г. Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А40-106933/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 г. по делу N А40-106933/17
принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ФГБОУ высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, 3. Департамент городского имущества города Москвы, 4. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным решения от 14.03.2017 г. N 77/17-16322,
при участии:
от заявителя: |
Подейко В.А. по дов. от 30.12.2016; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2016; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. Хутиева Ф.А. по дов. от 08.11.2016; 4. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова" (далее - Заявитель, МГУ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 14.03.2017 г. N 77/17-16322 об отказе в кадастровом учёте изменений здания площадью 5338,4 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1025, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 1 и о возложении обязанности осуществить кадастровый учёт изменений здания площадью 5338,4 м2, кадастровый номер 77:07:0013003:1025, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 1, путём изменения его назначения с жилого на нежилое.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Департамент городского имущества города Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2017 г. заявление МГУ удовлетворено.
Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители МГУ и Департамента городского имущества города Москвы с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу и Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что МГУ является субъектом права оперативного управления на здание площадью 5338,4 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1025, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 1 (далее - Здание).
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АС N 1177244, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 13.04.2016 г., а также записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.05.2008 г. N 77-77-13/006/2008-572. Собственником Здания является Российская Федерация.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 05.05.2014 г. N Д-РП-339/4 "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения в многоквартирных домах" (далее - Распоряжение N Д- РП-339/4), изданным на основании заявления МГУ и с согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, все жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МГУ, которые расположены в Здании, переведены в нежилые (статьи 22, 23 ЖК РФ) в целях использования для ведения образовательной деятельности без предварительных условий.
Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2014 г. N 664-ПП "О реорганизации Департамента городского имущества города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казённых учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы" Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы реорганизован в форме присоединения к Департаменту городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ и пунктом 15 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ГТП (далее - Положение), Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Согласно пункту 1(1) постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4.2.50- 4.2.67, 4.2.73 приложения 1 к настоящему постановлению, наделяется правом изменять и/или отменять решения, принятые отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти города Москвы либо территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.09.2016 г. N 27934 "О внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 05.05.2014 N Д-РП-339/4" (далее - Распоряжение N 27934) в Распоряжение N Д-РП-339/4 внесены изменения, площадь Здания (5338,4 м2) указана в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости.
06.12.2016 г. МГУ обратился в филиал по Москве федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений Здания, представив все необходимые для этого документы, в том числе Распоряжение N Д-РП-339/4 и Распоряжение N 27934.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2017 г. Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) соответствующие полномочия по осуществлению государственного кадастрового учёта перешли от Кадастровой палаты к Управлению (статья 3 Закона о регистрации недвижимости).
Решением Управления от 14.03.2017 г. N 77/17-16322 в учёте изменений Здания отказано.
Удовлетворяя заявление МГУ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
На момент обращения МГУ с соответствующим заявлением в Кадастровую палату (06.12.2016 г.) основания осуществления кадастрового учёта и состав соответствующих документов регулировались статьей 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 г N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в действовавшей на тот момент редакции.
В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учёт осуществлялся, в частности, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11- 21-1, 25-30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
К числу таких сведений относилось, в частности, назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости являлось здание (п. 15 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).
По общему правилу, которое было установлено частью 2 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (учёт изменений объекта недвижимости) осуществлялся на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Сходные по содержанию правила содержатся и в статье 14 ныне действующего Закона о регистрации недвижимости.
Часть 1 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом жилым помещением по прямому указанию части 2 статьи 15 ЖК РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В то же время часть 1 статьи 22 ЖК РФ допускает перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение с учётом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Органом, уполномоченным на принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые, в городе Москве ранее являлся Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, как это предусматривалось пунктом 4.2.27 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 44-ПП.
В настоящее время таким органом является Департамент городского имущества города Москвы (пункт 4.2.73 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП).
В соответствии с пунктом 4.2.73 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент является уполномоченным органом по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые в городе Москве.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 15, 22 ЖК РФ перевод всех жилых помещений в здании в нежилые само по себе означает изменение назначения такого здания с жилого на нежилое. Обратное Управлением Росреестра Москве в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.
Распоряжением N Д-РП-339/4 (в редакции Распоряжения N 27934) изменялось назначение всех помещений в Здании (т. е. осуществлялся перевод всех помещений в Здании из жилых в нежилые), а, следовательно, и назначение Здания.
Учитывая изложенное, МГУ представил в Кадастровую палату (в Управление) все документы, предусмотренные статьями 16, 22 Закона о кадастре (ст. 14, 21 Закона о регистрации недвижимости) для кадастрового учёта изменений Здания.
Нормами статей 26, 27 Закона о регистрации недвижимости (статьи 26, 27 Закона о кадастре) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении кадастрового учёта.
Однако ни одного из этих оснований в настоящем случае не усматривается.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое решение Управления принято при использовании полномочий Управления вопреки законной цели и имущественным правам как МГУ, так и Российской Федерации, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2017 г. N 77/17-16322 об отказе в кадастровом учёте изменений здания площадью 5338,4 м2., 5 кадастровый номер 77:07:0013003:1025, по адресу: г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1 не соответствует требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое решение Управления не позволяет МГУ реализовывать принадлежащие ему правомочия субъекта права оперативного управления на Здание, как это предусмотрено ГК РФ и иными законами.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управления Росреестра от 14.03.2017 г. N 77/17-16322 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 г. по делу N А40-106933/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106933/2017
Истец: ФГБОУ ВО "МГУ им. М.В.Ломоносова", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА"
Ответчик: Росреестр по г.Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом