г.Москва |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А40-109009/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Д.В.Каменецкого, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В.Зыкуновой, |
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Банка России в лице Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2017, принятое судьей Поляковой А.Б. (17-969)
по делу N А40-109009/17
по заявлению Банка России в лице Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ
к ПАО "САК "Энергогарант" (ОГРН 1027739068060),
третье лицо - Садов Р.Г.
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
Садов Р.Г. |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее также - Банк России, административный орган) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ПАО "САК "Энергогарант" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 26.09.2017 заявленные требования удовлетворены, ПАО "САК "Энергогарант" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ПАО "САК "Энергогарант" события и состава вмененного административного правонарушения, а также пришел к выводу о соблюдении установленных сроков привлечения ответчика к административной ответственности и отсутствии нарушений процедуры при составлении протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Банк России в апелляционной жалобе просит его изменить и привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. за каждое правонарушение (в общей сумме 60000 руб.). Ссылаясь на ч.1 ст.4.4 КоАП РФ, указывает, что в действиях ответчика было выявлено два административных правонарушения, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 01.03.2017 и 02.03.2017 Садов Р.Г. обратился на официальный сайт ПАО "САК "Энергогарант" в сети Интернет с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа в отношении транспортного средства Renault SR, государственный регистрационный знак М 607 ХА 152.
При заполнении заявления о заключении договора ОСАГО с использованием официального сайта Страховщика Садов Р.Г. в информационном поле "Серия и номер документа о регистрации ТС" ввел информацию о серии и номере свидетельства о регистрации транспортного средства 5216 982243.
Данная информация о типе, серии и номере документа о регистрации транспортного средства не прошла проверку в АИС ОСАГО, поскольку в АИС ОСАГО в отношении транспортного средства Renault SR, государственный регистрационный знак М 607 ХА 152, содержались сведения об ином документе серии 52 НУ N 562426. Согласно данным свидетельства о регистрации транспортного средства указанный номер является номером паспорта указанного транспортного средства.
Поскольку представленные как 01.03.2017, так и 02.03.2017 Садовым Р.Г. сведения не прошли проверку в АИС ОСАГО, заявителю было предложено предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подп."б"-"е" п.3 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Соответствующие действия Садовым Р.Г. были выполнены.
Факт получения от страхователя электронных копий паспорта страхователя, свидетельства о регистрации транспортного средства, водительских удостоверений Садова Р.Г., Садовой Т.А., диагностической карты N 018680021700121 от 01.03.2017 Страховщиком подтверждается.
Таким образом, как 01.03.2017, так и 02.03.2017 в распоряжении ПАО "САК "Энергогарант" имелись все документы, предусмотренные п.3 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ и необходимые для заключения договора ОСАГО.
Между тем, договор ОСАГО с Садовым Р.Г. заключен не был.
В связи с указанными обстоятельствами Садов Р.Г. направил в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Приволжском федеральном округе обращение о нарушении ПАО "САК "Энергогарант" требований страхового законодательства.
В ходе проверки изложенных в обращении сведений административным органом выявлено нарушение Обществом требований п.7.2 ст.15, п.1.1 ст.22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
30.05.2017 по факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол N СЗ-03-ЮЛ-17-6108/1020-1 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Приволжском федеральном округе на основании ст.28.2, ч.ч.2, 3, 4 ст.28.3 КоАП РФ, Указания Банка России от 27.02.2017 N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" в присутствии представителя Общества Ремизова В.В., действующего по доверенности N 119/17 от 17.03.2017.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в лице Волго-Вятского главного управления Банка России на основании ст.23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО "САК "Энергогарант" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ, Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее также - Правила ОСАГО).
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п.3 и п.4 ст.4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
В соответствии с п.7.2 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Пунктом 1.1 статьи 22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ установлено, что страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном п.7.2 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - риски нарушения функционирования информационных систем).
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые страхователю необходимо представить страховщику для заключения договора обязательного страхования.
Для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет". Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети "Интернет" для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе (абз.2 и 5 п.1.11 Правил ОСАГО).
В силу п.8 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" после направления страхователем заявления в соответствии с настоящим Указанием страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее - АИС ОСАГО), запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.
По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с настоящим пунктом, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.
В порядке п.9 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У после проведения проверки и получения от АИС ОСАГО подтверждения в соответствии с п.8 данного Указания либо получения электронных копий или электронных документов в соответствии с п.7 или п.10 данного Указания страховщик осуществляет следующие действия (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа страхователя к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения): в срок не более 20 минут направляет страхователю расчет страховой премии, а также стоимость обеспечения почтового направления страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности (при изъявлении желания страхователем получить страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности), подлежащих уплате, и сообщает ему условия договора, обеспечивает на сайте страховщика (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения) возможность обмена данными в электронном виде, которые необходимы для осуществления безналичной оплаты (дополнительно может предоставляться информация об оплате наличными деньгами), сообщает срок уплаты страховой премии (в зависимости от выбранного способа оплаты), предлагает страхователю осуществить корректировку сведений, указанных в заявлении, в случае получения страховщиком в соответствии с п.8 Указания отказа в подтверждении. Указанные действия осуществляются путем отображения сведений в режиме реального времени на сайте страховщика или сайте профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения.
Согласно п.10 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У при получении страховщиком в соответствии с п.8 настоящего Указания отказа в подтверждении он направляет на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Также страховщик доводит до страхователя информацию, указанную в уведомлении, путем отображения сведений на своем сайте (сайте профессионального объединения) в режиме реального времени и сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подп."б"-"е" п.3 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае Страховщик в нарушение п.7.2 ст.15, п.1.1 ст.22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ не обеспечил возможность заключения с Садовым Р.Г. договора ОСАГО в виде электронного документа и не оказал названному лицу услугу по заключению договора ОСАГО 01.03.2017 и 02.03.2017.
На основании ст.32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.
Согласно ст.938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Субъекты страхового дела согласно п.5 ст.30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Таким образом, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности приведенных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства в целом, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В рассматриваемом случае ответчик нарушил лицензионные требования и условия в части незаключения с гражданином договора обязательного страхования гражданской ответственности.
При таких обстоятельствах имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ПАО "САК "Энергогарант" составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения ответчиком вмененных административных правонарушений подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30.05.2017 N СЗ-03-ЮЛ-17- 6108/1020-1.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения ответчиком вмененных административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований страхового законодательства. Доказательств невозможности соблюдения указанных требований законодательства в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененных ему административных правонарушений, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения ответчика к административной ответственности судом соблюден.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения Общества к административной ответственности является обоснованным.
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявитель указывает, что в резолютивной части решения суд в нарушение ч.1 ст.4.4 КоАП РФ не учел наличие двух правонарушений и назначил Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб., то есть только за одно административное правонарушение.
Между тем, как усматривается из текста решения суда и заявителем жалобы не оспаривается, в результате рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии событий двух административных правонарушений, выразившихся в нарушении Обществом лицензионных требований и условий в части незаключения с гражданином договора обязательного страхования гражданской ответственности. В решении суда не установлено обстоятельств, которые бы послужили основаниями для признания какого-либо из событий административных правонарушений недоказанным либо малозначительным.
При этом назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2017 по делу N А40-109009/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109009/2017
Истец: ГУ ЦБ РФ в лице Волго-Вятского ЦБ РФ, Центральный банк Российской Федерации
Ответчик: ПАО САК "Энергогарант"
Третье лицо: Садов Р. Г., Садов Р.Г.