г. Киров |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А31-7511/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2017 по делу N А31-7511/2017, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (ИНН 4401006568, ОГРН 1034408610411)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН 4401050246, ОГРН 1044408640561)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - заявитель, Управление, Управление имущественных и земельных отношений) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Костромской области (далее - ответчик, Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 10.05.2017 N 01-35/7749 об отказе в государственной регистрации ограничений прав собственников и иных правообладателей вследствие резервирования земель, расположенных на территории города Костромы для муниципальных нужд, земельных участков: с кадастровым номером: 44:27:070208:251, по адресу: Костромская область, город Кострома, Некоммерческое садоводческое товарищество Сад Дружба-2 (Станкостроительная), участки 1,2,3,4,5,6,7,92,93,94,198; с кадастровым номером: 44:27:070208:96, по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Станкостроительная, в районе дома N 5; с кадастровым номером: 44:27:070208:30, по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Станкостроительная, в связи с резервированием земель, расположенных на территории города Костромы для муниципальных нужд; обязании осуществить государственную регистрацию ограничений прав собственников и иных правообладателей вследствие резервирования земель, расположенных на территории города Костромы для муниципальных нужд, земельных участков.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление имущественных и земельных отношений обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление считает, что решение суда незаконное и необоснованное, так как принято при недоказанности, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель отмечает, что согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N218-ФЗ) перечень ограничений прав, которые подлежат государственной регистрации, не является исчерпывающим.
Ссылаясь на положения статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, заявитель настаивает на том, что оспариваемый отказ в регистрации ограничений на земельные участки не только нарушает права Управления в сфере осуществления экономической и иной деятельности, но и права правообладателей указанных земельных участков. Государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, не является самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременений, но подтверждает наличие обременения в отношении земельного участка исключительно перед третьими лицами, что согласуется с частью 2 статьи 1 Закона о регистрации. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на судебную практику.
Управление Росреестра в письменных возражениях на жалобу опровергает заявленные в ней доводы, полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются записи о государственной регистрации прав на следующие объекты недвижимости: 09.02.2015 осуществлена государственная регистрация прав собственности Белова А.А. на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, площадью 6058 кв.м., с кадастровым номером 44:27:07020:251, расположенный по адресу: г. Кострома, НСТ "Дружба-2", (Станкостроительная), участки N N 1,2,3,4,5,6,7,8,92,93,94,198, о чем в ЕГРН произведена запись регистрации N 44-44/001-44/001/003/2015-3396/1; 10.12.2009 осуществлена государственная регистрация права собственности НСТ "Дружба-2" на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью 6079 кв.м., с кадастровым номером 44:27:070208:30, расположенный по адресу: г. Кострома ул. Станкостроительная, снт. "Дружба-2", о чем в ЕГРН произведена запись регистрации N 44-44-01/082/2009-156; 02.05.2012 осуществлена государственная регистрация аренды земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации временной платной автостоянки без права возведения объектов недвижимости, общей площадью 1590 кв.м., с кадастровым номером 44:27:070208:96, расположенный по адресу г. Кострома, ул. Станкостроительная, в районе дома N 5, ориентир строение Н, где в качестве лица, в чью пользу ограничивается право (арендатор) выступает ООО "Кемпинг", а в качестве арендодателя - Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений, о чем в ЕГРН произведена запись регистрации N 44-44-01/002/2012-983.
02.02.2017 в Управление Росреестра обратился Куликов К.Б., действующий в интересах муниципального образования городской округ город Кострома на основании доверенности от 19.01.2017 с заявлением о государственной регистрации ограничений прав правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:070208:251, 44:27:070208:96, 44:27:070208:30 вследствие резервирования указанных земель, расположенных на территории города Костромы, для муниципальных нужд.
На государственную регистрацию представлены: копия доверенности от 19.01.2017 N 55исх-27/17 и постановление администрации города Костромы от 27.01.2011 N 185 "О резервировании земель, расположенных на территории города Костромы для муниципальных нужд".
10.02.2017 государственная регистрация приостановлена сроком с 10.02.2017 по 10.05.2017 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в связи с тем, что право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Уведомлением от 10.05.2017 N 01-35/7749 муниципальному образованию городской округ город Кострома отказано в государственной регистрации ограничений прав правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:070208:251, 44:27:070208:96, 44:27:070208:30 вследствие резервирования указанных земель, расположенных на территории города Костромы для муниципальных нужд по основанию, предусмотренному статьей 27 Закона N 218-ФЗ, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
Не согласившись с данным решением, муниципальное образование в лице Управления имущественных и земельных отношений обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статей 56, 56.1, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 1 Закона N 218-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российское Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
С 01.01.2017 вступил в силу Закон N 218-ФЗ, который согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация города Костромы наделена полномочиями по резервированию земель и изъятию земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами местного самоуправления или решением суда (пункт 1). В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Из статьи 56.1 ЗК РФ следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
В соответствии со статьей 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании), решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ признаны утратившими силу главы I - IV, статья 31 и глава VI Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Как указано ранее с 01.01.2017 вступил в силу Закон N218-ФЗ.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность регистрирующего органа произвести государственную регистрацию ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд законодательством не предусмотрена.
Ограничения прав и обременения недвижимого имущества подлежат государственной регистрации только в случаях, установленных федеральным законом.
Ссылка Управления на пункт 9 Положения о резервировании подлежит отклонению, поскольку, как обоснованно указал арбитражный суд, названный пункт не является нормой нормативно-правового акта, которым в силу части 6 статьи 56 ЗК РФ может устанавливаться случай обязательной регистрации рассматриваемого ограничения прав, а также ввиду наличия в данном пункте отсылки к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в котором ранее также отсутствовали положения о наличии оснований к регистрации такого ограничения прав.
Доводы заявителя о том, что государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, не является самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременении, но подтверждает наличие обременения в отношении земельного участка исключительно перед третьими лицами, что согласуется с частью 2 статьи 1 Закона о регистрации, не опровергают вышеуказанные выводы.
Кроме того, оспариваемый отказ Управления Росреестра не препятствует реализации полномочий администрации города Костромы, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем доказательств нарушения прав и законных интересов решением Управления от 10.05.2017 N 01-35/7749 заявителем не представлено.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае не имелось предусмотренной статьями 198, 201 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания решения регистрирующего органа недействительным.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Управления следует признать правомерным. Правовых оснований для его отмены или изменения не усматривается, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2017 по делу N А31-7511/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7511/2017
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Ответчик: Управление Росреестра по Костромской области
Третье лицо: Управление Росреестра по КО