г. Томск |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А45-15768/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пьянзин И.В. по доверенности от 09.01.2017;
от заинтересованного лица - не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 сентября 2017 г. по делу N А45-15768/2017 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению закрытого акционерного общества "СД Альфа Капитал" (г. Москва, ОГРН 1037705045597, ИНН 7705502370)
к Мэрии г. Новосибирска (г. Новосибирск, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СД Альфа Капитал" (далее - ЗАО "СД Альфа Капитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия г. Новосибирска, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 06.06.2017 за N 31/19-3333, об отказе в заключении с ЗАО "СД Альфа Капитал" соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами государственная собственность на который не разграничена 54:35:073040:28, 54:35:0:0299 и с кадастровыми номерами 54:35:073040:32, 54:35:073040:23, 54:35:073040:3, 54:35:073040:8, 54:35:073040:12, 54:35:073040:13, 54:35:073040:1, 54:35:073040:7, 54:35:073040:18, 54:35:073040:20, 54:35:073040:27, 54:35:073040:26, находящихся в частной собственности ЗАО "СД Альфа Капитал", в результате которого образовался земельный участок с кадастровым номером 54:35:073040:70; об обязании Мэрии г. Новосибирска устранить нарушения прав и законных интересов ЗАО "СД Альфа Капитал" путем заключения соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами государственная собственность на который не разграничена 54:35:073040:28, 54:35:0:0299 и с кадастровыми номерами 54:35:073040:32, 54:35:073040:23, 54:35:073040:3, 54:35:073040:8, 54:35:073040:12, 54:35:073040:13, 54:35:073040:1, 54:35:073040:7, 54:35:073040:18, 54:35:073040:20, 54:35:073040:27, 54:35:073040:26, находящихся в частной собственности, в результате которого образовался земельный участок с кадастровым номером 54:35:073040:70, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.
Земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:0:299 и 54:35:073040:28 уже образованы, состоят на государственном кадастровом учете, то есть как объекты недвижимости отвечают требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и участвуют в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов права (аренды).
Также указывает, что заявителем не представлено документального подтверждения того, что оспариваемым отказом были нарушены его права и законные интересы. Полагает, что требование об обязании Мэрии г. Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем заключения в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу соглашения о перераспределении не соответствует положениям статьи 445 ГК РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ЗАО "СД Альфа Капитал" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
Судебное заседание откладывалось до 27.12.2017.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Мэрия г. Новосибирска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечила явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 23.03.2016 заместителем мэра - начальником Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска утверждено техническое задание на подготовку предложений по проекту межеваний территории квартала 140.01.01.06 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицами Трикотажной, Автогенной, полосой отвода железной дороги, строительством Октябрьского моста, набережной реки Оби, улицей Фрунзе, в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах. Техническое задание утверждено на основании обращения ЗАО "СД Альфа Капитал" от 26.02.2016.
24.05.2016 вынесено Постановление мэрии города Новосибирска N 2096 "О подготовке проекта межевания территории квартала 140.01.01.06 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицами Трикотажной, Автогенной, полосой отвода железной дороги, створом Октябрьского моста, набережной реки Оби, улицей Ипподромской и улицей Фрунзе, в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах" согласно схеме (приложение N 1 к Постановлению).
01.08.2016 Постановлением мэрии города Новосибирска N 3409 "О назначении публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска "О проекте межевания территории квартала 140.01.01.06 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицами Трикотажной, Автогенной, полосой отвода железной дороги, створом Октябрьского моста, набережной реки Оби, улицей Ипподромской и улицей Фрунзе, в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах" назначены публичные слушания - 05.09.2016.
12.10.2016 Постановлением мэрии города Новосибирска N 4604 утвержден проект межевания квартала 140.01.01.06 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицей Трикотажной, Автогенной, полосой отвода железной дороги, створом Октябрьского моста, набережной реки Оби, улицей Ипподромской и улицей Фрунзе, в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах.
На основании указанных выше Постановлений сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:073040:70, 54:35:073040, в состав которых вошли муниципальные земельные участки и земельные участки, принадлежащие ЗАО "СД Альфа капитал" на праве собственности.
08.12.2016 ЗАО "СД Альфа Капитал" обратилось в Мэрию города Новосибирска с заявлением о перераспределении земельных участков в соответствии со статьей 39 ЗК РФ и предоставлении их в собственность, с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что полностью отвечает положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, при этом площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, не превышает установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
06.06.2017 ЗАО "СД Альфа Капитал" получило отказ Мэрии г. Новосибирска N 31/19-3333 со ссылкой на часть 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ о невозможности заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков по ул. Кирова, в результате которого образовался земельный участок с кадастровым номером 54:35:073040:70.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулированы статьей 11.7 ЗК РФ и главой V.4 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 2 пункта 1 названной статьи предусмотрено перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (пункт 3).
На основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Следовательно, законодатель предусмотрел, как верно отмечено судом, возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что общая граница земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:073040:3 - улица Ленинградская, 42; 54:35:073040:12 - Ленинградская, 46; 54:35:073040:13 - Ленинградская, 50; 54:35:073040:26 - Московская, 57а, принадлежащие на праве собственности ЗАО "СД Альфа Капитал", изломана, изломанность общей границы земельных участков препятствует рациональному и полному использованию земель, указанные земельные участки фактически сформированы с целью исключения указанных нарушений в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и поставлены на государственный кадастровый учет. Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 54:35:073040:70 имеет разрешенное использование: "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); коммунальное оборудование: образование и просвещение; спорт".
Поскольку постановлением Мэрии от 12.10.2016 N 4604 утвержден проект межевания квартала 140.01.01.06 в границах проекта планировки территории, ограниченной улицей Трикотажной, Автогенной, полосой отвода железной дороги, створом Октябрьского моста, набережной реки Оби, улицей Ипподромской и улицей Фрунзе, в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае подлежат применению положения подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, предусматривающие случаи перераспределения земель исключительно в целях приведения границ земельных участков согласно утвержденному мэрией проекту межевания территории.
Вывод арбитражного суда соответствует сформированной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 31.03.2017 N 307-КГ17-2072 по делу N А11488/2016, от 10.04.2017 N 303-КГ17-2496 по делу N А73-5441/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2016 по делу N А73-5441/2016.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О сформирована правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Принимая во внимание, что у Мэрии отсутствовали правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, суд обоснованно признал его незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Материалами дела также подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:073040:28 (договор аренды N 92461-м от 02.12.2009), 54:35:0:0299 (договор аренды N 103391 от 03.03.2011) государственная собственность права на который не разграничена, относятся к муниципальной собственности, переданы ЗАО "СД Альфа Капитал" в аренду, с кадастровыми номерами: 54:35:073040:32 - г. Новосибирск, ул. Шевченко, 24, 54:35:073040:23 - г. Новосибирск, ул. Шевченко, 24а, 54:35:073040:3 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 42, 54:35:073040:8 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 44, 54:35:073040:12 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 46, 54:35:073040:13 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 50, 54:35:073040:1 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 52, 54:35:073040:7 - г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 54, 54:35:073040:18 - г. Новосибирск, ул. Московская, 51, 54:35:073040:20 - г. Новосибирск, ул. Московская, 53, 54:35:073040:27 - г. Новосибирск, ул. Московская, 55, 54:35:073040:26 - г. Новосибирск, ул. Московская, 57а, находятся в частной собственности ЗАО "СД Альфа Капитал".
При этом, земельный участок с кадастровым номером 54:35:0:0299, самостоятельно эксплуатироваться не может, так как предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" - 0,35 га, данный земельный участок имеет площадь 0,2299 кв. м.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 54:35:073040:28, 54:35:0:299 с обществом не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Более того, запрета на перераспределение земельного участка, находящегося в аренде, арендатору земельное законодательство не содержит.
Принятое решение органом местного самоуправления нарушает права заявителя, поскольку, заинтересованным лицом произведены затраты по реализации Инвестиционного проекта по строительству многоэтажного жилого дома.
Для реализации Инвестиционного проекта определены земельные участки в периметре улиц Кирова-Шевченко-Толстого-Сакко и Ванцетти в Октябрьском районе г. Новосибирска, суммарной площадью 9,8625 га на сумму 107 441 644,03 руб., что подтверждается актами сверки.
Доводы заинтересованного лица в указанной части основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ, по изложенным в нем основаниям, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заинтересованного лица об отсутствии обязанности у Мэрии по заключению соглашения о перераспределении земельных участков, со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Поскольку заявитель обратились в суд с заявлением в рамках главы 24 АПК РФ о признании решения незаконным, при удовлетворении заявленных требований сторона, не в пользу которой принят судебный акт, обязана принять меры по устранению прав и законных интересов другой стороны, в том числе путем совершения действий по заключению соглашения о перераспределении земельных участков.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Отклоняется и ссылка подателя жалобы на неправильное истолкование судами подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, подпункта 2 пункта 1 и подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, так как суды применили подпункт 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, ввиду чего оснований для применения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ не имелось.
Мэрией не представлены в материалы дела надлежащие доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с освобождением апеллянта от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее распределении разрешению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 сентября 2017 г. по делу N А45-15768/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15768/2017
Истец: ЗАО "СД АЛЬФА КАПИТАЛ"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска