Омск |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А46-12596/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13692/2017) Ботникова Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Омской области от 25.09.2017 по делу N А46-12596/2017 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению Ботникова Николая Ивановича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об отмене решения о внесении записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ботников Николай Иванович (паспорт);
от заинтересованного лица: Орлов Дмитрий Павлович по доверенности N 01-14/00008 от 09.01.2017 сроком действия по 19.01.2018.
установил:
Ботников Николай Иванович (далее по тексту - Ботников Н.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее по тексту - МИ ФНС России N 12 по Омской области, регистрирующий орган, Инспекция) о внесении 28.10.2016 записи об исключении должника - организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением от 25.09.2017 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
В обоснование решения суд указал на то, что поскольку ни ООО "ОВК Нефть", ни Ботников Н.И., ни иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение предусмотренного законом срока не обратились с соответствующим заявлением, у МИ ФНС России N 12 по Омской области имелись все основания для принятия решения об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе Ботников Н.И. просит отменить решение суда 1 инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд не применил статью 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой предусмотрено принятие мер по выявлению кредиторов, а также их уведомление в письменной форме о ликвидации юридического лица.
В отзыве на апелляционную жалобу МИ ФНС России N 12 по Омской области просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на то, что заявитель ошибочно применяет к административной процедуре упрощенного исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего норм, предусмотренных статьями 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих основания и порядок проведения процедуры добровольной ликвидации юридического лица на основании принятия общим собранием участников общества единогласного решения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованного лица просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле установил следующие обстоятельства. 12.11.2012 МИФНС России N 12 по Омской области было зарегистрировано юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "ОВК Нефть" (ООО "ОВК Нефть") с присвоением ему ОГРН 1125543056836.
Как следует из текста заявления, при обжаловании Ботниковым Н.И. в Ленинском районном суде города Омска бездействия Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области о взыскании заработной платы с ООО "ОВК Нефть" заявителю стало известно о внесении 28.10.2016 записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Полагая, что при принятии решения о внесении записи об исключении ООО "ОВК-Нефть" из Единого государственного реестра юридических лиц регистрирующим органом были допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем, были существенно нарушены права и законные интересы заявителя, Ботников Н.И. обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением суда первой инстанции от 25.09.2017 по делу N А46-12596/2017 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Означенное решение обжалуется налоговыми органами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в названной части, считает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения по следующим основаниям.
Как было выше сказано, 12.11.2012 МИ ФНС России N 12 по Омской области было зарегистрировано юридическое лицо - ООО "ОВК Нефть" (ОГРН 1125543056836).
В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло хозяйственных операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Порядок исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа регламентирован в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 названной статьи юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункту 4 статьи 21.1 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Как следует из справок Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска от 23.06.2016 N N 1133-О, 1133-С, представленных в МИ ФНС России N 12 по Омской области, ООО "ОВК Нефть" с 19.01.2013 не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; отсутствовало движение денежных средств по банковскому счету организации.
В связи с тем, что ООО "ОВК Нефть" в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, 01.07.2016 МИ ФНС России N 12 по Омской области было принято решение N 2392 о предстоящем исключении ООО "ОВК Нефть" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Сведения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 26 (589) от 06.07.2016.
Поскольку ни ООО "ОВК Нефть", ни Ботников Н.И., ни иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "ОВК Нефть" из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение предусмотренного законом срока не обратились с соответствующим заявлением, МИ ФНС России N 12 по Омской области было принято решение об исключении недействующего юридического лица (ООО "ОВК Нефть", ОГРН 1125543056836) из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем внесена запись от 28.10.2016 ГРН 2165543742098.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.01.2012 N 143-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шевченко Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 - 3 статьи 21.1 и пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", правовое регулирование, предусматривающее упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращения недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Доказательств того, что ООО "ОВК Нефть" сдает отчетность, осуществляет операции по расчетному счету или иные доказательства фактического осуществления юридическим лицом своей деятельности, в материалы дела не представлено.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, решение МИ ФНС России N 12 по Омской области принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По мнению подателя апелляционной жалобы, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц осуществлено необоснованно, поскольку в силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Однако, заявителем не учтено следующее. Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общий порядок ликвидации юридических лиц и не подлежит применению к отношениям, урегулированным специальным порядком как общая и специальная норма.
Специальный порядок предполагает, что согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо не ликвидируется, а считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
При этом, статья 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливаются только условия для отнесения юридического лица к недействующему, в отношении же порядка исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего норма указанной статьи является отсылочной к нормам права Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который предполагает опубликование информации о предстоящем исключении юридического лица из реестра, но не предполагает поиска и уведомления всех его кредиторов.
После опубликования в "Вестнике Государственной регистрации" от 06.07.2016 решения Инспекции о предстоящем исключении ООО "ОВК Нефть" из реестра Ботников Н.И. имел возможность обратиться в регистрирующий орган течение предусмотренного трехмесячного срока с возражением относительно предстоящего исключения Общества из ЕГРЮЛ, однако предоставленным ему правом не воспользовался.
При этом, являясь взыскателем по исполнительному производству и осуществляя добросовестно свои права, истец не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в инспекцию заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "ОВК Нефть" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, как правильно указал регистрирующий орган, Ботниковым Н.И. не доказано, что восстановление правоспособности юридического лица ООО "ОВК Нефть" может повлиять на восстановление прав и законных интересов истца, так как документальных подтверждений обнаруженного у данного юридического лица имущества в деле не представлено.
В случае же последующего нахождения имущества должника ООО "ОВК Нефть" заявитель вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу данной нормы права в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и положений названных норм права, суд поддерживает позицию суда 1 инстанции о наличии достаточных оснований для исключения налоговым органом ООО "ОВК Нефть" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и фактическим материалам дела. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по результатам рассмотрения спора и относит их на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Ботникова Николая Ивановича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.09.2017 по делу N А46-12596/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12596/2017
Истец: Ботников Николай Иванович
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N 12 по Омской области