Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2018 г. N Ф08-3620/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2017 г. |
дело N А53-25406/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от АО "Международный аэропорт Сочи": представители Богучарская В.А. по доверенности N 129 от 18.10.2017, паспорт; Приписнов И.И. по доверенности N 103 от 17.09.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и акционерного общества "Международный аэропорт Сочи"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.10.2017 по делу N А53-25406/2017, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт Сочи"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" (далее - заявитель, АО "МАС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 03.07.2017 N 000377 в части: пункт 1 - в части требования о предоставлении медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией в установленном порядке; пункта 2, 4 и 5 в полном объёме.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2017 предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 03.07.2017 N 000377 признано недействительным в части: пункт 1 - в части требования о предоставлении медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией в установленном порядке; пункты 2 и 4 в полном объёме, как не соответствующее Федеральному закону от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности", в удовлетворении остальной части требований отказано. С Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу акционерного общества "Аэропорт Сочи" взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Решение мотивировано тем, что инспекторское предписание в части пункта 1 о предоставлении обществом медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией в установленном порядке, пунктов 2 и 4 в полном объёме, не соответствует Федеральному закону от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" и налагает на общество обязанность по совершению действий, результат выполнения которых не зависит от общества, в удовлетворении остальной части - признания недействительным пункта 5 инспекторского предписания, в удовлетворении требования общества было отказано, в виду отсутствия в материалах дела доказательств его не соответствия Федеральному закону N16-ФЗ и нарушению прав общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, инспекторское предписание управления от 03.07.2017 N 000377 оставить в силе в полном объеме. Апелляционная жалоба управления мотивирована тем, что лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не проверенные по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ к работе допущены быть не могут. В соответствии с п. 9 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.04.2016 N 104 "Об утверждении Перечня документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу" входит - медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний, выданное медицинской организацией. Таким образом, персонал, задействованный в реализации Плана транспортной безопасности предприятия, является силами обеспечения транспортной безопасности, и, следовательно, подлежит обязательной проверке на наличие или отсутствие оснований, указанных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ. Сотрудники общества выполняют работы непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, вытекающие из Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Сочи, в связи с чем, являются силами обеспечения транспортной безопасности, то есть персоналом субъекта транспортной инфраструктуры непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, как определено п. 7.2 ст. 1 ФЗ-16. АО "Международный аэропорт Сочи" при проведении контрольно-надзорных мероприятий не представило сведений об обращении в орган по сертификации для подачи заявки на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также о получении надлежащего извещения от органа по сертификации о принятом решении.
С апелляционной жалобой также обратилось акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" в которой просит признать недействительным пункт 5 инспекторского предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 03.07.2017 N 000377, ссылаясь на то, что технических средств обеспечения транспортной безопасности (средств досмотра), обеспечивающих выявление, обнаружение и распознавание предметов и веществ, указанных в Перечнях, в частности, опасных биологических агентов (бактерии (подпункт 3.3.1), грибки (подпункт 3.3.2), вирусы (подпункт 3.3.3), простейшие (подпункт 3.3.4), не существует.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда в части удовлетворённых требований оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит жалобу АО "Международный аэропорт Сочи" без удовлетворения.
В судебном заседании представители АО "Международный аэропорт Сочи" поддержали доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме и возражали по доводам апелляционной жалобы управления по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления от 23.05.2017 N 323 и в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2017 год, в период с 13.06.2017 по 10.07.2017 проведена плановая выездная проверка общества, в ходе которой управление сделало вывод о нарушении обществом требований транспортной безопасности.
Результаты проверки зафиксированы управлением в акте проверки от 05.07.2017 N 314/05.
В связи с выявленными нарушениями, управление выдало 03.07.2017 обществу инспекторское предписание об устранении выявленных нарушений законодательства N 000377. Согласно выданному предписанию, обществу надлежало в срок до 03.11.2017:
1. Сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (персонал Акционерного общества "Международный аэропорт Сочи", непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности - сотрудники САБ АО "Международный аэропорт Сочи"), не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу, в части проверки наличия документов, подтверждающих право указанного лица выполнять работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, а именно:
- медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией в установленном порядке;
- справки психиатра об отсутствии у лица признаков психических заболеваний до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения, в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
- справки органов внутренних дел об отсутствии у лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- справки об отсутствии административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- заключения органов внутренних дел о возможности допуска лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.
Управление сделало вывод о нарушении обществом требований пункта 5.11 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", утверждённых приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40.
2. Допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (персонал Акционерного общества "Международный аэропорт Сочи", непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ), не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением отдельных работников, чем общество нарушало требования пункта 5.14 Приказа N 40.
3. Не осуществлено повышение квалификации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (персонал Акционерного общества "Международный аэропорт Сочи", непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности - сотрудники САБ АО "Международный аэропорт Сочи" - диспетчера пульта управления САБ), в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. Сотрудники обучены по программе повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, чем общество нарушило требования пункта 5.13 Приказа N 40.
4. Технические средства обеспечения транспортной безопасности указанные в плане обеспечения транспортной безопасности Акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" не сертифицированы, чем нарушены требования пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
5. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности не используются устройства обеспечивающие обнаружение предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты (п. 3.1 гл. 10 "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса РФ от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила проведения досмотров)), предметов и веществ, содержащих опасные химические агенты (пункт 3.2 главы 10 Правил проведения досмотров), предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты (пункт 3.3 главы 10 Правил проведения досмотров), в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть. По мнению управления, обществом нарушены требования пункта 48, 50 и 51 Правил проведения досмотров.
6. При разработке Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ - обществом не учтены "Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утверждённые приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, чем нарушены требования пункта 16 Правил проведения досмотров.
7. В плане обеспечения транспортной безопасности общества не предусмотрено использование одорологических способностей служебных собак для выявления предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению, приведённых в Перечнях запрещенных или ограниченных предметов к перемещению в зону транспортной безопасности или её часть, в случаях, когда физические, биологические характеристики объектов досмотра делают применение средств досмотра затруднительным или невозможным, а также при выходе из строя средств досмотра, чем нарушены требования пункта 57 Правил проведения досмотров.
Полагая, что инспекторское предписание в части пункта 1 - требования о предоставлении медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией в установленном порядке и пунктов 2, 4 и 5 не соответствует закону, общество, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании их недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым предписанием управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого предписания управления закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания решения и предписания недействительными в силу ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судом должны быть одновременно установлены несоответствие предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд с заявлением лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Статьёй 4 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 Федерального закона N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно статье 1 Федерального закона N 16-ФЗ, под субъектами транспортной инфраструктуры следует понимать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании.
Из материалов дела следует, что общество на законном основании использует объект транспортной инфраструктуры - аэропорт Сочи, следовательно, является субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, имеющие, в том медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 N 441н утверждён Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок выдачи справок), согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 2).
Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведённых медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения (пункт 12 Порядка выдачи справок).
Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая:
а) описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов;
б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
в) обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия;
г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи (пункт 13 Порядка выдачи справок).
Пунктом 14 Порядка выдачи справок установлено, что медицинские заключения оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 19 Порядка выдачи справок, положения названного порядка не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок выдачи справки или медицинского заключения либо иная форма справки или медицинского заключения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302и (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, в названный перечень не включены и порядок проведения медицинских осмотров не определён.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; 5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; 6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приёме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; 7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке; 8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности; 9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно части 1.1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ проверка сведений, указанных в части 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257 утверждены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу.
Пунктом 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257 установлено, что проверка субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 9 части 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, осуществляется посредством:
а) проверки наличия документов, подтверждающих право указанных лиц выполнять такую работу, перечень и форма которых устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
б) получения дополнительной информации у лиц, располагающих документами, указанными в подпункте "а" настоящего пункта, и (или) информацией о содержании указанных документов с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
в) анализа перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что медицинское заключение подтверждающее факт отсутствия медицинских противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также порядок выдачи соответствующего медицинского заключения действующим законодательством не определен, как и не определен перечень медицинских противопоказаний в отношении выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Приказ Минздрава России от 29.01.2016 N 39н "Об утверждении порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсилогические исследования наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемые по его результатам".
В материалах дела имеются заключения на сотрудников АО "МАС" непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданные медицинской организацией в установленном порядке в соответствии со стаей 12.3 ФЗ N 16-ФЗ, включающие в себя химико-токсилогические исследования на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Довод управления о законности пункта 2 предписания не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 (ред. от 08.04.2017) "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" (вместе с "Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности") утвержден порядок аттестации сил транспортной безопасности (далее - так же Правила аттестации).
В соответствии с п. 2 Правил аттестации аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Отдельные категории сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, определяются по перечню согласно приложению.
Приложением к Правилам аттестации утвержден перечень категорий сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровень физической подготовки:
Отдельные категории сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств:
1. Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности на объекте (объектах) транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (транспортных средствах),
2. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования,
3. Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности,
4. Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
5. Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Отдельные категории сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности:
Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования.
В соответствии с п. 23 Правил аттестации проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проводится в отношении отдельных категорий аттестуемых лиц посредством психофизиологического обследования.
Психофизиологическое обследование аттестуемых лиц осуществляется с применением психодиагностических тестов. Выбор психодиагностических тестов, имеющих высокую валидность и надежность, применяемых при психофизиологическом обследовании аттестуемых лиц, осуществляется компетентными органами с учетом требований к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, установленных в соответствии с частью 5 статьи 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии с п. 13 Приказа Минтранса России от 21.08.2014 N 231 (ред. от 01.08.2016) "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта" методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств аттестуемых лиц, разрабатываются комиссиями, созданными при компетентных органах и определяются компетентными органами применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что для аттестации категорий сил транспортной безопасности, указанных в Приложении к Правилам аттестации, законодательством о транспортной безопасности установлена проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки. Проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проводится в отношении отдельных категорий аттестуемых лиц посредством психофизиологического обследования.
Психофизиологическое обследование аттестуемых лиц осуществляется с применением психодиагностических тестов.
Выбор психодиагностических тестов, имеющих высокую валидность и надежность, применяемых при психофизиологическом обследовании аттестуемых лиц, осуществляется компетентными органами с учетом требований к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, установленных в соответствии с частью 5 статьи 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критерии оценки результатов обследования, направленного на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств аттестуемых лиц, разрабатываются комиссиями, созданными при компетентных органах и определяются компетентными органами применительно к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам по видам транспорта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства разработки комиссиями, созданными при компетентных органах, методик проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в том числе критериев оценки результатов обследования, направленных на изучение и выявление личностных (психофизиологических) качеств аттестуемых лиц.
В отношении категорий сил транспортной безопасности, для которых законодательством не предусмотрено проведение проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки АО "МАС" аттестация проведена, и материалы дела содержат соответствующие свидетельства, надлежащим образом выданные Федеральным агентством воздушного транспорта.
Доводы управления о законности пункта 4 предписания отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
В соответствии с ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
30.03.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее - Постановление 969).
Субъекты транспортной инфраструктуры обязаны использовать технические средства обеспечения транспортной безопасности, отвечающие требованиям ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16. Постановления N 969.
В соответствии с п. 3 Постановления N 969 участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются:
а) федеральные органы по сертификации;
б) органы по сертификации - организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
в) испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.7 Постановления N 969 заявитель:
а) направляет в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) представляет в орган по сертификации документ изготовителя, подтверждающий факт производства изготовителем заявляемого для проведения обязательной сертификации технического средства обеспечения транспортной безопасности (в случае если заявитель не является изготовителем);
в) заключает с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) осуществляет выбор схемы обязательной сертификации:
д) предоставляет органу по сертификации возможность отбора образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для проведения испытаний.
В соответствии с п.5 Постановления N 969 орган сертификации:
а) осуществляет прием и рассмотрение заявок на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и извещает заявителя о принятом решении;
б) заключает договор с заявителем о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
в) осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для целей обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) проводит предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности - при серийном выпуске сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;
д) привлекает на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные лаборатории;
е) проводит анализ материалов сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности и оформляет экспертное заключение по его результатам:
ж) оформляет и выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, выдает дубликаты сертификатов соответствия, сведения из реестра выданных им сертификатов соответствия, заменяет ранее выданные сертификаты соответствия на новые.
В соответствии с п. 6 Постановления N 969 испытательная лаборатория:
а) заключает с органом по сертификации договор о проведении испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) проводит сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности, оформляет и направляет в орган по сертификации протоколы испытаний;
в) обеспечивает полноту испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности, достоверность, объективность и требуемую точность измерений, своевременную поверку средств измерений и аттестацию испытательного оборудования, сохранность образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, в соответствии с пп. д) п. 5 Постановления N 969 орган по сертификации привлекает на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные лаборатории. В соответствии с пп. б) и. 6 Постановления N 969 испытательная лаборатория проводит сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые являются обязательной составляющей процесса сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, оформляет и направляет в орган по сертификации протоколы испытаний.
В силу п. 3 Постановления N 969 испытательные лаборатории -юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 24 Постановления N 969 сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности проводятся именно аккредитованными испытательными лабораториями.
Согласно Указу Президента РФ от 24.01.2011 N 86 и Постановлению Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 установлена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование единой национальной системы аккредитации и контроль за деятельностью аккредитованных лиц. В соответствии с пп 4) п. ст. 8 N 412-ФЗ от 28.12.2013 (ред. от 02.03.2016) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" национальный орган по аккредитации осуществляет формирование и ведение реестра аккредитованных лиц (далее - так же реестр), реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров.
В реестре аккредитованных лиц, установленным Приказом Минэкономразвития от 01.04.2015 N 194 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц" также отсутствуют сведения об аккредитованных лабораторий для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности испытательные лаборатории, которые проводят сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности и являются обязательными участники процесса сертификации.
Ссылка управления на Приказ Минтранса России от 13.06.2017 N 222 "О наделении федерального государственного унитарного предприятия "ЗащитаИнфо Гране Министерства транспорта Российской Федерации" полномочиями на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, и об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к функциональным свойствам технических систем сбора и обработки информации" не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2017 N 47562. а начало его действия - 11.08.2017, то есть после вынесения управлением оспариваемого предписания. Также данный Приказ не устанавливает лаборатории, которые проводят сертификационные испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Довод общества о незаконности пункта 5 предписания не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 1 ФЗ-16 транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 1 статьи 12.2 ФЗ-16 установлено, что в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Во исполнение пункта 1 статьи 12.2 ФЗ-16 Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) изданы и утверждены Приказом N 227 от 23.07.2015 Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила проведения досмотров, Приказ N 227).
Разделом III Правил проведения досмотров установлен порядок использования технических средств обеспечения транспортной безопасности при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра.
Разделом VI Правил проведения досмотров установлены особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) воздушного транспорта.
В соответствии со статьей 8 ФЗ-16 технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 50 Приказа N 227, установлено, что при осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях.
В соответствии с пунктом 51 Приказа N 227 при осуществлении дополнительного досмотра производится дополнительное обследование объектов досмотра с применением технических средств, обеспечивающих обнаружение, распознавание предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) идентификацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, сопровождающееся вскрытием материальных объектов досмотра, для распознавания и идентификации их содержимого или без такового.
Таким образом, проведение досмотра осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности путем обследования объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление, обнаружение и распознавание предметов и веществ, указанных в Перечнях, в частности, опасные биологические агенты (бактерии (подпункт 3.3.1); грибки (подпункт 3.3.2); вирусы (подпункт 3.3.3); простейшие (подпункт 3.3.4)).
В силу того, что перечень сертифицированных технических средств досмотра и оборудования, позволяющих обнаруживать опасные химические, биологические, радиационные агенты, указанные в разделе X Приказа N 227 отсутствует, субъект транспортной инфраструктуры вправе самостоятельно определить состав и конкретные наименования технических средств обеспечения транспортной безопасности, подлежащих к использованию для выявления предметов и веществ, указанных в разделе X Приказа N 227, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные биологические агенты, однако указанные технические средства должны соответствовать требованиям, установленным Постановлением N 969, и в обязательном порядке должны быть сертифицированными.
В соответствии с Приложением N 5 к приказу Минтранса России от 08.09.2014 N 243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности", утверждена Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, главой 5 которой, предусмотрено изучение организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
АО "Международный аэропорт Сочи" на законном основании использует объект транспортной инфраструктуры - аэропорт Сочи, следовательно, является субъектом транспортной инфраструктуры.
Основным нормативным актом, регламентирующим вопросы транспортной безопасности, является Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - ФЗ-16).
Пунктом 10 ст. 1 ФЗ-16 определено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 1 статьи 4 ФЗ-16 установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о законности п. 5 предписания управления.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Акционерным обществом "Международный аэропорт Сочи" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 (Три тысячи) рублей по платежному поручению от 15.11.2017 N 6934.
Из содержания п. 33, п.34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1 500 рублей для юридических лиц.
На основании изложенного, акционерному обществу "Международный аэропорт Сочи" надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.11.2017 N 6934.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2017 по делу N А53-25406/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Международный аэропорт Сочи" (ИНН 2317044843, ОГРН 1062317013087) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.11.2017 N 6934.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25406/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2018 г. N Ф08-3620/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СОЧИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3620/18
20.04.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3620/18
14.03.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2452/18
27.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17473/17
12.10.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-25406/17