г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А26-8112/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен);
от заинтересованного лица: не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29082/2017) ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2017 по делу N А26-8112/2017 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по иску ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия"
к ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске по Республике Карелия межрайонное
о взыскании
установил:
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Карелия" (далее - заявитель, Комиссариат) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее - Управление) от 07.06.2017 N 009S19170002575 и N 009S19170002576 в части размера наложенных финансовых санкций.
Управлением заявлено встречное требование о взыскании с Комиссариата финансовых санкций в размере 7 000 руб. по требованию об уплате от 12.07.2017 N 009S01170666240 и N 009S01170666243.
Решением суда от 05.10.2017 первоначальные требования оставлены без удовлетворения, встречное заявление удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе Комиссариат, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае судом не учтено наличие смягчающих обстоятельств.
Управление представило в апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит судебный акт оставить в силе. По мнению Управления, основания для снижения размера штрафных санкций отсутствуют.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.02.2017 Комиссариат представил в Управление сведения о 14 застрахованных лицах за апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
Нарушение срока предоставления сведений послужило основанием для принятия Управлением 26.04.2017 решений N 009S19170002575 о привлечении к ответственности в виде наложения штрафа в размере 6 000 руб. и N 009S19170002576 о привлечении к ответственности в виде наложения штрафа в размере 1000 руб., а в общей сумме 7 000 руб.
Полагая, что Управлением при вынесении указанных ненормативных правовых актов не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, Комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Ссылаясь на то, что Комиссариатом не исполнены требования об уплате финансовых санкций N 009S01170666240 и N 009S01170666243, принятие на основании вышеуказанных решений, Управление обратилось в арбитражный суд со встречным требованием.
Суд первой инстанции, не установив смягчающих ответственность обстоятельств, отказал в удовлетворении первоначального требования Комиссариата и удовлетворил встречное требование Управления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Комиссариат является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу четвертому статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что Комиссариатом совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Материалами дела не подтверждается нарушение Управлением процедуры привлечения заявителя к ответственности.
При этом, Управление при принятии оспариваемого решения не рассматривало вопрос о возможности снижения штрафа.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В обоснование заявления Комиссариат указывает, что отсутствие в ежемесячной отчетности, представляемой в УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), сведений о застрахованных лицах было обусловлено ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками структурных подразделений, находящихся в удаленных районах Республики Карелия, которые несвоевременно представляли в головную организацию информацию о работниках, работающих по гражданско-правовым договорам.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд, учитывая совершение правонарушения впервые, признание вины, раскаивание должностных лиц, отсутствие негативных последствий в результате правонарушений, самостоятельное выявление нарушений в отчетности за октябрь и ноябрь 2016 года, несоразмерность назначенных штрафов тяжести содеянного, приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафной санкции, установленной решением Управления от 26.04.2017 N 009S19170002575, до 1 000 руб.
Основания для снижения размера штрафной санкции, установленной решением Управления от 26.04.2017 N 009S19170002576 в размере 1 000 руб., апелляционным судом не установлено.
В силу части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая наличие оснований для удовлетворения заявления Комиссариата в части, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении встречных требований Управления частично, с учетом снижения размера штрафной санкции, в размере 2 000 руб.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2017 по делу N А26-8112/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительным решение государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 07.06.2017 N 009S19170002575 в части начисления штрафа в сумме превышающей 1 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Встречное требование удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Карелия" в пользу государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) финансовые санкции в общей сумме 2 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8112/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске по Республике Карелия межрайонное