Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2018 г. N Ф07-2687/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А56-60595/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бурак К.Д.
при участии:
от истца: Шевчук Е.В. по доверенности от 01.07.2017;
от ответчика: Петровская М.А. по доверенности от 26.12.2016, Прохорков Н.В. по доверенности от 23.08.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28717/2017) ООО "ТЕХСЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2017 по делу N А56-60595/2017 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ООО "ТЕХСЕРВИС"
к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХСЕРВИС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 076 768 руб. 41 коп.
Решением суда от 21.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что услуги оказаны истцом и приняты ответчиком, однако, не оплачены. Неисполнение услуг в спорный период с учетом предшествующих правоотношений сторон повлекло бы неблагоприятные последствия, в связи с чем услуги подлежали оказанию в спорный период.
Ответчик представил в апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит судебный акт оставить в силе. По мнению ответчика, оказание услуг при отсутствии заключенного в установленном порядке государственного контракта не влечет их оплату.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Госзаказчик) по результатам проведения процедуры закрытого аукциона (протокол N 2 от 10.01.2017) заключен государственный контракт от 23.01.2017 N 103-05-17 (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого, Исполнитель оказывает в установленный срок по заданию Госзаказчика услуги по уборке зданий и помещений, предназначенных для размещения мировых судей Санкт-Петербурга, в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), а Госзаказчик обязуется их оплатить.
В период с 10.01.2017 по 22.01.2017 истец оказывал услуги, предусмотренные Контрактом.
Полагая, что ответчик неправомерно отказался от оплаты услуг за указанный период, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии правовых основания для оплаты услуг, оказанных до заключения государственного контракта.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно положениям статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 4.3 Контракта и условиям Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) установлено, что срок оказания услуг с 09.01.2017 по 31.12.2017.
Согласно пункту 7.1 Контракта он вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее, чем 31.12.2017.
В соответствии со сведениями, содержащимися в реестре государственных контрактов, размещенном на сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), спорный Контракт заключен 23.01.2017.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В рассматриваемом случае истец, оказывая услуги без наличия государственного контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, не мог не знать, что услуги оказываются при отсутствии обязательства.
В силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Как правомерно указано судом первой инстанции, иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ). Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2017 по делу N А56-60595/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60595/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2018 г. N Ф07-2687/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕХСЕРВИС"
Ответчик: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности