город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2017 г. |
дело N А32-22173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.10.2017 по делу N А32-22173/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Теплоэнерго Краснодар",
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по ст.7.23 КоАП РФ,
принятое судьей Шкирой Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Теплоэнерго Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконными и отмене постановления от 02.02.2017 N 001563 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КодАП РФ и назначении административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 требования общества удовлетворены. Решение мотивировано тем, что постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности является незаконным и необоснованным ввиду привлечения к административной ответственности ненадлежащего субъекта, а именно общества, прекратившего свою деятельность на момент проведения проверки и вынесения постановления об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении материалов административного дела присутствовал представитель общества, однако, он ввел в заблуждение орган и не сообщил о прекращении деятельности ОООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" в связи с реорганизацией.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения административного органа от 16.12.2016 N 3786л было проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Изумруд" о фактах нарушения лицензиатом его прав и лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, ул. Новороссийское шоссе, д. 13.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Изумруд" было установлено, что ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" в период с 19.12.2016 по 22.12.2016 при замерах цифровым термометром температура воздуха в жилых помещениях квартир N 58 (угловая) по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, ул. Новороссийское шоссе, д. 13, составила от +18°C до +19°C, что является нарушением пункта 15 раздела IV Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Причиной предоставления ненадлежащего качества коммунальной услуги по отоплению потребителям является не соблюдение теплоснабжающей организацией ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" температурного графика теплоносителя на вводе в указанный дом. Температура теплоносителя на вводе в дом по показаниям вышеуказанного общедомового прибора учета составила на момент проведения замеров +47,1 °C, что не соответствует утвержденному ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" температурному графику подачи теплоносителя в дом при температуре наружного воздуха +3,8°C. Таким образом, лицом, допустившим нарушение установленных требований, является теплоснабжающая организация ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе".
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2016 N 2536.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление от 02.02.2017 N 001563, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар", которое является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе", не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим. Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения, являются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Общество является ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 раздела IV Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения административного органа от 16.12.2016 N 3786л было проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Изумруд" о фактах нарушения лицензиатом его прав и лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, ул. Новороссийское шоссе, д. 13.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Изумруд" было установлено, что ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" в период с 19.12.2016 по 22.12.2016 при замерах цифровым термометром температура воздуха в жилых помещениях квартир N 58 (угловая) по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, ул. Новороссийское шоссе, д. 13, составила от +18°C до +19°C, что является нарушением пункта 15 раздела IV Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Причиной предоставления ненадлежащего качества коммунальной услуги по отоплению потребителям является не соблюдение теплоснабжающей организацией ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" температурного графика теплоносителя на вводе в указанный дом. Температура теплоносителя на вводе в дом по показаниям вышеуказанного общедомового прибора учета составила на момент проведения замеров +47,1 °C, что не соответствует утвержденному ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" температурному графику подачи теплоносителя в дом при температуре наружного воздуха +3,8°C. Таким образом, лицом, допустившим нарушение установленных требований, является теплоснабжающая организация ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе".
Однако, как следует из материалов дела, ООО "Газпром теплоэнерго Туапсе" на момент проведения проверки и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности прекратило свою деятельность 30.11.2016 путем реорганизации в форме присоединения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что привлечен ненадлежащий субъект правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 19.1 2.2016 N 2536 составлен в присутствии бывшего законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" -генерального директора Старостина И.Н.
Определением от 19.12.2016 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.02.2017, которое получено бывшим законным представителем общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Туапсе" - генеральным директором Старостиным И.Н.
Постановление по делу об административном правонарушении от 02.02.2017 N 001563 вынесено в отсутствии представителя общества уведомленного надлежащим образом.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что инспекцией не соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности является незаконным и необоснованным ввиду привлечения к административной ответственности ненадлежащего субъекта, а именно общества, прекратившего свою деятельность на момент проведения проверки и вынесения постановления об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 18.10.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2017 по делу N А32-22173/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22173/2017
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края