Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф01-814/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А82-8862/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 по делу N А82-8862/2017, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паспорт-экспресс сервис"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
с участием в деле третьего лица: Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля
о признании незаконным и отмене решения,
об обязании произвести государственную регистрацию права собственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паспорт-Экспресс сервис" (далее - заявитель, ООО "Паспорт-Экспресс сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Ярославской области, Управление) от 14.04.2017 N 76/001/006/2017-539 о возврате документов без рассмотрения, и об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права собственности (перехода права).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным уведомление Управления от 14.04.2017 N 76/001/006/2017-539. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, оспариваемое решение Управления соответствует пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
ООО "Паспорт-Экспресс сервис" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Управления, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 06.04.2017 Смирнов А.Е., действуя на основании доверенностей, выданных ООО "Паспорт-Экспресс сервис" и Департаментом архитектуры и земельных отношений Мэрии г. Ярославля (далее - Департамент, ДАЗО), обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области с заявлением о регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:23:010911:45, приобретенный заявителем по договору купли-продажи, заключенному с Департаментом (продавец).
К заявлению прилагались договор купли-продажи от 30.01.2017, доверенности на представление интересов сторон сделки, платежное поручение от 28.03.2017 N 32 об оплате государственной пошлины в сумме 11000 рублей.
Уведомлением от 14.04.2017 N 76/001/006/2017-539 Управление возвратило заявителю документы без рассмотрения в связи с отсутствием документа об уплате госпошлины.
Не согласившись с данным решением ответчика, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, статей 15, 17 Закона N 218-ФЗ, статей 333.18, 333.33, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Закона N 218-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 25 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" названного Кодекса.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается организациями в размере 22 000 рублей.
На основании положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) законом от уплаты государственной пошлины.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе (статья 33 Закона N 218-ФЗ).
Из буквального толкования части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа или сделки с этим органом.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, или с которым совершена сделка вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующего права по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В данном случае из материалов дела следует, что заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, возникшего у ООО "Паспорт-Экспресс сервис" на основании договора купли-продажи от 30.01.2017, заключенного с ДАЗО подано одновременно Департаментом и Обществом 06.04.2017.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности к таким исключительным случаям не относится.
Таким образом, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля освобожден от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права.
При указанных обстоятельствах, установив, что Департамент и ООО "Паспорт-Экспресс сервис" одновременно обратились в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок и имея информацию об оплате Обществом государственной пошлины в сумме 11000 рублей, исходя из положений вышеприведенных норм НК РФ и Закона N 218-ФЗ, Управление необоснованно не приняло документы к рассмотрению.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования Общества о признании недействительным уведомления Управления от 14.04.2017 N 76/001/006/2017-539.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права, а именно пункта 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ и абзаца 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 по делу N А82-8862/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8862/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф01-814/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПАСПОРТ-ЭКСПРЕСС СЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Третье лицо: ДАЗО мэрии города Ярославля, Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля