г. Томск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А27-16807/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Полосина А. Л.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Толстогузовой Е. В.,
при участии:
от заявителя: Рябкова М. В., доверенность N 00/499 от 24.12.2015 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2017 года по делу N А27-16807/2017 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная
сетевая компания Сибири" (660021, Красноярский край, город Красноярск, ул. Бограда, 144-а, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (650993, Кемеровская область, город Кемерово, ул. Дзержинского, 4а, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, Кемеровская область, город Кемерово, пр. Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
о признании недействительным решения от 28.04.2017 N 18000034осс
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель, общество, страхователь, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного Учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - заинтересованное лицо, ГУ КРОФСС РФ, Фонд) от 28.04.2017 N 18000034осс о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное применение норм материального права, неверную оценку доводам и доказательствам, просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит вынести законное и обоснованное постановление.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения от 10.02.2017 N 34осс проведена выездная плановая проверка в отношении ПАО "МРСК Сибири" по месту нахождения филиала "Кузбассэнерго-РЭС" по вопросам правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлены акт от 29.03.2017 N 18000034осс, решение от 28.04.2017 N 18000034осс "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 32 219,03 руб. за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Этим же решением обществу предложено уплатить пени в сумме 33 123,52 руб. и недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 161 095,14 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку по оспариваемому решению произведено доначисление страховых взносов без предусмотренных законом оснований.
Апелляционная инстанция, поддерживая вывод суда первой инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ).
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.01.2016 N 2 утверждены формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов (зарег. Минюстом России 18.02.2016 N 41133).
Приложением N 18 к указанному Приказу, утверждена форма решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (форма 20-ФСС).
Согласно установленной форме, в мотивировочной части такого решения излагаются документально подтвержденные факты нарушений законодательства РФ о страховых взносах, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
При этом, исходя из требований части 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей этого Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что пунктом 3 резолютивной части решения от 28.04.2017 N 18000034осс (стр. 21), Обществу предложено уплатить 161 095,14 руб. недоимки по страховым взносам.
Содержание мотивировочной части оспариваемого решения позволяет заявителю достоверно определить мотивированные основания выявления и доначисления Фондом недоимки по страховым взносам в общей сумме 155 385,23 руб., в том числе по эпизодам проверки расходов, произведенных в виде денежной компенсации взамен бесплатной выдачи молока в сумме 115 361,52 руб.; проверки начисления страховых взносов на сумму оплаты санаторно-курортных путевок для работников организации в сумме 40 023,71 руб.
При этом, разница в сумме 5 709,91 (161 095,14 - 155 385,23) руб. приходится на пункт 1 мотивировочной части решения от 28.04.2017 N 18000034осс, содержание (изложение) которой не позволяет заявителю достоверно установить законные причины дополнительного начисления страховых взносов в спорной сумме.
Суд первой инстанции правильно указал, что ссылки Фонда на отдельные положения Федерального закона N 165-ФЗ, Федерального закона N 255-ФЗ, Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н), а также перечисление им размеров и периодов выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также при рождении ребенка ряду сотрудников филиала "Кузбассэнерго-РЭС" (Черных В. К., Солдатов М. П., Андреяшкин А. О., Пиданова И. В., Гераськина Л. В., Дочевский С. А., Лютикова И. Н., Клещенок Е. И., Уваров А. В., Лазаренко Н. И., Лазарев Е. О. и Губарева А. В.) не позволяют достоверно установить причины, по которым указанные расходы на цели обязательного социального страхования не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов.
Из материалов дела следует, что в указанной части решение Фонда не содержит ссылок (указаний) на документально подтвержденные факты выявленных им нарушений законодательства, а также на обстоятельства совершенного Обществом правонарушения.
Кроме того, отсутствует какое-либо мотивированное описание в части указанного эпизода и в акте проверки от 29.03.2017 N 18000034осс.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности Фондом вины общества в указанной части, и, как следствие, признал необоснованным начисление обществу страховых взносов в размере 5 709,91 руб., предложении уплатить указанную недоимку, а также пени и штраф.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, в силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
В статье 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя по обеспечению нормальных условий работы для выполнения норм выработки, в том числе по обеспечению условий труда, которые должны соответствовать требованиям охраны труда и безопасности производства.
Статьей 164 ТК РФ определено понятие гарантий и компенсаций, согласно которой под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В силу статьи 219 ТК РФ работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее - Постановление N 168), предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов; работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Порядок выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором (далее - Порядок), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н, Приложение N 2).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден Приказом N 45н (Приложение N 3).
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом N 45н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2010 N 245н, Приложение N 1).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенного в Приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основанием для выдачи молока является фактическая занятость на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в Перечне вредных производственных факторов.
Согласно пункту 13 Приказа N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Однако из данного положения не следует необходимость аттестации рабочих мест для принятия решения о выдаче молока.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Приказом директора филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" от 27.05.2013 N 759-к "О замене выдачи молока денежной компенсацией", изданным в соответствии с результатами аттестации рабочих мест 2011-2012 гг. (Приложение N 12), с 01.05.2013:
- введен перечень профессий и должностей, дающих право на получение денежной компенсации взамен бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, ранее утвержденный 25.04.2013 директором филиала и согласован 26.04.2013 председателем первичной профсоюзной организации (Приложение N 13);
- установлена денежная компенсация взамен бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов в размере 18,31 руб. с районным коэффициентом за каждую фактически отработанную в соответствующих условиях труда смену, независимо от ее продолжительности.
В дальнейшем, в связи с ростом индекса потребительских цен в экономике соответствующими приказами "Кузбассэнерго-РЭС" уточнялся размер денежной компенсации работникам филиала взамен бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов с районным коэффициентом за каждую фактически отработанную в соответствующих условиях труда смену, независимо от ее продолжительности, в том числе:
- с 01.10.2013 в размере 19,32 руб. (приказ от 12.09.2013 N 1494-к);
- с 01.07.2014 в размере 26,38 руб. (приказ от 25.07.2014 N 795-к);
- с 01.07.2015 в размере 26,91 руб. (приказ от 24.06.2015 N 811/1-к);
- с 01.10.2015 в размере 28,15 руб. (приказ от 01.09.2015 N 1159-к);
- с 01.10.2016 в размере 28,85 руб. (приказ от 25.10.2016 N 1558-к).
Приказом директора филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" от 26.02.2015 N 146, изданным в результате проведенной специальной оценки условий труда в 2014 году:
- признан утратившим силу перечень профессий и должностей работников филиала, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для которых установлена бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, ранее утвержденном 25.04.2013;
- принят в работу перечень профессий и должностей работников филиала, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для которых установлена бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, ранее утвержденном 16.02.2015 директором филиала и согласованным 28.01.2015 председателем первичной профсоюзной организации филиала (Приложение N 20).
Первичная профсоюзная организация филиала "Кузбассэнерго-РЭС" своего согласия на прекращение бесплатной выдачи молока не давала, что подтверждает факт согласования обозначенного выше перечня председателем профкома.
Совместное решение работодателя и профкома основано на том что:
- во-первых, у всех работников, которые включены в утвержденный перечень, вредный фактор установлен в трудовых договорах;
- во-вторых, результатами проведенной спецоценки условий труда установлены противоположные показатели вредных факторов в отношении работников с одинаковыми условиями труда.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, во избежание негативной реакции со стороны работников, а также руководствуясь положениями статей 2 и 3 ТК РФ о запрете дискриминации работников, работодатель с учетом мнения первичной профсоюзной организации обоснованно принял решение о выплате компенсации всем работникам, должности которых закреплены утвержденным 16.02.2015 перечнем:
- электрогазосварщик (совмещаемая профессия);
- слесарь по ремонту транспортных средств;
- водитель автомобиля;
- водитель ОВБ (совмещаемая профессия);
- тракторист;
- машинист бульдозера;
- машинист автокрана;
- машинист автовышки и автогидроподъемника;
- машинист БКМ;
- рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (при выполнении лакокрасочных, сварочных работ);
- слесарь по ремонту транспортных средств (при выполнении сварочных работ). Указанный перечень носит признаки локального нормативного акта и в силу статьи 5 ТК РФ подлежит обязательному применению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что не получив согласия профкома и приняв решение об отмене начисления компенсационных выплат за выдачу молока, работодатель нарушил бы требования пункта 13 Приложения N 1 к Приказу от 16.02.2009 N 45н и создал бы тем самым угрозу нарушения трудовых прав и социальных гарантий работников филиала, соблюдение которых гарантировано статьей 30 и 37 Конституции РФ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным заявление общества в рассматриваемой части.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статья 9 Закона N 212-ФЗ и статья 20.2 Закона N 125-ФЗ содержат перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Приказами филиала N 18 ГУ - Кузбасское региональное отделение ФСС РФ от 01.07.2014 N 1637 (на 2014 год), от 22.07.2015 N 1294 (на 2015 год) и от 12.07.2016 N 1937 (на 2016 год), филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в 2014-2016 гг. денежные средства в размере 3 166 536 руб., в том числе на санаторно-курортное лечение работников в размере 1 469 806 руб. (приложения N 21-23).
На указанные денежные средства Филиалом было приобретено 50 санаторно-курортных путевок, в том числе: в 2014 году - 16 путевок на общую сумму 483 840 руб.; в 2015 году - 17 путевок на общую сумму 496 366 руб.; в 2016 году - 17 путевок на общую сумму 489 600 руб.
Списки работников филиала, нуждающихся в направлении на санаторно-курортное лечение (с указанием рекомендаций по лечению) согласованы главными врачами ЗАО "Медико-санитарная часть "Центр здоровья "Энергетик" Криковцовым А. С. (в 2014 году), а также Агафоновой Т. Н. в 2015-2016 гг.
Как следует из материалов дела, безвозмездное предоставление работникам филиала "Кузбассэнерго-РЭС" в 2014-2016 гг. путевок на санаторно-курортное лечение в санаторий "Барнаульский" и санаторий-профилакторий "Инской" производилось Обществом в качестве социальных выплат в соответствии с пунктом 6.2.5. Коллективного договора филиала ПАО "МРСК Сибири" -"Кузбассэнерго-РЭС" на 2013-2015 гг. (с учетом продления на 2016 год) (приложения N 27-28); Стандартом организации 5.078/0-00 "Организация санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей. Положение" (Приложение N 29).
Кроме того, как усматривается из содержания трудовых договоров ряда работников "Кузбассэнерго-РЭС", которыми в 2014, 2015 и в 2016 гг. были получены санаторно-курортные путевки (соответственно Королев С. Г., Демьянов В. Н. и Сатина Н. Н.), оплата путевок не предусмотрена условиями трудовых соглашений, заключенными Обществом с указанными лицами (Приложения N 30-32).
Целью приобретения и оплаты "Кузбассэнерго-РЭС" санаторно-курортных путевок для своих работников является укрепление их здоровья, восстановление физических способностей, утраченных при выполнении трудовых обязанностей.
Таким образом, данные выплаты, произведенные в рассматриваемом случае обществом на основании коллективного договора, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников. Эти выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законами.
Поскольку в рассматриваемом случае между работниками общества и работодателем заключен коллективный договор, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица по делу, основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2017 года по делу N А27-16807/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16807/2017
Истец: ПАО "МРСК Сибири"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Красноярска, ИФНС по г. Кемерово