город Омск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А46-5571/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14952/2017) Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05 октября 2017 года по делу N А46-5571/2017 (судья С.Г. Захарцева), принятое по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925) к Администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области (ИНН 5530004610, ОГРН 1055557007736) о взыскании 797 526,18 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - представитель не явился, извещено;
от Администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области - представитель Кучава Н.И. (паспорт серии 5201 номер 489174, выдан 11.05.2001, доверенность от 19.06.2017, срок три года); представитель Гудова Е.В. (паспорт серии 5209 номер 869708, выдан 16.04.2010, доверенность от 22.06.2017, срок один год);
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - истец, Минстрой) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании с бюджета Полтавского городского поселения средств, предоставленных за счёт средств Фонда и областного бюджета на расселение жилого помещения N 2 по ул. Гуртьева в р.п. Полтавка, в размере 797 526,18 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05 октября 2017 года по делу N А46-5571/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минстрой в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в период с 1998 года по 22 июня 2015 год спорная квартира являлась безхозяйным объектом недвижимого имущества, сведений о том, что указанная квартира являлась выморочным имуществом ответчиком не представлены, в связи с чем вывод Контрольно-счетной палаты Омской области об отсутствии собственника соответствует действительности.
Со стороны Администрации представлен в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании статей 156, 266 АПК РФ, жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что согласно приложению N 1 региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 -2017 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24 июня 2013 года N 140-п (далее - Региональная программа), в 2015 году в Полтавском городском поселении Полтавского муниципального района Омской области планировалось расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: р.п. Полтавка, ул. Гуртьева, д. 69.
На указанные цели из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выделено 1 248 075,98 рублей, из областного бюджета - 991 719,77 рублей.
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области) и Администрацией Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области (далее - Администрация) было заключено Соглашение о реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 6 мая 2015 года (далее - Соглашение), дополнительное соглашение N 2 от 22 апреля 2016 года к Соглашению, предусматривающие направление в 2015 году средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в размере 4 677 305,22 рублей, средств областного бюджета в размере 3 716 581, 46 рубль.
В 2015 году Минстроем Омской области перечислено 8 393 886, 68 рублей (средств областного бюджета и Фонда).
Таким образом, Минстроем Омской области обязательства по перечислению средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда выполнены перед Администрацией в полном объеме.
Контрольно-счетной палатой Омской области в адрес Минстроя Омской области было направлено письмо от 19 октября 2016 года N 01-649 о неправомерном включении в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах, утвержденную постановлением Правительства Омской области от 24 июня 2013 года N 140-п, аварийного дома, расположенного по адресу: р.п. Полтавка, ул. Гуртьева, д. 69, кв. 2, поскольку на момент признания дома непригодным для проживания собственник квартиры являлся умершим и наследников не имел, граждане, подлежащие переселению из аварийного жилого помещения, отсутствовали.
Минстроем Омской области 14 ноября 2016 года письмом N МСЖК-17072 направлено в Администрацию уведомление о возврате средств областного бюджета в размере 353 122,59 рублей, средств Фонда в размере 444 403,59 рубля.
Кроме того, письмом Минстроя Омской области от 30 января 2017 года N МСЖК- 1147 в адрес Администрации направлена претензия, оставленная без удовлетворения со ссылкой на отсутствие средств в бюджете.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для обращения с апелляционной жалобой, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - закон N 185-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 данного закона под "переселением граждан из аварийного жилищного фонда" понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 данной статьи определено, что "предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Как следует из статьи 16 закона N 185-ФЗ выделение средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья производится при условии утверждения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации "Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", в которой, в том числе определяется перечень домов, подлежащих расселению.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункту 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Как следует из материалов дела, 10.11.2011 года в Администрацию Полтавского городского поселения поступили заявления от Сливка Л.В. (собственник квартиры N 1 дома N 69 по улице Гуртьева р.п. Полтавка) и Пикаловой Т.И. (наниматель квартиры N 2 дома N69 по улице Гуртьева р.п. Полтавка) с просьбой обследовать квартиры многоквартирного дома N 69 по улице Гуртьева на предмет возможности проживания.
Межведомственной комиссией администрации Полтавского городского поселения составлен акт обследования N 4 от 15.11.2011 г.
По инициативе собственника и нанимателя ЗАО "ИПОСГПН "Омскагростройпроект" было проведено обследование технического состояния двухквартирного дома. Согласно результатов экспертизы износ дома составил 70,22 %.
Руководствуясь пунктом 47 Положения комиссия вынесла заключение от 13.12.2011 N 4 о признании дома аварийным, на основании которого указанный дом был включен в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п, основана на распоряжении Правительства Омской области от 24 апреля 2013 года N 50-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Омской области (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации)".
Согласно указанному плану мероприятий, обязанности по реализации плана и мониторингу возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Омской области, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по состоянию на 1 января 2012 года, рекомендовано обеспечить реализацию плана.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что включение аварийного жилого фонда в региональную адресную программу по переселению граждан относится к обязанностям Минстроя Омской области, следовательно, и ответственность по исполнению указанных обязанностей возложена на указанное лицо.
Изложенное подтверждает сам истец со ссылкой на письмо Контрольно-счетной палаты Омской области от 19.10.2016 N 01-649, где указанно о неправомерном включении в Региональную программу аварийного дома, расположенного по адресу: р.п. Полтавка, ул. Гуртьева, д. 69, кв. 2 и предложено Министерству усилить контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и соблюдением условий, целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, гражданка Пикалова Т.И. совместно с мужем и сыном с 2004 года проживала по адресу: р.п. Полтавка, ул. Гуртьева, д. 69, кв. 2, по устному распоряжению бывшего главы поселения, что подтверждается представленными в материалы дела копиями похозяйственных книг за 2002-2016 гг., подлинники которых обозревались судом в судебном заседании, а также решением Полтавского районного суда от 15.05.2017 по делу N 2-198/2017.
Данным решением суда также установлено, что со 02.04.2002 семья Пикаловых принята на учет на получение жилой площади.
Таким образом, судом первой инстанции установлен факт проживания в квартире N 2 дома 69 по ул. Гуртьева граждан по состоянию на дату составления заявки, направленной ответчиком для включения спорного дома в перечень домов, подлежащих переселению, содержащегося в Региональной программе, утв. Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ со стороны истца не представлено.
В связи с указанным, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции относительно того, что вывод Контрольно-счетной палаты об отсутствии граждан, подлежащих переселению из вышеуказанного жилого помещения, не соответствует действительности.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 05 октября 2017 года по делу N А46-5571/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5571/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛТАВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОЛТАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Полтавский районный суд Омской области