г. Томск |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А67-1261/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Толстогузовой Е.В.
при участии:
от заявителя: Красноперовой Л.С. по доверенности от 25.08.2017 (на 3 года),
от заинтересованного лица: Маткина В.Е. по доверенности от 24.07.2017 (до 31.12.2017),
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 15 сентября 2017 года по делу N А67-1261/2017 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томский дом" (ОГРН 1027000862206, ИНН 7017058202, г. Томск, ул. К. Маркса, д. 3)
к Департаменту лесного хозяйства Томской области (ОГРН 1127017029347, ИНН 7017317947, г. Томск, пр. Кирова, 41)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств по выставлению лесного участка 70:04:0100021:2714, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины при ближайшем объявлении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и обязании выставить на ближайший аукцион лесной участок
при участии деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ФорестИК",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Томский дом" (далее - ООО "Томский дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств по выставлению лесного участка 70:04:0100021:2714, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137- 140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины при ближайшем объявлении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и обязании выставить на ближайший аукцион лесной участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ФорестИК" (далее - ООО "ФорестИК").
Решением от 15.09.2017 Арбитражного суда Томской области (с учетом определения суда от 23.10.2017 об исправлении описки) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении своих обязательств по выставлению лесного участка с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины при ближайшем объявлении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Суд обязал Департамент выставить на ближайший аукцион лесной участок с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенный в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины.
С Департамента в пользу ООО "Томский дом" взыскано 3000 рублей судебных расходов.
ООО "Томский дом" возвращено из федерального бюджета 3000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Департамент просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство и Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривают обязанности, а также каких-либо сроков для исполнения такой обязанности для органа, уполномоченного в области лесных отношений, предоставить в аренду лесные участки для целей, испрашиваемых заявителем или по заявлению заинтересованных лиц, а равно как и обязанности по организации проведения аукциона, если уполномоченный орган не имеет намерения по каким-либо причинам передать лесной участок в аренду.
Основания для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в не проведении аукциона на право заключения договора аренды, отсутствуют.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Томский дом" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Отзыв от третьего лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, 25.04.2016 ООО "Первая лесная проектная компания" изготовила проектно-сметную документацию части лесного участка с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования - заготовка древесины.
25.04.2016 ООО "Томский дом" направило выписку из государственного лесного реестра, проектно-сметную документацию, справку о ежегодных объемах заготовки древесины, копию письма Верхнекетского лесничества филиала ОГКУ "Томское управление лесами" "Об изменениях таксационной характеристики насаждений за ревизионный период", CD диск-1 шт. с обращением выставить вышеуказанный лесной участок с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенный в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111,115-117,133,134,137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины на аукцион по продаже права заключения договора аренды частей лесных участков. Данный факт подтверждается копией письма ООО "Томский дом" от 25.04.2016.
Департамент рассмотрел обращение ООО "Томский дом" и сообщил, что представленная проектно-сметная документация указанного лесного участка утверждена распоряжением Департамента от 18.05.2016 N 669. Вышеуказанный участок будет выставлен при ближайшем аукционе (Письмо от 25.05.2016 N 74-10-2842, направленное в адрес ООО "Томский дом").
До настоящего времени данный лесной участок на аукцион не выставлен.
Полагая, что Департаментом в данном случае допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Томский дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что хотя законодательством прямо не указано на обязанность Департамента выставить участок на аукцион, исходя из системного толкования действующих норм, с учетом мнения Конституционного суда Российской Федерации, выраженного в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, он не может произвольно использовать свои полномочия по распоряжению лесными участками, каких либо препятствий в проведении аукциона не имеется. Своим бездействием Департамент нарушает право заявителя, а также неопределенного круга лиц на осуществление предпринимательской деятельностью в области заготовки древесины.
Седьмой арбитражный апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2 Кодекса).
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Департамент наделен полномочиями по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также полномочиями по организации и проведению аукционов (пункт 9 Постановления Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Возможность использования лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе для заготовки древесины (пункт 1), если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами, предусмотрена частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно положению о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденному постановлением губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128, основными целями его деятельности являются:
- эффективная лесная политика, обеспечивающая многоцелевое, рациональное, неистощительное использование лесов и лесных ресурсов;
- эффективная лесопромышленная политика, обеспечивающая устойчивое развитие лесного комплекса области;
- создание благоприятных условий для развития лесопромышленного комплекса области, повышение его конкурентоспособности, организации рынка лесной продукции;
- в соответствии со статьей 9 указанного положения предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в аренду согласно статье 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона.
Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.
Как следует из материалов дела, Департамент дал согласие на заключение договора аренды лесного участка через аукцион, ООО "Томский дом" разработало проектно-сметную документацию и ряд других документов необходимых для проведения аукциона. Однако в последующем лесной участок на аукцион не выставлен.
Рассматриваемый лесной участок с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенный в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111,115-117,133,134,137-140, 150 площадью 7831,5310 га сформирован с разрешенным видом использования - заготовка древесины.
Каких-либо обременений на данный лесной участок не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что хотя законодательством прямо не указано на обязанность Департамента выставить вышеназванный участок на аукцион, исходя из системного толкования действующих норм, с учетом мнения Конституционного суда Российской Федерации, выраженного в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П, он не может произвольно использовать свои полномочия по распоряжению лесными участками. Каких либо препятствий или ограничений в проведении аукциона не имеется, данные доказательства Департаментом не представлены.
Своим бездействием Департамент нарушает право заявителя, а также неопределенного круга лиц на осуществление предпринимательской деятельностью в области заготовки древесины.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов ООО "Томский дом" возложил на Департамент обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания выставить на ближайший аукцион лесной участок с кадастровым номером 70:04:0100021:2714, расположенный в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, Ягодинском участковом лесничестве, урочище "Ягодинское", кварталы 111, 115-117, 133, 134, 137-140, 150 площадью 7831,5310 га с разрешенным видом использования: заготовка древесины.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Департаментом не представлены в материалы дела надлежащие доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 15 сентября 2017 года по делу N А67-1261/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1261/2017
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "Томский дом"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Томской области
Третье лицо: ООО "ФорестИК"