г. Томск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А27-18063/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Давыдовой Д.Г. по доверенности от 27.02.2017 (до 31.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новомир"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 октября 2017 г. по делу N А27-18063/2017 (судья Новожилова И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новомир" (ОГРН 1134230000915, ИНН 4230009213, 652050, ул. Шоссейная, 40, г. Юрга)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373, 650992, пр. Кузнецкий, 11, г. Кемерово)
о признании незаконным решения от 26.05.2017 N 8031А/1635; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новомир" (далее - ООО "Новомир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 26.05.2017 N 8031А/1635 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации изменений, вносимых в сведения об ООО "Новомир" (ОГРН 1134230000915), содержащих в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по ранее представленным документам, зарегистрированным за входящим номером 8031А.
Решением от 12.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Требование регистрирующего органа о необходимости аккредитации филиала или представительства иностранной организации - Краунлэйк Инвестмент ЛТД не основано на законе. Для осуществления иностранной компанией полномочий учредителя (участника) российского юридического лица создание/открытие на территории Российской Федерации филиала/представительства такой иностранной компании не требуется.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов установленных Федеральным законом от 08.08.2001N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доводы подробно изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель налогового органа в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.04.2017 ООО "Новомир" в регистрирующий орган представлены документы предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно в сведения о размере уставного капитала, об участниках юридического лица, согласно которым новым участником ООО "Новомир" является Краунлэйк Инвестмент Лтд., состав внесенного вклада составляет 1 000 рублей, в связи с чем размер доли Краунлэйк Инвестмент Лтд. в уставном капитале ООО "Новомир" составляет 1/16.
Согласно свидетельству о регистрации Краунлэйк Инвестмент Лтд. зарегистрировано в г. Белиз, Белиз 12.01.2017 как международная коммерческая фирма.
Решением от 26.05.2017 N 8031А/1635 Инспекция отказала обществу в государственной регистрации по основанию предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и по причине непредставления всех документов, необходимых для регистрации юридического лица. В частности, Инспекция указала на отсутствие сведений о нахождении на территории Российской Федерации филиала (представительства) иностранной организации (Краунлэйк Инвестмент Лтд, адрес регистрации: Белиз, г. Белиз), выбранной участником общества и указанной в решении от 18.04.2017.
По результатам рассмотрения указанного пакета документов регистрирующий орган 26.05.2017 принял решение N 8031А/1635 об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в установленном порядке в вышестоящий регистрирующий орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 30.06.2017 N 512 жалоба ООО "Новомир" оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что иностранное юридическое лицо Краунлэйк Инвестмент Лтд. не состоит на налоговом учете на территории Российской Федерации, не имеет аккредитованного представительства или филиала на территории Российской Федерации, то есть не имеет статуса иностранного юридического лица, принимая во внимание, что документы ООО "Новомир" представленные на государственную регистрацию изменений содержат недостоверные сведения об участнике ООО "Новомир" Краунлэйк Инвестмент Лтд., решение об отказе государственной регистрации N 8031А/1635 является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц регулируются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Порядок предоставления документов при государственной регистрации предусмотрен статьей 9 Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация носит заявительный характер, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным статьей 23 Закона N 129-ФЗ.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
- документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Представленные для регистрации документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации изменений, в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны.
Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган необходимых документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 12101/10, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 14449/12).
21.04.2017 ООО "Новомир" в Инспекцию предоставлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно в сведения о размере уставного капитала, об участниках юридического лица.
28.04.2017 налоговым органом вынесено решение о приостановлении государственной регистрации ООО "Новомир" на основании проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом участнике - иностранном юридическом лице Краунлэйк Инвестмент Лтд.
26.05.2017 Инспекцией вынесено решение N 8031А об отказе в государственной регистрации ООО "Новомир", в связи с непредставлением заявления о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку такое заявление содержит недостоверные сведения об участнике юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России установлены Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрено, что российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
В представленных документах ООО "Новомир" для государственной регистрации изменений отсутствуют сведения и документы, подтверждающие наличие аккредитации у иностранного юридического лица Краунлэйк Инвестмент Лтд., сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 Устава общества, утвержденного решением единственного участника ООО "Новомир" от 18.04.2017, следует, что участники общества осуществляют коммерческую деятельность (участвуют в управлении, принимают участие в распределении прибыли и др.).
Из договора об учреждении и Устава Акционерной компании с ограниченной ответственностью Краунлэйк Инвестмент Лтд. от 13.01.2017 следует, что компания является официально зарегистрированной международной коммерческой фирмой, целью создания которой является осуществление любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством Белиза, в том числе по осуществлению инвестиций (пункт А Договора).
Таким образом, приобретая долю в уставном капитале российской организации ООО "Новомир" иностранное юридическое лицо Краунлэйк Инвестмент Лтд., тем самым осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, право осуществлять которую она имеет только через аккредитованный филиал, представительство.
При этом в информационных ресурсах налоговых органов, в том числе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет отсутствуют сведения об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - Краунлэйк Инвестмент Лтд.
Следовательно, в отношении иностранной организации Краунлэйк Инвестмент Лтд. отсутствуют сведения и документы, подтверждающие сведения об аккредитации филиала или представительства для осуществления коммерческой деятельности на территории Российской Федерации.
Данные сведения не были предоставлены в регистрирующий орган обществом "Новомир" и для государственной регистрации и в период приостановлении государственной регистрации по решению Инспекции от 28.04.2017.
Таким образом, при отсутствии у регистрирующего органа подтверждения об аккредитации филиала или представительства в отношении иностранной организации, Инспекцией сделан вывод о содержании недостоверных сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, о новом участнике иностранном юридическом лице Краунлэйк Инвестмент Лтд.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Краунлэйк Инвестмент Лтд. является единственным участником в более 18 юридических лицах, не являясь, при этом, учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица.
Из анализа юридических лиц следует, что после государственной регистрации Краунлэйк Инвестмент Лтд., созданного 13.01.2017, в качестве участника российских юридических лиц с минимальной долей участия номинальной стоимостью 1 000 рублей, в дальнейшем Краунлэйк Инвестмент Лтд. становится единственным участником и полноправным владельцем данных организаций. Участники, которыми создавались юридические лица, через непродолжительный промежуток времени после ввода иностранного юридического лица выходят из состава общества. Связь государственных органов с единственным участником, являющимся иностранным юридическим лицом, а также осуществление налогового контроля данных юридических лиц будет затруднительным.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вхождение Краунлэйк Инвестмент Лтд., не имеющего статуса иностранного юридического лица в уставный капитал российских организаций, не имеет цели осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Отсутствие, в рассматриваемом случае, аккредитации, зарегистрированных филиалов и представительств, документов, подтверждающих статус иностранного юридического лица в совокупности с иными доказательствами, не позволили Инспекции, суду сделать вывод о существовании Краунлэйк Инвестмент Лтд. как реально действующего юридического лица.
Довод общества о том, что для осуществления иностранной компанией полномочий учредителя (участника) российского юридического лица создание (открытие) на территории Российской Федерации филиала (представительства) такой иностранной компании не требуется и регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ, подлежит отклонению, так как регистрирующий орган не требовал предоставление каких-либо документов, не установленных законом. У регистрирующего органа отсутствовали сведения о наличии аккредитации иностранного юридического лица на территории Российской Федерации, в связи с чем статус иностранного юридического лица не был подтвержден. Инспекция не располагала сведениями о правомерности осуществления Краунлэйк Инвестмент Лтд. функций участника.
Кроме того ООО "Новомир" в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, опровергающие доводы Инспекции о недостоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в отношении нового участника ООО "Новомир" - Краунлэйк Инвестмент Лтд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 октября 2017 года по делу N А27-18063/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новомир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18063/2017
Истец: ООО "НОВОМИР"
Ответчик: ИФНС по г. Кемерово