Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 марта 2018 г. N Ф06-26272/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А55-19251/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Балашевой В.Т., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой А.С.,
с участием:
от истца - Ковчик Р.Ю., представитель (доверенность от 06.11.2014);
от ответчиков - Абросимова Е.В., представитель (доверенности от 28.11.2017, N 6АС от 10.04.2017, N 8 АП от 10.08.2017);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2017 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" на определение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2017 года о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 6 июня 2017 года по делу NА55-19251/2016 (судья Шаруева Н.В.)
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" (ОГРН 1026300001782, ИНН 6317009589), г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Авиакор-авиационный завод" (ОГРН 1026300767899, ИНН 6312040056), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Авиакор-сервис" (ОГРН 1026300767877, ИНН 6312027591), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Центр промышленности и логистики "Авиапортал" (ОГРН 1036300128072, ИНН 6312053055), г. Самара,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), г. Самара,
о взыскании задолженности и обращении взыскания на имущество,
заинтересованное лицо - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской от 06.06.2017 по делу N А55-19251/2016 взыскано солидарно с открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод" (далее - ОАО "Авиакор-авиационный завод"), закрытого акционерного общества "Авиакор-сервис" (далее - ЗАО "Авиакор-сервис"), закрытого акционерного общества "Центр промышленности и логистики "Авиапортал" (далее - ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал") в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" (далее - ОАО "Волго-Камский банк") 128937260 руб. 27 коп. - задолженности по кредитным договорам, 21000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины, а также в доход федерального бюджета 179000 руб. - государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 решение Арбитражного суда Самарской от 06.06.2017 по делу N А55-19251/2016 в обжалуемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Волго-Камский банк" - без удовлетворения.
Для принудительного исполнения указанного судебного акта Арбитражным судом Самарской области 05.09.2017 выданы исполнительные листы серии ФС N 020572239, серии ФС N 020572240, серии ФС N 020572241, на основании которых 26.09.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области возбуждены исполнительные производства N 12437/17/63045-ИП, N 12436/17/63045-ИП, N 12435/17/63045-ИП.
ОАО "Авиакор-авиационный завод", ЗАО "Авиакор-сервис", ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал" обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями об отсрочке исполнения судебных актов - решения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2017 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 по делу N А55-19251/2016 сроком на один год.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2017 заявления удовлетворены, ОАО "Авиакор-авиационный завод", ЗАО "Авиакор-сервис", ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал" предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2017 по делу N А55-19251/2016 сроком на один год, то есть до 12.10.2018.
ОАО "Волго-Камский банк" с указанным определением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить полностью, в удовлетворении заявления ОАО "Авиакор-авиационный завод", ЗАО "Авиакор-сервис", ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2017 отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, а предоставление отсрочки ведет к нарушению прав взыскателя на своевременное исполнение обязанности должником. Предоставление должнику отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта на неопределенный (длительный) срок приведет к необоснованному ограничению установленных законом прав и законных интересов взыскателя и поставит его в неравное положение по сравнению с должником, что недопустимо.
В судебном заседании представитель взыскателя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Должники в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласились и просили обжалуемое определение оставить без изменения, а апелляционную жалобу взыскателя - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе взыскателя, отзыве должников на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта должник - ОАО "Авиакор-авиационный завод" ссылается на то, что единовременное взыскание 128937260 руб. 27 коп. приведет к остановке производства на предприятии; невозможности выполнения обществом своих обязанностей перед заказчиками по государственному оборонному заказу, в частности, Министерством внутренних дел Российской Федерации, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ПАО "Туполев" на значительные денежные суммы, в частности, по следующим программам:
- выполнение полного комплекса работ по поддержанию в эксплуатации всего парка самолетов государственной авиации Ту-154 (МО, ФСБ, МВД), включая выполнение капитальных ремонтов;
- выполнение полного комплекса работ по поддержанию в эксплуатации всего парка самолетов Ан-140-100;
- производство серии компонентов и выполнение доработок самолетов стратегической авиации Ту-95МС на предприятии и в эксплуатации;
- осуществление технического надзора за эксплуатацией всего парка самолетов Ан-140-100 МО РФ.
Что, в свою очередь, приведет к начислению неустоек по контрактам; к неспособности общества оплачивать обязательные платежи (налоги и пр.) и выплачивать заработную плату почти 1300 работникам, что приведет к наложению административного наказания в виде штрафов дисквалификации руководителя предприятия на 3 года, а в конечном итоге - к банкротству предприятия, деятельность которого даже на текущий момент является убыточной.
Также ОАО "Авиакор-авиационный завод" указывает, что общество является единственным предприятием в России, которое специализируется на достройке и капитальном ремонте самолетов типа Ту-154 и их модификаций (используются государственными авиационными структурами Минобороны, авиацией МВД РФ, авиацией ФСБ РФ). По состоянию на начало 2017 года парк государственной авиации насчитывал 26 самолетов типа Ту-154. Общество планировало свою производственную деятельность, исходя из необходимости обеспечения летной годности всего действующего парка самолетов, что позволяло, в свою очередь, планировать программу выполнения 3 - 4-х капитальных ремонтов самолетов в год в период до 2021 года. Однако в декабре 2014 года разработчик самолетов ПАО "Туполев" ввел новую стратегию эксплуатации, по которой межремонтный интервал увеличен до 15 лет, что значительно сократило количество ремонтных самолетов и загрузку предприятия по профильному направлению деятельности уже в конце 2016 года (один самолет типа Ту-154Б-2 МО РФ был снят с плана капитального ремонта 2017 года). Также негативным фактором для деятельности предприятия в 2016 году послужил отказ Минобороны России от достройки нового самолета Ту-154 после произошедшей катастрофы 25.12.2016 над Черным морем; альтернативным продуктом предприятия является региональный самолёт Ан-140 (разработчик - ГП "АНТОНОВ", Украина), общество в совокупности поставило 9 самолетов для Минобороны России, но с учетом введения санкций Украины в отношении России по взаимоотношениям в части сотрудничества по технике двойного назначения, данный проект на предприятии остановлен; в настоящее время общество выполняет работы по сервисному обслуживанию (ремонт, техническое обслуживание, доработки ВС) самолетов типа Ту-154, Ан-140, Ту-95, но при этом фактическая трудоемкость работ является ниже запланированной, не позволяющей предприятию выйти на точку безубыточности. Указанные обстоятельства привели к неравномерной загрузке производственных мощностей, связанной с длительностью цикла сборки самолетов, дефициту заказов на капитальный ремонт и строительство самолетов типов Ту-154, Ан-140, вследствие чего возникла угроза массового сокращения работников предприятия. Во избежание этого, руководство предприятия приняло решение о введении неполной рабочей недели на предприятии.
ОАО "Авиакор-авиационный завод" указывает на то, что предоставление отсрочки позволит обществу исполнить судебный акт в полном объеме, поскольку общество обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с программой финансового оздоровления в виде субсидии на погашение просроченной задолженности. В программу финансового оздоровления также входит задолженность перед банком по настоящему делу.
ЗАО "Авиакор-сервис" в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта ссылается на то, что основной его деятельностью является создание системы послепродажного сервиса и техническая поддержка авиационной техники в эксплуатирующих организациях и авиакомпаниях, гарантийное обслуживание авиационной техники, в т.ч. авиационной техники двойного назначения, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, используемых в коммерческих целях, ремонт авиационной техники, в т.ч. авиационной техники двойного назначения. Общий объем бизнес-портфеля состоит на 98% из государственного оборонного заказа. На текущий момент ЗАО "Авиакор-сервис" выполняет работы по сервисному обслуживанию (техническому обслуживанию) самолетов типа Ту-154, Ан-140, Ту-95, однако фактическая трудоемкость работ является ниже запланированной и не позволяет предприятию выйти на точку безубыточности.
Также указывает, что единовременное взыскание более 128 млн. рублей приведет к остановке производства на предприятии, невозможности выполнения ЗАО "Авиакор-сервис" своих обязанностей перед заказчиками, в частности, ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды"; в свою очередь, к начислению неустоек по договорам; к неспособности совершать обязательные платежи (налоги и пр.) и выплату заработной платы, а в конечном итоге - к банкротству предприятия, деятельность которого даже на текущий момент является убыточной.
ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал" в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта ссылается на то, что основной его деятельностью является подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, сдача внаем собственного недвижимого имущества. На текущий момент в связи с неблагоприятной экономической ситуацией на территории Самарской области и отсутствием спроса деятельность общества не является прибыльной. Объекты недвижимости, находящиеся в собственности предприятия, требуют вложений для поддержания состояния, увеличения конкурентоспособности на рынке недвижимости. По этим причинам возникли такие негативные последствия для ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал", как снижение величины оборотного капитала и объема привлеченных авансов, сложность расчетов по текущим задолженностям предприятия, возникновение убытков. В таких условиях единовременное взыскание более 128 млн. рублей приведет к полной остановке деятельности общества, неспособности совершать обязательные платежи, что в конечном итоге повлечет банкротство предприятия, деятельность которого даже на текущий момент является убыточной.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Предоставление права изменить способ и порядок исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, приведенные нормы права и разъяснения не содержат оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта, в связи с чем в каждом отдельном случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен установить конкретные обстоятельства затруднительности его исполнения.
Основания для отсрочки должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда. Вопрос о наличии указанных обстоятельств подлежит оценке в каждом конкретном случае с учетом того, что, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должник обязан представить доказательства, подтверждающие факт затруднительности исполнения судебного акта.
Оценив на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные должниками документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у должников реальной возможности единовременного исполнения решения суда от 06.06.2017.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ОАО "Авиакор-авиационный завод" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р включено в перечень стратегических организаций, является организацией оборонно-промышленного комплекса, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1828 от 23.07.2015 осуществляет работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа и является единственным предприятием в России, которое специализируется на достройке и капитальном ремонте самолетов типа Ту-154 и их модификаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства. Правилами установлено, что субсидии из федерального бюджета могут быть предоставлены стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, - на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
ОАО "Авиакор-авиационный завод" обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с программой финансового оздоровления в виде субсидии на погашение просроченной задолженности. В программу финансового оздоровления также входит задолженность ОАО "Авиакор-авиационный завод" перед ОАО "Волго-Камский банк" по настоящему делу (письма N 132/128 от 01.11.2016, N132/53 от 17.03.2017, N 132/90 от 09.06.2017, N 132/11 от 11.07.2017).
В настоящее время должник - ОАО "Авиакор-авиационный завод" имеет заключенные договоры на исполнение государственных контрактов.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время исполнение решения суда является затруднительным для предприятия, может привести к значительному ухудшению его финансового положения.
Поскольку должники находятся под управлением одной управляющей организации ООО "Авиакор - самарский авиационный завод", предоставление отсрочки позволит им исполнить судебный акт с учетом субсидирования ОАО "Авиакор-авиационный завод".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсрочка исполнения решения суда по настоящему делу позволит избежать прекращения хозяйственной деятельности должников, не повлечет нарушений прав взыскателя, обеспечит исполнимость судебного акта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявления должников об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2017 по делу N А55-19251/2016.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое взыскателем определение о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта вынесено судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта государственной пошлиной не оплачивается, в связи с чем уплаченная взыскателем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2017 года о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 6 июня 2017 года по делу N А55-19251/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития" (ОГРН 1026300001782, ИНН 6317009589), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб., уплаченную платежным поручением N 931 от 15 ноября 2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19251/2016
Истец: Открытое акционерное общество "Волго-Камский банк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агенство по страхованию вкладов"
Ответчик: ЗАО "Авиакор-сервис", ЗАО "ЦПЛ "Авиапортал", ОАО "Авиакор-авиационный завод"
Третье лицо: Абросимова Е В, ОАО Конкурсный управляющи "Волго-Камский банк", Управление Федеральной службы кадастра и картографии Российской Федерации по Самарской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59046/20
15.08.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
19.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44525/19
18.06.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
25.02.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
13.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14243/18
26.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
07.03.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26272/17
26.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17725/17
15.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26272/17
19.10.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16
24.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10437/17
06.06.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19251/16