г. Вологда |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А05-12276/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 декабря 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2017 года об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А05-12276/2017 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (место нахождения: 163020, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1; ИНН 2901216834, ОГРН 1112901007240; далее - Общество) о расторжении договора от 30.09.2016 N 2004 аренды лесного участка, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета ответчику или иным лицам в соответствии с лесным и гражданским законодательством (подряд, субаренда) рубки и иную порчу лесных насаждений в границах лесных участков, переданных ответчику по договору аренды от 30.09.2016 N 2004.
Определением суда от 16.10.2017 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
Министерство с определением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требование о принятии обеспечительных мер.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для запрета хозяйственной деятельности. Отказ ответчика от исполнения инвестиционного проекта порождает необходимость восстановления баланса интересов сторон путем установления запрета на рубку лесных насаждений в границах лесных участков, переданных ответчику по договору, поскольку заготовка древесины носила целевой характер.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление Пленума N 55) арбитражным судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в том числе в период приостановления производства по делу. В этот период лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством о совершении иных процессуальных действий, предусмотренных главой 8 указанного Кодекса, в том числе об отмене обеспечительных мер, замене одной обеспечительной меры другой, истребовании встречного обеспечения.
В пункте 4 Постановления Пленума N 55 указано, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК РФ, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 9 Постановления Пленума N 55 при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
В тех случаях, когда законами либо международными договорами установлены особенности применения обеспечительных мер в отдельных сферах правоотношений, норма части 2 статьи 90 АПК РФ о процессуальных основаниях применения обеспечительных мер подлежит применению, если законом или международным договором не установлено иное.
В силу пункта 10 Постановления Пленума N 55 заявитель, согласно пункту 5 части 2 статьи 92 АПК РФ, должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Применительно к настоящему делу, суд, отказывая в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер, исходил из отсутствия правовых оснований для их применения и недоказанности изложенных в заявлении доводов.
Как правильно указал суд первой инстанции, Общество заявило о своем намерении производить рубки лесных насаждений в соответствующих кварталах лесничеств в указанных объемах и сроки и на основании действующего договора аренды лесного участка от 30.09.2016 N 2004.
Согласно пункту 2.4 договора аренды в случае досрочного исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор (Общество) обязан уплатить арендную плату в полном объеме, без применения понижающего коэффициента 0,5, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлено, что при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Суд правомерно указал, что ни договором аренды, ни нормативными актами не предусмотрено такое последствие исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, как запрет арендатору осуществлять использование лесов в соответствии с договором аренды. Осуществление рубки во исполнение действующего договора аренды не может быть отнесено к "несанкционированной рубке". Доказательств порчи Обществом или иным лицом лесных насаждений либо совершения противоправных действий на арендуемых участках истцом не представлено. При этом истец не указал конкретных иных лиц (подрядчиков, субарендаторов), помимо ответчика, в отношении которых заявлены обеспечительные меры, и не представил доказательства наличия таких лиц.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец должным образом не аргументировал и не подтвердил надлежащими доказательствами тот факт, что непринятие заявленных обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинить заявителю значительный ущерб.
Оснований не согласиться с данными выводами у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для запрета хозяйственной деятельности, в том числе путем принятия обеспечительных мер по делу, является необоснованным.
На момент рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер договор аренды от 30.09.2016 N 2004, на основании которого ответчик использует лесные участки, в установленном порядке не расторгнут, является действующим, Общество осуществляет деятельность на основании договора.
Утрата арендатором оснований для использования лесов, в том числе и в виде заготовки древесины, является одним из последствий решения суда о расторжении договора после вступления его в законную силу. Данные обстоятельства устанавливаются при рассмотрении иска по существу, а не в рамках рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2017 года по делу N А05-12276/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12276/2017
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ООО "ПОМОРСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНОПАРК"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2970/18
16.02.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12276/17
27.12.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10600/17
16.10.2017 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12276/17