город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2017 г. |
дело N А32-35802/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лоткуб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу N А32-35802/2017, принятое в составе судьи Нигоева Р.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лоткуб" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N7 по Краснодарскому краю города Сочи о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лоткуб" (далее - общество, ООО "Лоткуб") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Краснодарскому краю города Сочи (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2017 N 24 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Лоткуб" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что требования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" не применяются к отношениям, возникшим между индивидуальным предпринимателем Щербаченко А.А. и ООО "Лоткуб" при исполнении договора поручения от 01.01.2017 в силу прямого указания закона, в связи с чем у общества отсутствовала обязанность использования специального банковского счета.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая служба указала на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Просила рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ходатайство налогового органа о рассмотрении жалобы в его отсутствие удовлетворено протокольно.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обстоятельств, установленных в рамках проверки, проводимой в отношении ИП Щербаченко А.А. на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере обращения наличных денежных средств, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю установлен факт получения ООО "Лоткуб" денежных средств от реализации ИП Щербаченко А.А. на основании агентского договора лотерейных билетов, минуя специальный банковский счет.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, налоговым органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2017 N 0-126 (т.1 л.д. 9).
Постановлением от 21.07.2017 N 24 (т.1 л.д. 6) общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит, в нарушении платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Санкцией данной нормы предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, обществу в качестве объективной стороны вменено неиспользование обществом, как поставщиком услуг, специального банковского счета для зачисления поступивших от граждан через платежного агента наличных денежных средств от продажи лотерейных билетов.
Отношения, возникающие в области организации и проведении лотерей, регулируются Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 138-ФЗ, под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закон N 138-ФЗ проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Оператором лотереи является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9 статьи 2 Закон N 138-ФЗ), а распространителем - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 10 статьи 2 Закона N 138-ФЗ).
Таким образом, договор между оператором лотереи и участником лотереи может заключаться через посредника (распространителя), которые занимаются лишь распространением лотерейных билетов, и не являются авторами лотерей, как и не являются собственниками наличных денежных средств, полученных при распространении (реализации) лотерей.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ)
В силу части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Понятия "плательщик", "платежный агент", "оператор по приему платежей" содержатся в статье 2 Закона N 103-ФЗ. Так, под плательщиком понимается физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; под платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператором по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлен запрет на прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем на основании договора поручения от 01.01.2017, заключенного с ООО "Лоткуб" за период с 22.05.2017 по 30.05.2017 приняты платежи физических лиц на общую сумму 39 095 рублей. Указанная денежная сумма переведена распространителем лотерей на счет общества, не являющийся специальным, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснениями предпринимателя, договором поручения, копией квитанции к приходно-кассовому ордеру.
Доказательств, опровергающих данные выводы, обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда о доказанности наличия в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными и обоснованными.
Проверив соблюдение налоговым органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела инспекцией в данном конкретном деле не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности контролирующим органом не допущено.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суд не усмотрел.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу А32-35802/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35802/2017
Истец: ООО "Лоткуб"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 7 по Краснодарскому Краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N7 по Краснодарскому краю города Сочи