Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф04-1109/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А45-20429/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Сбитнева А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. (до перерыва), помощником судьи Гальчук М.М. (после перерыва)
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
до перерыва:
от истца - Вегелиной О. А. по дов. от 22.06.2017,
от ответчика - Голубева В. Н. по дов. от 20.09.2017,
после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2017 по делу N А45-20429/2017 (судья Лузарева И.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, г. Москва, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница", Новосибирская область, г. Тогучин, о взыскании 511 845,68 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (далее - истец, ООО ВТБ МС) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница" (далее - ответчик, ГБУЗ НСО "Тогучинская ЦРБ") о взыскании задолженности в размере 511 845,68 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ГБУЗ НСО "Тогучинская ЦРБ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что у лица, проводившего экспертизу качества медицинской помощи, отсутствует лицензия на ее проведение; в материалы дела не представлены доказательства надлежащей квалификации экспертов, проводивших экспертизу; выводы суда не основаны на законодательно установленных критериях качества медицинской помощи и носят оценочный характер.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО ВТБ МС в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу, не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 05 мин. 20.12.2017.
Судебное заседание после перерыва продолжено без участия представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) 11.01.2013 между ГБУЗ НСО "Тогучинская ЦРБ" и ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" заключен договор N 35 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
23.06.2017 ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" преобразовано в общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ООО ВТБ МС).
В соответствии с положениями договора ГБУЗ НСО "Тогучинская ЦРБ" обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 договора).
Согласно пункту 4.3 договора страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Пунктами 2.2, 2.3 договора предусмотрено право страховой медицинской организации не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; применять санкции в соответствии со статьей 41 Закона N 326-ФЗ.
При этом порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи утверждается Федеральным фондом в соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ.
На основании пункта 7 договора организация несет ответственность в соответствии со статьями 39 и 41 Закона N 326-ФЗ.
Перечень санкций применяемых к медицинским организациям утверждается Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 01.02.2016.
Договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2013 года. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания (пункты 9, 10 договора).
В отношении ответчика истцом проводились медико-экономические экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи за период с 2014 по 2015 год, в результате которых выявлены дефекты в исполнении ответчиком взятых на себя в рамках указанного договора обязательств, о чем составлены акты о несоответствии данных первичной медицинской документации данным реестров счетов (включение в счет на оплату и реестр счетов условных единиц трудоемкости, не подтвержденных первичной медицинской документацией).
Руководствуясь пунктом 68 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", истец направил в адрес ответчика следующие предписания о необходимости уплаты штрафных санкций: предписание N 468.1 от 15.11.2016; предписание N 429.1 от 15.10.2016; предписание N 341.1 от 20.07.2016; предписание N 296.1 от 09.06.2016; предписание N 517.1 от 30.12.2016. Всего на общую сумму 511 845,68 руб.
Предписания были получены ответчиком, не исполнены.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N 865-01/02 от 04.04.2017 с предложением оплатить штрафы по ранее выставленным, но неоплаченным ответчиком предписаниям на общую сумму 511 845,68 руб.
Ответчик на претензию не ответил, штрафы не оплатил, что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.
Учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика относительно исковых требований, исходя из положений части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, суд первой инстанции обоснованно посчитал признанными ответчиком, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются нормами Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставлять отчет о результатах такого контроля.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи (часть 7 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Порядок ведения реестров экспертов качества территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.12.2011 N 230, определил перечень документов, содержащих сведения об экспертах качества медицинской помощи, включаемых в территориальный реестр экспертов качества: основной документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Российской Федерации; диплом о высшем медицинском образовании; сертификат (сертификаты) специалиста или свидетельство (свидетельства) об аккредитации (при наличии); свидетельство (свидетельства) о присвоении квалификационной категории (при наличии); диплом (дипломы) об ученой степени (при наличии); свидетельство о подготовке по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Таким образом, законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании предусмотрены требования к специалистам, осуществляющим контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из анализа положений статьи 14 Закона N 326-ФЗ, статьи 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1227 "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", следует, что действующим законодательством Российской Федерации по вопросу лицензирования в сфере страховой деятельности, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования, определена обязанность страховых медицинских организаций для осуществления своей деятельности в указанной сфере иметь лицензию только на осуществление страхования.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы об отсутствии у лица, проводившего экспертизу качества медицинской помощи, лицензии на ее проведение, подлежат отклонению.
Утверждение ответчика о том, что истцом в материалы дела не представлены доказательства надлежащей квалификации экспертов, проводивших экспертизу, подлежит отклонению, как противоречащие материалам дела.
Из материалов дела следует, что экспертизу качества медицинской помощи в отношении ответчика, проводили эксперты качества Федорук О.Н и Трошина Ю.Н., включенные в Реестр экспертов качества медицинской помощи по Новосибирской области, который находится в свободном доступе на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области.
Кроме того, акт экспертизы качества медицинской помощи и экспертное заключение подписаны главным врачом ГБУЗ НСО "Тогучинская ЦРБ" Рябчиковой Е.А., без замечаний, в порядке статьи 42 Закона N 326-ФЗ не обжалованы.
Доводы ответчика о несогласии с результатами экспертизы качества медицинской помощи, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в отношении ответчика в спорный период проведена медико-экономическая экспертиза.
Кроме того, суд отмечает, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не приводились ответчиком в суде первой инстанции, соответственно, не могли быть оценены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах требования истца правильно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
От ответчика поступило платежное поручение от 10.11.2017 N 11378 об уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Однако указанное платежное поручение не может быть признано надлежащим доказательством перечисления в федеральный бюджет государственной пошлины в установленных порядке и размере при подаче апелляционной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.
В связи с указанным и с учетом положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации доказательством оплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного лица исполнителя (приложение N 1 "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").
Поскольку платежное поручение от 10.11.2017 N 11378 не содержит отметки банка о списании соответствующих денежных средств со счета плательщика, не содержит подписи ответственного лица исполнителя, оно не является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины в бюджет, в связи с чем на основании статей 102, 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2017 по делу N А45-20429/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Тогучинская центральная районная больница" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20429/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф04-1109/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ВТБ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ, ООО ВТБ МС
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОГУЧИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Вегелина О А
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1109/18
27.12.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10654/17
13.10.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-20429/17
12.10.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-20429/17