергии, потребленные для собственных личных нужд и при использовании общего имущества многоквартирного дома (ОДН) минуя абонента, принимать от собственников и нанимателей жилых помещений платежи.
Решением от 27 сентября 2017 года по делу N А16-674/2017 в иске отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование указав, что выводы суда являются ошибочными, не соответствующими действующему законодательству, регулирующему правоотношения сторон.
Истец извещен, представитель в судебное заседание не явился.
Ответчик извещен, представитель в судебное заседание также не явился. В отзыве на жалобу указал, что отсутствует правовая норма, обязывающая ресурсоснабжающую организацию к начислению платы за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение), к выставлению потребителям квитанций на оплату коммунальных услуг, к открытию и ведению лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, а также к осуществлению иных функций, предусмотренных законом для исполнителя коммунальных услуг.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что истец является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: г. Биробиджан, ул. Обозная, д. 5; г. Биробиджан, ул. Бумагина, д. 14, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 77, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 77 а, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 77 б, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 77 д, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 75.
Протоколами от 9 июня 2016 года N N 1 общих собраний собственников помещений в доме N 5 по улице Обозная в городе Биробиджане, в доме N 77 по улице Пионерской в городе Биробиджане, в доме N 77а по улице Пионерской в городе Биробиджане, в доме N 77б по улице Пионерской в городе Биробиджане, в доме N 77д по улице Пионерской в городе Биробиджане, в доме N 75 по улице Пионерской в городе Биробиджане, по вопросу N 3 повестки дня собрания принято следующее решение: оплату за отопление, горячее и холодное водоснабжение производить непосредственно поставщикам этих ресурсов.
14 июня 2016 года истец направил названные протоколы общих собраний собственников помещений ответчику, а 28 июня 2016 года претензию с требованием исполнить решения собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов, принять на исполнение услуги по теплоснабжению и горячей воде.
В ответ на указанное обращение ответчик сообщил истцу, ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, что истец по отношению к собственникам многоквартирных жилых домов по ул. Пионерская 75, 77, 77а, 77б, 77д, ул. Бумагина 14, ул. Обозная 5 в г. Биробиджане является исполнителем коммунальных услуг. Обязанность по самостоятельному выставлению счетов-квитанций потребителям и выполнению иных действий, предусмотренных законодательством для исполнителя коммунальных услуг, действующее жилищное законодательство на ресурсоснабжающие организации не возлагает.
14 февраля 2017 года истцом направлен ответчику проект дополнительного соглашения к договору теплоснабжения N 3/5/05314/691 от 1 сентября 2010 года, согласно которому просит внести изменения в раздел 1 пункт 1.1 договора следующего содержания: "ООО "Стандарт" (абонент) (потребитель) поручает, а АО "ДГК" (ресурсоснабжающая организация) обязуется от своего имени необходимые действия по начислению платы за потребление горячей воды и тепловой энергии, потреблённые для собственных личных нужд и при использовании общего имущества многоквартирного дома (ОДН) далее коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении абонента и принимать минуя абонента (управляющая организация) принимать от потребителей коммунальных услуг платежи, согласно выставленным платежным документам".
Истцом представлено уточненное дополнительное соглашение к договору теплоснабжения N 3/5/05314/691 от 1 сентября 2010 года содержащее следующие условия:
"1. Внести изменения в раздел 1 и. 1.1: "Ресурсоснабжающая организация обязуется от своего имени производить необходимые действия по начислению платы за потребление горячей воды и тепловой энергии, потребленные для собственных личных нужд и при использовании общего имущества многоквартирного дома (ОДН) далее коммунальные услуги собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирных домах (далее - потребители), находящихся в управлении "абонента" и принимать минуя абонента (далее - Управляющая компания) от потребителей нежилых помещений платежи, согласно выставленных платежных документов".
2. Дополнить раздел 1 п. 1.3: "Абонент (потребитель) поручает, а ресурсоснабжающая организация обязуется принимать от собственников и нанимателей жилых помещений платежи (далее прямые расчеты) за потребление горячей воды и тепловой энергии, потребленных для собственных личных нужд и при использовании общего имущества многоквартирного дома (ОДН) далее коммунальные услуги, согласно выставленных платежных документов".
3. Внести изменения в раздел 5 п. 5.1: "Расчет за потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду ведется по показаниям установленных приборов при условии принятия их в качестве расчетных ресурсоснабжающей организацией. Расчет по тепловой энергии и горячей воде в нежилых помещениях, согласно показаниям прибора учета, абонент перевыставляет ресурсоснабжающей организации, согласно прямым договорам с собственниками и нанимателями нежилых помещений, (далее по тексту договора)".
4. Внести изменения в раздел 7 п. 7.1: "Ресурсоснабжающая организация не позднее 05 числа, следующего месяца, следующего за расчетным направляет Абоненту (потребителю) счета-фактуры за весь расчетный период (с 1-го по последнее число) за фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду, только на жилые помещения в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета или согласно п. 5.3, при этом распределение потребленной теплоэнергии учитывается исходя из квадратных метров жилого помещения. При показаниях приборов учета сверх потребленной тепловой энергии в жилых помещениях, принимается как потребленная тепловая энергия в нежилых помещениях и не выставляется абоненту".
5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, стороны руководствуются договором и действующим законодательством Российской Федерации.
6. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон".
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются гражданским и жилищным законодательством.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, жилищным законодательством в правоотношениях по энергоснабжению вводится дополнительный субъект - исполнитель коммунальных услуг, который, с одной стороны - приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны - оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Управляющая компания, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил N 354).
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми у такой управляющей организацией заключены договоры.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик услуг.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).
Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями, как третьими лицами, обязательства управляющей организации в части внесения платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями.
В соответствии с пунктом 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124), в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Согласно абзацу 3 пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем истец, исходя из содержания проекта дополнительного соглашения, просит внести в договор иные условия, возложив на ресурсоснабжающую организацию обязанности исполнителя коммунальной услуги.
Руководствуясь положениями Правил N 354, суд первой инстанции пришел к правильному выводу и о том, что управляющая компания не имеет полномочий понудить ресурсноснабжающую организацию к заключению договоров с собственниками нежилых помещений, а также понуждать к начислению платы за потребление горячей воды и тепловой энергии, поскольку управляющая компания не является стороной данной сделки.
Учитывая, что предлагаемый истцом проект дополнительного соглашения не соответствует вышеназванным правовым нормам, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в иске.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27 сентября 2017 года по делу N А16-674/2017 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-674/2017
Истец: ООО "Стандарт"
Ответчик: АО "Дальневосточная генерирующая компания"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6514/17