Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2018 г. N Ф04-1125/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А27-13787/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В, Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Федоровой В.С. по доверенности от 03.10.2017 (на 3 года),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной электрической комиссии Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2017 года по делу N А27-13787/2017 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (ОГРН 1134223002308, ИНН 4223061205, 633340, ул. Забабонова, 28, офис 03, г. Болотное, Новосибирская область)
к Региональной электрической комиссии Кемеровской области (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509, 650000, ул. Н. Островского, 32-214, г. Кемерово)
об оспаривании постановления от 12.05.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городское тепловое предприятие" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональной электрической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2017 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 11.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, РЭК Кемеровской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение.
Указывает, что факт невыполнения обществом предписания от 09.02.2017 N 9 подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.04.2017, актом проверки от 06.04.2017 N 9-вд.
Уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административным правонарушении было направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении 18.04.2017. Почтовое отправление в адрес общества прибыло в место вручения 22.04.2017 (за пять дней до назначенной даты составления протокола об административном правонарушении 27.04.2017). При надлежащем обеспечении обществом своевременного получения корреспонденции ничто не препятствовало получить его в срок до 27.04.2017. Указанное почтовое отправление было получено только 19.05.2017, через 19 дней с момента его прибытия в место вручения.
Почтовое отправление от 04.05.2017 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 12.05.2017, получено адресатом только 06.06.2017 (получено в г. Кемерово, при том, что направлялось по адресу: 633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Забабонова, 28, оф. 203). Почтовое отправление поступило в место вручения 10.05.2017 и находилось в месте вручения до 31.05.2017, а затем перенаправлено на верный адрес в г. Кемерово, однако согласно сведениям из ЕГРЮЛ единственным верным адресом является 633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Забабонова, 28, оф. 203.
Действия общества по длительному неполучению поступившей корреспонденции и ее получению не по адресу регистрации направлены на уклонение от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является злоупотреблением правами.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют прийти к выводу о надлежащем уведомлении общества о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Подробно доводы РЭК Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной РЭК Кемеровской области 06.04.2017, выявлены факты невыполнения обществом предписания от 09.02.2017 N 9 в части представления в срок до 07.03.2017 следующей информации:
1) о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере теплоснабжения:
- об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность).
2) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг):
- сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), в том числе договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;
3) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения:
- форма заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
- перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
- реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;
- телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
4) общей информации о регулируемой организации:
- наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации;
- основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации в качестве юридического лица;
- почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети "Интернет" и адрес электронной почты;
- режим работы регулируемой организации, в том числе абонентских отделов, сбытовых подразделений и диспетчерских служб;
- регулируемый вид деятельности;
- протяженность магистральных сетей (в однотрубном исчислении) (километров); протяженность разводящих сетей (в однотрубном исчислении) (километров);
- количество теплоэлектростанций с указанием их установленной электрической и тепловой мощности (штук);
- количество тепловых станций с указанием их установленной тепловой мощности (штук);
- количество котельных с указанием их установленной тепловой мощности (штук);
- количество центральных тепловых пунктов (штук).
5) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности):
- о выручке от регулируемого вида деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности;
- о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включая: расходы на покупаемую тепловую энергию (мощность), теплоноситель; расходы на топливо с указанием по каждому виду топлива стоимости (за единицу объема), объема и способа его приобретения, стоимости его доставки; расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт-ч), и объем приобретения электрической энергии; расходы на приобретение холодной воды, используемой в технологическом процессе; расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе; расходы на оплату груда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно- управленческого персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств; расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности; общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); прочие расходы, которые подлежат отнесению на регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей);
- об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки (тыс. рублей);
- о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей);
- о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год);
- об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе по каждому источнику тепловой энергии (Гкал/ч);
- о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (Гкал/ч);
- об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал);
- об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. Гкал);
- об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе определенном по приборам учета и расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг) (тыс. Гкал);
- о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом (Ккал/ч.мес.);
- о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии (тыс. Гкал);
- о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек);
- о среднесписочной численности административно-управленческого персонала (человек);
- об удельном расходе условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть, с разбивкой по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности (кг у. т./Гкал);
- об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (тыс. кВт-ч/Гкал);
- об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности (куб. м/Гкал).
6) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации:
- о количестве аварий па тепловых сетях (единиц на километр);
- о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единиц на источник);
- о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о доле числа исполненных в срок договоров о подключении (технологическом присоединении);
- о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение (технологическое присоединение).
7) об инвестиционных программах регулируемой организации:
- о наименовании, дате утверждения и цели инвестиционной программы;
- о наименовании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего инвестиционную программу (органа местного самоуправления в случае передачи соответствующего полномочия), и о наименовании органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу;
- о сроках начала и окончания реализации инвестиционной программы;
- о потребностях в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы, в том числе с разбивкой по годам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей);
- о плановых значениях целевых показателей инвестиционной программы (с разбивкой по мероприятиям);
- о фактических значениях целевых показателей инвестиционной программы;
8) об использовании инвестиционных средств за отчетный год с разбивкой по кварталам, мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей).
- о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемых организаций, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, о месте размещения положения о закупках регулируемой организации, а также сведения о планировании закупочных процедур и результатах их проведения.
9) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования, содержащая копию инвестиционной программы, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (проекта инвестиционной программы).
10) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения:
- о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;
- о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;
- о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала;
- о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала.
В установленный предписанием от 09.02.2017 N 9 срок до 07.03.2017 не представлена информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере теплоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), содержащая сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), в том числе договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемых организаций, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, о месте размещения положения о закупках регулируемой организации, а также сведения о планировании закупочных процедур и результатах их проведения, информация о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования, содержащая копию инвестиционной программы, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (проекта инвестиционной программы), информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации, информация об инвестиционных программах регулируемой организации, информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, в формате шаблонов:
- JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.ORG;
- JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.REQUEST.WARM;
- JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.570.
Невыполнение в установленный срок предписания послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении 27.04.2017 и вынесения постановления от 12.05.2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества события и вины во вмененном административном правонарушении, однако РЭК Кемеровской области допущены существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В силу части 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное решение.
Тарифы на тепловую энергию обществу установлены постановлениями РЭК Кемеровской области от 21.08.2015 N 282 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 844 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке на 2016 год", от 20.12.2016 N 653 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на теплоноситель установлены постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 21.08.2015 N 283 "Об установлении тарифов на теплоноситель, реализуемый ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 845 "Об установлении тарифов на теплоноситель, реализуемый ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке, на 2016 год", от 20.12.2016 N 654 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Киселевска, на 2017 год", тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) установлены постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 21.08.2015 N 284 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке", от 15.12.2015 N 846 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ООО "Городское тепловое предприятие" (г. Киселевск) на потребительском рынке, на 2016 год", от 20.12.2016 N 655 "Об установлении ООО "Городское тепловое предприятие" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год".
Пунктом 21 Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 468, предусмотрено, что нарушения, выявленные в результате проведения контрольных мероприятий, являются основанием для вынесения предписания.
Предписание органа, осуществляющего государственный контроль, в силу пунктов 22 и 23 Правил подлежит обязательному исполнению органом регулирования в установленный срок и должно содержать срок его исполнения и форму представления информации об исполнении предписания.
Материалами дела подтверждено, что обществом не выполнило предписание РЭК КО от 09.02.2017 N 9 о предоставлении в комиссию в срок до 07.03.2017 соответствующей информации о тарифах.
В связи с этим судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в действиях общества административным органом установлен состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о допущенных административным органом существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в отношении юридического лица в присутствии его законного представителя.
Однако часть 4 - 1 статьи 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Как следует из материалов дело и установлено судом, уведомление о дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении в 14-00 час. 27.04.2017 было направлено административным органом в адрес общества 18.04.2017, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 18.04.2017.
Согласно отчету, сформированному на официальном сайте Почты России, почтовое отправление в адрес общества прибыло в место вручения 22.04.2017.
Указанное почтовое отправление было получено обществом 11.05.2017, то есть за пределами срока, когда необходимо было явиться для составления протокола.
Тем самым, общество лишилось возможности на защиту своих интересов при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Протокол по делу об административном правонарушении от 27.04.2017 и определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.05.2017 получено обществом только 06.06.2017, за пределами срока, когда необходимо было явиться для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административный орган не доказал, что законный представитель общества был надлежащим образом уведомлен как о времени и месте осуществления РЭК Кемеровской области процессуальных действий по составлению протокола по делу об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В материалы дела не представлено доказательств, того что административный орган извещал общество иным способом.
Административный орган на момент составления протокола об административном правонарушении, обладая информацией об отсутствии надлежащего уведомления общества, мог перенести составление протокола об административном правонарушении и известить общество иными доступными средствами.
Из пояснений РЭК Кемеровской области следует, что общество обязано обеспечить своевременное получение корреспонденции по адресу его регистрации, куда комиссией правомерно и заблаговременно направлено адресованное отправление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Не выполнив этой обязанности надлежащим образом (это доказывает тот факт, что почтовое отправление было получено заявителем только по истечении 19 дней с момента его прибытия к месту вручении), общество не вправе ссылаться на то, что не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, административный орган не обосновал наличие у общества обязанности осуществить получение корреспонденции в отделении почтовой связи непосредственно после поступления почтовой корреспонденции в ОПС либо в течение какого-либо времени; не подтвердил документально факта уклонения общества от получения корреспонденции.
Все неустранимые сомнения и противоречия в силу статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенные РЭК Кемеровской области нарушения процессуального характера при рассмотрении административного дела носят существенный характер.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2017 по делу N А27-13787/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной электрической комиссии Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13787/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2018 г. N Ф04-1125/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Городское тепловое предприятие"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1125/18
27.12.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9861/17
31.10.2017 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9861/17
11.10.2017 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13787/17