г. Москва |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А40-256320/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Д.В. Пирожкова
рассмотрев апелляционную жалобу АО "СИБУР-Транс" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018, принятое судьей Е.А. Хайло в порядке упрощенного производства по делу N А40-256320/17, по исковому заявлению ОАО "РЖД"
к АО "СИБУР-Транс" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "СИБУР-ТРАНС" о взыскании 951 руб. 08 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по договору N 3/126СТ7089 от 18.05.2010 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-256320/17, взыскано с АО "СИБУР-ТРАНС" в пользу ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги 951 руб. 08 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования; а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2018 г. по делу N А40-256320/17-42-485 отменить и вынести новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении иска ОАО "РЖД" о взыскании с АО "СИБУР-Транс" платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в зоне таможенного контроля в размере 951,08 руб. - отказать.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2018 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ЗАО "СИБУР-Транс" заключен договор N 3/126 СТ7089 от 18.05.2010 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "СИБУР-Транс" при станции Химическая.
Согласно п. 19.1.1. данного договора Владелец обязуется своевременно и полностью оплачивать "Дороге" плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную ст. 39 ФЗ "Устава железнодорожного транспорта РФ" по ставкам Тарифного руководства (п. 19.1. Дополнительного соглашения к договору от 18.05.2010 г. N 3/126 от 15.10.2015 г.).
В январе 2017 г в адрес ответчика на железнодорожную станцию Химическая приходили вагоны-контейнеры с грузом находящиеся под таможенным контролем, и к которым применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии со статьей 18 ТК ТС и статьей 66 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в РФ) ОАО "РЖД" является таможенным перевозчиком (номер свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков 10000/0ЮЗА).
В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.
Обязательства ОАО "РЖД" по завершению процедуры таможенного транзиты были исполнены с момента передачи перевозочных документов таможенному органу и проставления отметки в железнодорожной накладной "Товар поступил". С этого момента начинает течь время, за которое Ответчику начисляется плата за нахождение вагонов в зоне таможенного контроля (пути общего пользования ст. Химическая).
Факт уведомления грузополучателя о прибытии спорных вагонов на станцию назначения подтверждается машинопечатной формой книги уведомления о прибытии груза. Спорные вагоны были поданы на пути общего пользования ст.Химическая для совершения таможенных операций с таможенным декларированием товара.
По факту простоя спорных вагонов в зоне таможенного контроля были составлены акты общей формы N 131,132 для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Перечень спорных вагонов-цистерн перечислен в накопительных ведомостях N ГО 671472922.
Работники железной дороги не имеют права выдавать грузополучателям грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.
Данные о том, что Истец уведомил Ответчика, отражены в Книге уведомлений о прибытии грузов. Доказательства проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара отражены в накладных.
Приказом Самарской таможни N 178-р от 10.10.2016 г. была создана временная зона таможенного контроля на территории железнодорожной станции Химическая Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД.
Пунктом 10 Правил исчисления срок доставки грузов ж/д транспортом, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 27. предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза.
Таможенным оформлением грузов занимается грузополучатель, т.е. ответчик по данному делу.
Статья 33 УЖТ РФ и п. 14 Правил N 245 установлено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил подачу вагонов на путь необщего пользования.
Учитывая нормы ст. 36 Устава ЖТ РФ, перевозчик (истец по данному делу) обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю (ответчику по данному делу). Данные мероприятия перевозчик должен успеть выполнить после завершения таможенных операций со стороны грузополучателя и до истечения срока доставки груза. В противном случае, перевозчик будет нести ответственность, предусмотренную ст. 97 Устава.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ (далее по тексту -УЖТ РФ) "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (которым по данному делу является Ответчик), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением".
Таким образом, законодателем была предусмотрена обязанность грузополучателей по внесению платы за нахождение вагонов под таможенными операциями.
По расчетам ОАО "РЖД" стоимость платы составила 806 руб. (без НДС), кроме того НДС-18% - 145 руб. 08 коп. Всего-951 руб. 08 коп.
Для оплаты указанной суммы платы Ответчику направлялась претензия N 6139/Кбш НЮ от 19.10.2017 г., которая осталась без удовлетворения.
В материалы дела представлены все документы, стороны изложили свою позицию, отсутствует необходимость исследовать дополнительные документы и обстоятельства.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит -таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
В силу статьи 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, установлено, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
Работники железной дороги не имеют права выдавать грузополучателям грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.
Согласно таможенного законодательства (ч. 1-3, 5 ст. 225 ТК ТС), таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан предоставить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов после регистрации документов путём проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитных деклараций, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Кроме этого, в транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати (п. 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утв. приказом Гос. таможенного комитета РФ N 973 от 08.09.2003 г.)
Обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершённой после уведомления таможенного органа и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
Данные о том, что Истец уведомил Ответчика отражены в Книге уведомлений о прибытии грузов, которая приобщена в материалы дела с исковым заявление.
Доказательства проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара отражены в накладных, являющихся приложением N 6 к исковому заявлению.
В обосновании своей позиции Ответчик ссылается на ст. 20, 39 УЖТ РФ и п.5,6 Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 3/126/СТ.7089.
Однако, в соответствии со ст. 36 Устава ЖТ РФ, перевозчик (истец по данному делу) обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю (ответчику по данному делу). Данные мероприятия перевозчик должен успеть выполнить после завершения таможенных операций со стороны грузополучателя и до истечения срока доставки
груза. В противном случае, перевозчик будет нести ответственность, предусмотренную ст. 97 Устава.
Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность грузополучателей по внесению платы за нахождение вагонов под таможенными операциями.
Так, вагон N УТОЩ555252 (накладная 01360592). Согласно книги уведомлений о прибытии грузов указанной вагон прибыл 12.01.17г. в 16:30. Затем в 07:00 13.01.17г. перевозчик (истец) уведомил грузополучателя (ответчика по данному делу) о доставке груза. 13.01.2017 в 16:00 данный вагон был поставлен на простой в зоне таможенного контроля (ЗТК) и был оформлен акт общей формы N 131 от 13.01.2017 г. О фактическом выводе вагона N \Т0112555252 из ЗТК 16.01.2017 г. в 16:00 был составлен акт общей формы N132 от 16.01.2017 г.
Вагон N УТОШ555252 стоял в зоне таможенного контроля с 13.01.2017 г. 16:00 по 16.01.2017 г. в 16:00, то есть время задержки вагона по вине грузополучателя составило 72 часа.
От подписания актов общей формы, составленных по простою вагона N УТОШ555252 в ЗТК представитель Ответчика отказался. В своих разногласия к акту общей формы N131 Ответчик указал лишь на тот факт, что перевозчик в силу своих публичных обязанностей перед государством не может создавать для грузополучателя обязательств по оплате перевозчику расходов, понесенных им при выполнении этих обязанностей.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ (далее по тексту -УЖТ РФ) "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
Довод Ответчика о том, что АО "СИБУР-Транс" должен быть был освобожден от платы ввиду того, что срок доставки грузов был определен перевозчиком до 19.01.2017 г. не обоснован, поскольку сроки доставки груза в данном случае не применимы, и основанием для взыскания платы является не нахождение вагонов за пределами срока доставки груза, а нахождение вагонов под таможенными операциями после выполнения перевозчиком своих обязанностей, связанных с завершением процедуры таможенного транзита.
При этом, суд первой инстанции указал на аналогичные правила исчисления сроков доставки грузов ж.д транспортом, содержащиеся как в правилах исчисления сроков доставки грузов ж.д. транспортом N 27, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. (абз. 8, стр.4 решения), так и на Правила исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245 (абз.1, стр.5 решения).
Данный довод заявителя апелляционной жалобы не состоятелен и противоречит сведениям, имеющимся в материалах дела.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы судом не принимаются и не учитываются при принятии настоящего судебного акта.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-256320/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256320/2017
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "СИБУР-ТРАНС"