г. Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А40-123981/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "Аэрофлот"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2017 года
по делу N А40-123981/17, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба
в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Коми
(ОГРН: 1021100512685; 167000, Сыктывкар, ул. Ленина, д. 113)
к Публичному акционерному обществу "Аэрофлот"
(ОГРН: 1027700092661; 119002, Москва, улица Арбат, д. 10)
о взыскании 11 100 рублей убытков
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу "Аэрофлот" (далее - ПАО "Аэрофлот", ответчик) о взыскании убытков в размере 11 100 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 11.07.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что пункт 99 ФАП N 82 регулирует случаи перерывов в перевозке по вине перевозчика, задержки рейса, отмены рейса, изменения маршрута, применяется при неблагоприятных ситуациях, которые могут произойти с самим рейсом, а не в процессе обеспечения стыковки рейсов.
Ответчик ссылается на недопустимость возмещения перевозчиком убытков лицу, не являющемуся стороной договора воздушной перевозки.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда ввиду следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в период с 19.02.2017 по 21.02.2017 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми направило троих своих работников (Жалобу Романа Ивановича, Филиппова Алексея Анатольевича, Добровольскую Елену Ивановну) в командировку в г. Архангельск.
Авиаперевозку пассажиров по маршрутам Сыктывкар - Санкт-Петербург - Архангельск осуществляло АО авиакомпания "Россия", по маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) - Сыктывкар - ПАО "Аэрофлот".
21.02.2017 авиарейс N 1335 по маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) был задержан на 7 часов 55 минут.
В связи с этим по прибытии в 12 часов 40 минут в аэропорт "Шереметьево" города Москвы работники Регионального отделения Фонда опоздали на авиарейс N 1390, следующий по маршруту Москва (Шереметьево) - Сыктывкар.
Авиакомпания ПАО "Аэрофлот" перебронировала билеты для вылета из города Москвы в город Сыктывкар на рейс N 1396 21.02.2017 с вылетом в 23 часа 00 мин.
После 22 часов 21.02.2017 рейс N 1396 по маршруту Москва (Шереметьево) - Сыктывкар был отменен, предрейсовый досмотр аннулирован.
Авиаперелет по маршруту Москва (Шереметьево) - Сыктывкар был перенесен на 22.02.2017 в 4 часа 25 мин. (рейс N 1776).
Задержка авиарейсов составила: по маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) - 7 часов 55 минут; по маршруту Москва (Шереметьево) - Сыктывкар - 15 часов 45 минут (с момента прибытия пассажиров в Москву).
Общая продолжительность задержки авиарейсов по перевозке Архангельск-Москва (Шереметьево) - Сыктывкар (без учета времени перелета) составила более 23 часов 40 минут.
Как указывает истец, только после 22 часов 21.02.2017 (после 17 часов общей задержки авиарейсов по маршруту Архангельск-Москва (Шереметьево) - Сыктывкар и 10 часов 20 минут ожидания непосредственно в аэропорту г.Москвы) работники Регионального отделения Фонда обратились к представителям авиакомпании ПАО "Аэрофлот" с просьбой разместить их в гостинице.
Представитель авиакомпании отказал в предоставлении гостиницы, выдал работникам только талоны на питание в размере 490 рублей.
Работники Регионального отделения Фонда были вынуждены самостоятельно остановиться в гостинице "АэроПоинт Шереметьево" (ИП Степанов С.Ю.), где стоимость их проживания с 21.02.2017 по 22.02.2017 составила 11100 рублей (3700 рублей с человека). Указанная сумма в качестве командировочных расходов была выплачена Региональным отделением Фонда Жалобе Р.И., Филиппову А.А., Добровольской Е.И., что подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами Согласно статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В соответствии со статьей 105 ВК РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
В соответствии с пунктом 71 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП), перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному (ым) вместе с ним дополнительному (ым) билету (ам), багажной (ым) квитанции (ям), грузовой (ым) накладной (ым), в котором (ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он (и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.
На основании изложенного, договоры перевозки, заключенные с Жалобой Р.И. по маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) - Сыктывкар, с Филипповым Л.Л. и Добровольской Е.И. по маршрутам Сыктывкар - Санкт-Петербург - Архангельск - Москва (Шереметьево) - Сыктывкар следует расценивать как единые перевозки, поскольку перевозки осуществлялись по одному билету несколькими перевозчиками (АО авиакомпания "Россия" и ПАО "Аэрофлот") с перерывами в перевозке.
Согласно пункту 72 ФАП регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.
При этом, в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Согласно приобретенным работниками Регионального отделения Фонда (Жалобой Р. И., Филипповым А.А., Добровольской Е.И.) билетам Общая продолжительность времени ожидания отправления рейсов составила более 27 часов 40 минут
Согласно статье 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по найму жилого помещения. Руководствуясь перечисленными нормами действующего законодательства, Региональное отделение Фонда возместила своим работникам (Жалобе Р.И., Филиппову А.А., Добровольской Е.И.) среди прочего расходы по проживанию в гостинице "АэроПоинт Шереметьево" (ИП Степанов С.Ю) в период с 21.02.2017 по 22.02.2017.
Задержка и перенос авиарейсов 21.02.2017 по маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) - Сыктывкар, неисполнение перевозчиком (ПАО "Аэрофлот") обязанности по предоставлению работникам Регионального отделения Фонда гостиницы, повлекли причинение Региональному отделению Фонда убытков в размере возмещенных работникам расходов, связанных с оплатой проживания в гостинице "АэроПоинт Шереметьево" (ИП Степанов С.Ю) в период с 21.02.2017 но 22.02.2017 размере 11 100 рублей (3700 рублей с человека). Расходы документально подтверждены.
В целях досудебного урегулирования спора Региональное отделение Фонда письмом от 20.03.2017 N 11-25/1105-1381 направило в адрес ПАО "Аэрофлот" претензию по возмещению понесенных расходов, связанных с задержкой и отменой рейсов.
ПАО "Аэрофлот" письмом от 13.04.2017 N 111-02-2-5859 отказало Региональному отделению Фонда в удовлетворении претензии и возмещении расходов.
При этом в описательной части указанного письма ПАО "Аэрофлот" указывает, что в связи с потерей стыковки на рейс SU1390/21.02.2017 Москва-Сыктывкар, пассажиры Жалоба Р.И., Филиппов А.А., Добровольская Е.И. были переоформлены на рейс SU1396/22.02.2017 (вылет рейса по расписанию в 06 часов 15 минут). На данном рейсе была замена номера рейса и он был выполнен как рейс SU 1776 вылетом по расписанию также в 06 часов 15 минут. Вылет рейса был задержан на 05 часов 28 минут.
Однако рейс SU1396 по маршруту Москва-Сыктывкар по расписанию должен был вылететь 21.02.2017 в 23:00, а не 22.02.2017 в 06:15.
В свою очередь рейс SU1776, на который был заменен рейс SU1396, вылетел по расписанию 22.02.2017 в 4:25, а не в 06:15.
Задержка рейса только по маршруту Москва-Сыктывкар с момента прибытия пассажиров в Москву составила 15 часов 45 минут, а не 05 часов 28 минут, как указывает ответчик.
Руководствуясь частью 4 статьи 124 ВК РФ Региональное отделение Фонда письмом от 03.05.2017 N 11-25/1105-2291 направило в адрес Представительства ПАО "Аэрофлот" в городе Сыктывкаре претензию по возмещению понесенных расходов, связанных с задержкой и отменой рейсов. Согласно почтовому уведомлению письмо получено Представительством ПАО "Аэрофлот" в городе Сыктывкаре 08.05.2017.
До настоящего времени ответ на претензию в адрес Регионального отделения не поступил.
Согласно части 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктами 1.2 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательство, или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрено иное.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно перечисленным статьям ТК РФ причитающиеся работнику суммы в возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, по своему характеру носят компенсационный характер и являются составной частью заработной платы, обязанность по выплате которой лежит на работодателе, в связи с чем у Регионального отделения Фонда отсутствовали законные основания в отказе возмещения работникам произведенных дополнительных расходов по проживанию в гостинице "АэроПоинт Шереметьево" (ИП Степанов СЮ) в период с 21.02.2017 по 22.02.2017 несмотря на то, что эти расходы должен был понести ПАО "Аэрофлот" в связи с задержкой авиарейсов. Также Региональное отделение Фонда не могло предложить работникам обратиться в суд непосредственно к ПАО "Аэрофлот" с целью взыскания расходов по проживанию в гостинице, поскольку, во-первых - средства по проживанию уже возмещены работодателем, и, во-вторых - отсутствует правовой механизм возврата работниками работодателю документально подтвержденных и возмещенных ему командировочных расходов.
Таким образом, работники, направляемые в командировку, фактически занимают особый правовой статус, по которому в случае неисполнения перевозчиками обязанности по размещению в гостинице при задержке авиарейсов имеют право на возмещение затраченных средств на проживание в гостинице за счет работодателя, но не могут обратиться в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части требования взыскания убытков в размере возмещения расходов на проживание в гостинице, поскольку денежные средства уже возмещены работодателем.
Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - ФАП), закрепляющие обязанность авиаперевозчика размещать пассажиров в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время, а также нормы ВК РФ и Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат какого либо исключения по обязанности размещения в гостинице работников, направляемых в командировки, и соответственно, не устанавливают каких-либо ограничений по взысканию убытков, которые возникли в результате ненадлежащего исполнения авиаперевозчиком обязательств по договору перевозки.
Поскольку работники Регионального отделения Фонда получили от работодателя (Регионального отделения Фонда) возмещение расходов на проживание в гостинице "АэроПоинт Шереметьево", право на обращение в суд в части взыскания с ПАО "Аэрофлот" этих расходов они не имеют.
Региональное отделение Фонда понесло незапланированные расходы в размере 11100 рублей в части компенсации работникам стоимости проживания в гостинице в связи с ненадлежащим исполнением ПАО "Аэрофлот" своих обязательств, установленных пунктом 99 ФАП.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Абзац 1 пункта 99 ФАП определяет условия, когда перевозчик предоставляет пассажирам без взимания дополнительной платы определенные услуги, это перерыв в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам. Данные положения ФАП соответствуют требованиям ВК РФ, который обязывает перевозчика организовать обслуживание пассажиров при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна. Вынужденная задержка воздушного судна может быть обусловлена метеорологическими условиями, техническими и другими причинами, при отсутствии вины перевозчика (статья 106 ВК РФ).
В пункте 2 статьи 106 ВК РФ названы права пассажира, в том числе право на получение таких услуг, как бесплатное пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия вины, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 99 ФАП N 82 регулирует случаи перерывов в перевозке по вине перевозчика, задержки рейса, отмены рейса, изменения маршрута, применяется при неблагоприятных ситуациях, которые могут произойти с самим рейсом, а не в процессе обеспечения стыковки рейсов, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, по следующим основаниям.
Нормы Воздушного кодекса Российской Федерации и ФАП не предусматривают возможности внесения изменений в договор в договор воздушной перевозки граждан по инициативе перевозчика, а также не ставят обязанность перевозчика в размещении пассажира в гостинице в случае задержки авиарейса в зависимость от причины задержки авиарейса.
По маршруту Архангельск - Москва (Шереметьево) - Сыктывкар, ПАО "Аэрофлот" не вносило никаких изменений в приобретенные работниками билеты, возврат билетов не осуществлялся и переоформление билетов не производилось.
В силу пункта 99 ФАП время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете, в связи с чем, расчет времени ожидания рейса необходимо начинать со времени, проставленного в авиабилетах, а не с даты вылета нового стыковочного рейса.
Ссылка заявителя на недопустимость возмещения перевозчиком убытков лицу, не являющемуся стороной договора воздушной перевозки, подлежит отклонению, как необоснованная.
Поскольку отношения истца и пассажиров по данному делу регулируются нормами статьи 168 ТК РФ, истец вправе выступать стороной по договору пассажир-перевозчик и требовать возмещение убытков с ответчика. Кроме того, нарушены именно право истца, который произвел выплату данным лицам, как своим работникам, их права восстановлены работодателем.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности служат: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправность), наличие убытков (вреда), причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками, вина.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты, однако избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права, и спорного правоотношения, характеру нарушения. Указанной нормой к способам защиты прав отнесен и такой способ, как возмещение убытков.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2017 года по делу N А40-123981/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123981/2017
Истец: ГУ-Региональное отделегние Фонда социального страхования РФ по Республике Коми, ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми
Ответчик: ПАО "Аэрофлот"