г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А56-11122/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Николайчук Е.А. по доверенности от 05.10.2017
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24676/2017) Ассоциации "СтройИндустрия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2017 по делу N А56-11122/2017 (судья Щуринова С.Ю.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Абсолют"
к Ассоциации строителей "СтройРегион" (Ассоциация "СтройИндустрия")
3-е лицо: Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение строительных организаций"
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Абсолют" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ассоциации строителей "СтройРегион" (АС "СтройРегион", далее - ответчик) о прекращении членства истца в ассоциации с 30.11.2016, об обязании ответчика перечислить на расчетный счет Ассоциации "Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение строительных организаций" (Ассоциация "СРО "МОСО") денежные средства компенсационного фонда в размере 300 000 руб. 00 коп.
Решением суда от 09.08.2017 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ассоциация "СтройИндустрия" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Ответчик указывает, что ни Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, далее 191-ФЗ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ни Градостроительный кодекс РФ не содержат норм, регулирующих порядок добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации, в связи с чем в данном случае следует руководствоваться общими нормами законодательства о некоммерческих организациях, о саморегулируемых организациях, а также нормами корпоративного законодательства. Указанное подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением 13 Арбитражного апелляционного суда по делу N А56-88072/2016 от 18.04.2017 г. Право на подачу уведомления для ООО наступает с момента принятия решения общего собрания участников (другого органа управления) о добровольном прекращении членства. Таких документов Истцом не представлено, уплата Некоммерческой организацией денежных средств в качестве взноса индивидуального предпринимателя или юридического лица в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации является внесением взноса членом Региональной саморегулируемой организации, исполненным третьим лицом по поручению (заявлению) индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании части 13 статьи 3.3. В силу вышеизложенного, повторная оплата взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации не допускается.
Одновременно с подачей жалобы Ассоциацией "СтройИндустрия" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ответчика - Ассоциацию строителей "СтройРегион" заменить на Ассоциацию "СтройИндустрия", в связи с реорганизацией юридического лица.
Суд апелляционной инстанции определением от 06.12.2017 в порядке процессуального правопреемства заменил Ассоциацию строителей "СтройРегион" на Ассоциацию "СтройИндустрия".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в период с 21.12.2012 по 30.11.2016 являлся членом АС "СтройРегион".
Взнос в компенсационный фонд АС "СтройРегион" истцом был полностью оплачен в размере 300 000 руб. 00 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
02.12.2016 истец был принят в члены Ассоциации "СРО "МОСО" на основании протокола N 62 Совета Ассоциации "СРО "МОСО".
22.11.2016 истец направил в адрес ответчика заявление о перечислении внесенного ранее взноса в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. 00 коп. в Ассоциацию "СРО "МОСО".
В течение установленного законом семидневного срока средства компенсационного фонда на счёт Ассоциации "СРО "МОСО" ответчиком перечислены не были, чем была нарушена норма, закрепленная в части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
При этом вместо исполнения возложенной на ответчика законом обязанности по перечислению денежных средств в другую СРО, 08.12.2016 в адрес истца поступило решение ответчика об отказе в рассмотрении уведомления добровольном прекращении членства.
Полагая свои права и законные интерес нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Основания прекращения членства в саморегулируемой организации установлены в части 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в частности, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации.
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 372 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.6 "Прием в члены саморегулируемой организации" изложена в новой редакции. Новая редакция вступает в силу с 1 июля 2017 г.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 04.07.2016, Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ дополнен новой статьей 3.3, которая устанавливает условия добровольного прекращения членства в саморегулируемой строительной организации (далее - СРО) в целях перехода в другое СРО с переводом средств компенсационного фонда: подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другое СРО; документальное подтверждение факта принятия решения о приеме в члены иной СРО; семидневный срок перечисления средств компенсационного фонда с момента получения уведомления и документов, подтверждающих прием в члены иной СРО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию:
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из приведенной нормы прямо следует, что юридические лица, независимо от типа саморегулируемой организации и принадлежности к региону регистрации, обязаны до 01.12.2016 подать в СРО, членом которой они являются, одно из указанных уведомлений, в противном случае они будут исключены саморегулируемой организацией из реестра членов СРО с 01.07.2017 (часть 7 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ).
Подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другую СРО влечет корреспондирующую обязанность перечислить компенсационный фонд в СРО, куда переходит юридическое лицо.
Согласно части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.
Таким образом, обязанность письменно уведомить СРО о намерении добровольно прекратить членство в связи с переходом в другую СРО прямо установлена Законом. Указанные нормы являются дополнительным основанием для добровольного прекращения членства в СРО, заключающимся в переходе в другую СРО.
Факт вступления истца в члены Ассоциации и получение ответчиком уведомления о принятом решении о добровольном прекращении членства в указанной ассоциации в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации истца, подтверждены материалами дела.
В пункте 3 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ указано, что с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:
1) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.
Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016, саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет исключать с 01.07.2017 своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.
При этом, для лиц, направивших уведомление о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию по месту регистрации, частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ предусмотрено право подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, на перечисление своего взноса в компенсационный фонд в ту саморегулируемую организацию, в которую они переходят.
Учитывая, что Истец действовал в соответствии с вышеуказанной нормой права, членство истца в Ассоциации в связи с его добровольным выходом должно было прекратиться с 30.11.2016.
Из буквального толкования п. 1 ч. 5 и 6 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что названными нормами права предусмотрена возможность добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации путем направления уведомления.
В силу данного закона для добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации необходимо и достаточно выражения воли только одной стороны (члена саморегулируемой организации), согласие самой саморегулируемой организации для этого не требуется.
Таким образом, не состоятелен довод Ассоциации о принятии решения об отказе в приеме уведомления о добровольном прекращении членства.
Подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другую СРО влечет корреспондирующую обязанность перечислить компенсационный фонд в СРО, куда переходит юридическое лицо.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом не установлено правовых оснований для освобождения ответчика от обязанности внести в реестр Ассоциации сведения о прекращении членства истца путем добровольного выхода и правовых оснований по удержанию у себя средств компенсационного фонда, ранее внесенных истцом.
Доказательств, опровергающих перечисление денежных средств в компенсационный фонд возмещения вреда не представлено. При этом ранее - в течение всего периода нахождения истца в составе членов Ассоциации, а, равно как и при получении указанного уведомления о перечеслении средств, ответчик возражений по поводу невнесения истцом средств компенсационного фонда не заявлял, а, значит, фактически признавал их внесение.
Доводы ответчика о том, что у него отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления истца о перечислении средств компенсационного фонда в другую СРО, в связи и тем, что истец на тот момент еще не утратил членства в Ассоциации, а в настоящее время исключен из Ассоциации на основании п.2. ч. 1 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонены судом по вышеуказанным основаниям.
Исходя из буквального содержания и смысла части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ денежные средства, подлежащие перечислению из предыдущей СРО, должны учитываться новой СРО при определении общего размера взноса своего члена в компенсационный фонд.
При этом ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несет саморегулируемая организация, в члены которой приняты такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации.
Неисполнение ответчиком установленной действующим законодательством обязанности по перечислению средств компенсационного фонда в новую СРО, является нарушением прав и законных интересов истца, который в случае наступления ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда не сможет рассчитывать на возмещение вреда из средств компенсационного фонда новой СРО, если взнос в нее не будет перечислен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2017 по делу N А56-11122/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11122/2017
Истец: ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АБСОЛЮТ"
Ответчик: Ассоциация "Стройиндустрия", АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ "СТРОЙРЕГИОН"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"