г. Хабаровск |
|
27 декабря 2017 г. |
А73-16260/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Жолондзь Ж.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": Кумаев А.В., представитель, доверенность от 15.09.2017 N 163-Д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 11.10.2017
по делу N А73-16260/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПромМастер"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 1 250 896 руб. 68 коп.
третье лицо: открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромМастер" (ОГРН 1085053001527 ИНН 5053054390, далее - ООО "ПромМастер") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов по транспортным железнодорожным накладным N АЛ529193, N АЛ529192, N АЛ529195, N АЛ529194, N АЛ529197, N АЛ529196, N АЛ529198 в размере 1 250 896 руб. 68 коп.
Определением от 29.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (далее - ОАО "СахМП").
Решением от 09.01.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.08.2017 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении ООО "ПромМастер" дополнительно представило заявление о взыскании с ОАО "РЖД" судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 92 645 руб. 41 коп.
Решением суда от 11.10.2017 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "ПромМастер" взыскана неустойка в сумме 1 250 896 руб. 68 коп., судебные расходы в сумме 35 000 руб.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить.
В доводах жалобы заявитель указывает, что срок доставки груза подлежал увеличению на основании пункта 6.10 Правил исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245. Полагает, что причина задержки груза вызвана виной морского перевозчика. Также приводит доводы о том, что подлежащая уплате неустойка должна быть снижена на основании статьи 333 ГК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "СахМП" указало на нахождение груза у морского перевозчика в пределах нормативного срока доставки, полагает, что вина морского перевозчика отсутствует. Просило решение суда отменить, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. До начала судебного заседания от ООО "ПромМастер" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших возражений, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в апреле-мае 2016 года со станции отправления Электросталь МСК ЖД на станцию назначения Южно-Сахалинск-Грузовой ООО "ПромМастер" по транспортным железнодорожным накладным N АЛ529193, N АЛ529192, N АЛ529195, N АЛ529194, N АЛ529197, N АЛ529196, N АЛ529198 направлен груз (трубы металлические).
На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой в доставке груза от 1 до 11 дней.
Ссылаясь на доставку груза с просрочкой, ООО "ПромМастер" направило в адрес перевозчика претензию от 12.07.2016 N 2, в которой просило оплатить пени за просрочку доставки груза в сумме 1 250 896 руб. 68 коп.
В ответе на претензию, ОАО "РЖД" отклонило претензию со ссылкой на пропуск ее предъявления.
Неоплата ОАО "РЖД" неустойки послужила основанием для обращения ООО "ПромМастер" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных истцом требований, которые подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Статья 97 Устава устанавливает ответственность за просрочку доставки грузов в виде уплаты перевозчиком пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств (непреодолимой силы).
Согласно статье 75 Устава общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
Срок доставки груза по спорной отправке определяется в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР 17/24.04.1956, которыми определен порядок исчисления срока доставки груза за часть железнодорожного пути, часть водного пути.
В соответствии с §33 вышеуказанных Правил, сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.
Сроки доставки исчисляются следующим порядком:
а) за часть железнодорожного пути (за сплошное протяжение) - на основании железнодорожных правил о сроках доставки грузов по железным дорогам;
б) за часть водного пути - на основании правил о сроках доставки грузов морским и речным транспортом.
При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза, и с 0 часов следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.
Приказом Минморфлота от 01.03.1988 N 24 утверждены сроки доставки грузов морским транспортом в каботаже, согласно которому при перевозке грузов паромами на линии "Ванино-Холмск" срок доставки установлен 4 суток.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчиков пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В период спорной перевозки действовали Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
В пункте 6 Правил N 245 приведены случаи, при которых увеличиваются сроки доставки грузов на все время задержки.
Суд первой инстанции, рассмотрев причины просрочки в доставке грузов установил отсутствие оснований для увеличения срока доставки грузов в отношении вагона 62326053 (накладная N АЛ529194) поскольку в силу статьи 20 Устава железнодорожного транспорта именно на перевозчике лежит обязанность подавать технически исправные вагоны. Надлежащих доказательств выполнения перевозчиком необходимых действий по определению технического состояния вагона перед погрузкой в соответствии с требованиями статьи 20 Устава железнодорожного транспорта не представлено.
Также судом не приняты во внимание доводы ответчика о продлении срока доставки груза по накладной N АЛ529195, поскольку сложная эксплуатационная обстановка, вызванная различными причинами, в т.ч. наличием на дороге экспортного и местного груза по причине неудовлетворительной выгрузки грузов грузополучателями вследствие неравномерной погрузки грузоотправителя, не является в соответствии с пунктом 6 Правил N 245 основанием для увеличения сроков доставки грузов.
Доводов в части несогласия с выводами суда в отношении указанных отправок апелляционная жалоба не содержит. Ответчик оспорил неприменение судом положений пункта 6.10 Правил N 245, полагает, что срок доставки грузов увеличивается по основаниям, приведенным в указанном пункте.
Согласно указанному пункту Правил N 245 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.
По мнению ответчика, вина в задержке отправления груза вызвана действиями морского перевозчика.
В данном случае доставка груза осуществлялась в прямом смешанном сообщении (железнодорожным и морским транспортом).
В силу статьи 65 Устава перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов.
В соответствии со статьей 75 Устава общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
Учитывая предписания статей 75, 122 Устава, а также принимая во внимание, что именно ОАО "РЖД" являлось конечным перевозчиком, выдавшим груз, вина морского перевозчика не может быть отнесена к числу обстоятельств, входящих в предмет исследования и доказывания по настоящему спору.
Кроме того, исходя из буквального толкования пункта 6.10 Правил N 245 и §33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, подлежат продлению сроки доставки грузов, ввиду задержек, связанных с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом по причинам, не зависящим от перевозчика.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на ОАО "РЖД" как на лицо выдавшее груз ответственность в виде взыскания неустойки за просрочку доставки груза.
Размер пени за просрочку доставки груза произведен истцом, исходя из 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, и составляет не более размера провозной платы.
Согласно статье 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Суд первой инстанции, оценив доводы ОАО "РЖД" не усмотрел оснований для снижения законной неустойки.
В апелляционной жалобе заявитель полагает, что размер взысканной судом неустойки является чрезмерным.
Между тем, указанное ответчиком обстоятельство, само по себе не является свидетельством несоразмерности неустойки, установленной законом.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 13.01.2011 N 11680/10, необоснованное уменьшение неустойки судами в целом может стимулировать недобросовестных должников, которые фактически освобождаются от негативных последствий неисполнения обязательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, а также отсутствие доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
По требованию о взыскании с ОАО "РЖД" судебных расходов на оплату услуг представителя, ООО "ПромМастер" в материалы дела представлены платежное поручение и акт об оказании юридических услуг.
Суд первой инстанции, установив, что факт оказания услуг представителем подтвержден материалами дела, с учетом характера спора и сложности дела, а также представленных истцом доказательств в подтверждение заявленной ко взысканию суммы судебных расходов, пришел к выводу, что подлежащая взысканию с ответчика сумма судебных расходов в размере 35 000 руб. является обоснованной.
Возражений в части взыскания судебных расходов, а также несогласия с распределением судебных расходов в связи с нарушением истцом претензионного порядка урегулирования спора в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2017 по делу N А73-16260/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16260/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 августа 2017 г. N Ф03-2550/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "ПромМастер"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Сахалинское морское пароходство"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6828/17
29.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2550/17
11.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-887/17
09.01.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-16260/16