Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2018 г. N Ф02-601/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А33-11778/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края:
Клюева А.И., представителя по доверенности от 28.12.2016,
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Байкал": Казаковой В.М., представителя по доверенности от 24.05.2017, Некрасова А.С., представителя по доверенности от 24.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952), на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 июля 2017 года по делу N А33-11778/2017, принятое судьёй Петроченко Г.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал" (далее - ООО "Байкал", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - ответчик, министерство, апеллянт) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 N 45-з.
Истец иск поддержал, заявил об изменении исковых требований в части срока договора: просит заменить год 2019 на 2018 в связи с ошибкой в иске. Изменение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.07.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик, не опровергая необходимость заключения сторонами дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка в связи изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, считает, что суд первой инстанции необоснованно обязал заключить дополнительное соглашение в редакции ООО "Байкал". По мнению апеллянта, истцом неверно произведен расчет арендной платы, а именно истец необоснованно применил понижающие коэффициенты, учитывающие степень повреждения лесных насаждений 0,50 и 0,60. Более подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе, в ходатайстве об уточнении апелляционной жалобы и письменных пояснениях.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.10.2017.
Определениями (протокольными) от 03.10.2017, 09.10.2017, 22.11.2017 в судебном заседании объявлено об отложении до 09.10.2017, 22.11.2017 и 18.12.2017 соответственно.
Определением от 20.11.2017 в связи с очередным отпуском судьи Белан Н.Н., произведена замена судьи Белан Н.Н. на судью Бабенко А.Н.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлено с начала.
В судебном заседании представитель ответчика, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобы и письменных пояснениях, просил изменить решение, обязав стороны подписать дополнительное соглашение в редакции министерства, представленной суду апелляционной инстанции 21.11.2017.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал. Просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.07.2017 по делу N А33-11778/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает правомерным применение при расчете арендной платы понижающих коэффициентов 0,50 и 0,60, установленных в пункте 10 примечания к таблице 1 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.08.2008 между закрытым акционерным обществом "Совместное предприятие "Бива" (Арендатор) и агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 22.08.2008 N 1327 заключен договор аренды лесного участка N 45-3 (л.д.20-39).
Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации по 04.09.2054 включительно (пункт 26 договора аренды).
В пункте 2 договора аренды закреплено, что лесной участок площадью 36 026 га, расположен: Краевое государственное бюджетное учреждение "Невонское лесничество", Говорковское участковое лесничество в кварталах N N 93, 94, 95, 96, 97 (часть), 98 (часть), 99, 100, 101 (часть), 105 (часть), 106 (часть), 107 (часть), 108 (часть), 109 (часть), 110, 111, 112 (часть), 113 (часть), 114, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 (часть), 126 (часть), 127, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140 (часть), 141 (часть), 142, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155 (часть), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0306-2008-09-3355-1, и предназначен для заготовки древесины.
Пунктом 5 предусмотрено, что ежегодная арендная плата составляет 5 759 010 рублей, НДС не облагается.
Дополнительным соглашением N 1 от 27.05.2011 к договору аренды пункт 5 договора аренды изложен в следующей редакции (л.д.40-44): "5. Ежегодная арендная плата составляет 6 510 310 рублей, НДС не облагается"; пункт 6 договора дополнен абзацем следующего содержания: "арендные платежи подлежат уплате в срок до 15-го числа последнего месяца текущего квартала"; приложение N 4 изложено в новой редакции; абзац 2 пункта 15 изложен в следующей редакции: "за нарушение срока внесения арендной платы по Договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета 0,04% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки. До момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы".
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 г. N 550-П агентство лесной отрасли Красноярского края было реорганизовано путем присоединения к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В настоящее время правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края является министерство лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 г.
N 560-Р.
По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 45-3 от 26.08.2008 года, заключенному 07.04.2015 между АО "Совместное предприятие "Бива" и 000 "Байкал", права и обязанности Арендатора по договору аренды лесного участка N 45-3 от 26.08.2008 переданы ООО "Байкал" (л.д.45-48).
На основании приказа КГБУ "Невонское лесничество" N 70 от 19.05.2016 (л.д.61) комиссией проведено обследование части насаждений, находящихся в аренде ООО "Байкал" (договор аренды N 45-з от 26.08.2008), путем анализа состояния деревьев на пробных площадях в кв. 99 (часть 1 выдел 22), кв. 100 (часть 1 выдел 4), кв. 127 (часть выдела 16, 21, 25), кв. 141 (часть 1 выдел 1, часть 1 выдел 8, часть 1 выдел 9, часть 1 выдел 11), кв. 142 (часть 1 выдел 11, часть 1 выдел 13, часть 1 выдел 14, часть 1 выдел 18, часть выдела 21) Говорковского участкового лесничества КГБУ "Невонское лесничество" на общей площади 141,4 га., по результатам обследования 01.09.2016 составлен акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Красноярского края (л.д.49-59).
24.01.2017 комиссией, действующей на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 07.03.2014 N 1/125-од, составлен акт приемки работ по лесопатологическому обследованию в Невонском лесничестве (л.д. 60).
Акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Красноярского края 24.01.2017 утвержден первым заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края.
Как следует из названного акта, в результате обследования установлено, что таксационная характеристика насаждений не соответствует таксационному описанию, акты несоответствия прилагаются. Обследованные лиственничные, сосновые спелые и перестойные насаждения находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии - повреждены устойчивым низовым пожаром 4-10 летней давности высокой интенсивности, заселены стволовыми вредителями и поражены болезнями леса.
В КГБУ "Невонское лесничество" Говорковском участковом лесничестве в кв. 99 (часть 1 выдел 22), кв. 100 (часть 1 выдел 4), кв. 127 (часть выдела 16,21,25), кв, 141 (часть 1 выдел 1. часть 1 выдел 8, часть 1 выдел 9, часть 1 выдел 11), кв. 142 (часть 1 выдел 11, часть 1 выдел 13, часть 1 выдел 14, часть 1 выдел 18, часть выдела 21) на общей площади 141,4 га рекомендуется проведение сплошной санитарной рубки с общим выбираемым запасом древесины в объеме 44 266,0 куб. м.
При этом в данном акте отсутствуют сведения о степени повреждения насаждений выраженной в процентах.
Письмом от 13.02.2017 N МЛХ/2-945 (л.д.62), направленным в адрес КГБУ "Невонское лесничество", ответчик разрешает проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Говорковского участкового лесничества, арендная база ООО "Байкал", договор аренды N 45-з от 26.08.2008, в кв. 99 (часть выд. 22), кв. 100 (часть выд. 4 кв. 127 (часть выд.: 16,21,25), кв. 141 (части выд.: 1,8,9,11), кв. 142 (части выд.: 11ЛЗЛ4, 18,21) на общей площади 141,4 га с выбираемым запасом древесины в объеме 44 266,0 куб. м.
04.05.2017 года истец обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору аренды с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (л.д.63).
Письмом от 11.05.2017 N МЛХ/5-7044 (л.д.64) ответчик сообщил, что у него отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, в случае изменения количественных и качественных характеристик может быть изменен по решению суда.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, учитывая постановление Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти", Указ Губернатора Красноярского от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-УГ "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", абзац 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, пункты 1.1, 3.3 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края обоснованно исходил из того, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается, выводы суда в указанной части не обжалуются.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 3, частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, дал верную правовую квалификацию спорным правоотношениям, как возникшим из договора аренды лесного участка и подлежащих регулированию лесным законодательством, гражданским законодательством, в том числе главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса). На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы).
Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами, в ходе обследования части насаждений находящихся в аренде ООО "Байкал" в кв. 99 (часть 1 выдел 22), кв. 100 (часть 1 выдел 4), кв. 127 (часть выдела 16,21,25), кв, 141 (часть 1 выдел 1. часть 1 выдел 8, часть 1 выдел 9, часть 1 выдел 11), кв. 142 (часть 1 выдел 11, часть 1 выдел 13, часть 1 выдел 14, часть 1 выдел 18, часть выдела 21) Говорковского участкового лесничества КГБУ "Невонское лесничество" на общей площади 141,4 га, установлено, что таксационная характеристика насаждений не соответствует таксационному описанию. Обследованные лиственничные, сосновые спелые и перестойные насаждения находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии - повреждены устойчивым низовым пожаром 4-10 летней давности высокой интенсивности, заселены стволовыми вредителями и поражены болезнями леса. Рекомендовано проведение сплошной санитарной рубки с общим выбираемым запасом древесины в объеме 44 266,0 куб.м.
Письмом от 13.02.2017 N МЛХ/2-945, направленным в адрес КГБУ "Невонское лесничество", ответчик разрешает проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Говорковского участкового лесничества, арендная база ООО "Байкал", договор аренды N 45-з от 26.08.2008, в кв. 99 (часть выд. 22), кв. 100 (часть выд. 4), кв. 127 (часть выд.: 16,21,25), кв. 141 (части выд.: 1,8,9,11), кв. 142 (части выд.: 1, 13, 14, 18,21) на общей площади 141,4 га с выбираемым запасом древесины в объеме 44 266,0 куб.м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
04.05.2017 года истец обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору аренды с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Письмом от 11.05.2017 N МЛХ/5-7044 ответчик, ссылаясь на пункт 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации сообщил, что у него отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды, договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов может быть изменен по решению суда.
В соответствии с п. 3 статьи 74.1. Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заключение сторонами дополнительного соглашения к договору обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, и что спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Повторно исследовав материалы дела, учитывая сведения, отраженные в акте проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Красноярского края, а также пояснения представителя министерства, представленные суду апелляционной инстанции 06.10.2017 и 12.12.2017, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Между тем суд первой инстанции, обязывая министерство заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка в редакции истца, не учел, что истец при определении размера арендной платы применил понижающие коэффициенты.
В обоснование правомерности применения корректирующих коэффициентов истец ссылается на пункт 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению N 310.
Пунктом 10 примечаний к ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленным Постановлением N 310, предусмотрено, что при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты: 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов; 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов; 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов; 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов; 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов; 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов; 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов; 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов; 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов; 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Таким образом, Постановлением N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Истец при расчете арендной платы применил корректирующие коэффициенты 0,50 и 0,60, которые согласно пункту 10 могут применяться при степени повреждения лесных насаждений до 50% и 40% соответственно.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что лесные насаждения имеют степень поврежденности 40% и 50 %.
Как выше уже указывалось, мероприятия по защите лесов включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (пункт 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе проведение лесопатологических обследований (подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами (часть 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
По правилам части 1 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В развитие указанной нормы права Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 был утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований и форма акта лесопатологического обследования, вступивший в действие с 27.01.2017.
До указанной даты действовали сначала в период с 29.12.2007 по 15.05.2015 Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований, утвержденное приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство N 523), впоследствии, в период с 27.12.2015 по 26.01.2017 - Методический документ по обеспечению безопасности в лесах, утвержденный приказом Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 (далее - Методический документ N 182).
Приведенными нормативными правовыми актами как действующими, так и утратившими силу предусмотрено, что лесопатологические обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии Приказом Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах" (действовавшим на момент составления акта 01.09.2016) и в лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, планирования и обоснования лесозащитных мероприятий. В процессе лесопатологического обследования производятся: определение границ повреждений леса; учет численности вредителей и распространения болезней; оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения (поражения) вредными организмами) состояния лесов.
Аналогичные цели и задачи лесопатологического обследования установлены Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480. Согласно пунктам 7, 18, 47 Порядка проведения лесопатологических обследований и форма акта лесопатологического обследования в акте лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480, в акте указываются процент выборки деревьев по категориям состояния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений.
Как следует из приведенных нормативных правовых актов, одной из задач лесопатологического обследования является определение степени повреждения лесных насаждений с целью дальнейшей реализации мероприятий по защите лесов.
Таким образом, характеристики и степени поражения лесных насаждений должны быть зафиксированы в акте лесопатологического обследования с указанием необходимых санитарных мероприятий.
Представленный в материалы дела акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Красноярского края (л.д. 49-59) не содержит данных о степени повреждения лесных насаждений пожаром, выраженных в процентах, на основании которых можно было бы применять механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310.
Истец не наделен полномочиями по самостоятельному определению степени повреждения лесных насаждений и как следствие не вправе по своему усмотрению применять понижающие коэффициенты.
При таких обстоятельствах вывод суд первой инстанции о правомерности применения истцом понижающих коэффициенты 0,50 и 0,60 является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с доводами министерства относительно размера арендной платы в бюджет Красноярского края.
Годовой размер арендной платы по договорам аренды лесных участков складывается из двух частей:
1) минимальный размер арендной платы (начальная цена предмета аукциона), рассчитанный как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем заготавливаемой древесины, подлежащий зачислению в федеральный бюджет (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации, абзац 9 пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
2) размер арендной платы сверх минимального размера арендной платы, установленный по результатам аукциона как сумма, предложенная победителем торгов дополнительно к начальному размеру арендной платы, подлежащий зачислению в бюджет Красноярского края (статья 80 Лесного кодекса Российской Федерации, абзац 7 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с вышеизложенным, коэффициент конкурсного превышения размера арендной платы - это размер превышения сверх минимального размера арендной платы над минимальным размером арендной платы, рассчитываемый по результатам проведения открытых аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на заготовку древесины.
В соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса N 34 от 12.07.2005 ЗАО "СП "Бива" победило в торгах на заключение настоящего договора аренды с конкурсным предложением 6314,3 тыс. рублей, что составляет +71% от начальной суммы конкурса или же коэффициент конкурсного превышения 1,71.
В связи с тем, что при санитарных рубках отсутствуют основания для невнесения арендной платы в бюджет Красноярского края, министерством к арендной плате, рассчитанной по минимальным ставкам в федеральный бюджет был применен конкурсный коэффициент 1,71 для установления размера арендной платы в бюджет Красноярского края.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу дополнительное соглашение подлежит заключению в редакции, предложенной министерством.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 июля 2017 года по делу N А33-11778/2017 изменить. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Иск удовлетворить, обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края, заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 N 45-з, заключенного между ООО "Байкал" и Министерством лесного хозяйства Красноярского края в следующей редакции:
"1. Дополнить договор аренды лесного участка от 26.08.2008 г. N 45-з пунктом 5.1., изложив его в следующей редакции: "5.1. Арендная плата по сплошным санитарным рубкам на 2017-2018 гг. составляет 2 299 703 (два миллиона двести девяносто девять тысяч семьсот три) рубля 00 копеек".
2. Приложение N 3 к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 г. N 45-з на 2017-2018 гг. изложить в редакции, согласно Приложению N 1 к настоящему соглашению.
3. Приложение N 4 к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 г. N 45-з на 2017-2018 гг. дополнить согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению.
4. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора аренды лесного участка от 26.08.2008 г. N 45-з и вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
5. Настоящее Соглашение составлено в 3 (трех) подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон Договора, третий экземпляр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
6. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, действуют условия Договора.
Приложение N 1
к дополнительному соглашению к
договору аренды лесного участка от
26.08.2008 N 45-з
Приложение N 3
к договору аренды лесного участка
от 26.08.2008 N 45-з
Ежегодный объем заготовки древесины*
Хозяйство |
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м) |
||
всего |
в том числе |
||
сплошные рубки |
выборочные рубки |
||
I. Защитные леса | |||
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений | |||
Хвойное |
|
|
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
|
|
|
2. При уходе за лесами | |||
Хвойное |
|
|
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
|
|
|
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений | |||
Хвойное |
|
|
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
|
|
|
Всего по разделу I |
|
|
|
П. Эксплуатационные леса | |||
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений | |||
Хвойное |
61,9 |
61,9 |
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
12,9 |
12,9 |
|
Итого |
74,8 |
74,8 |
|
2. При уходе за лесами | |||
Хвойное |
|
|
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Хозяйство |
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м) |
||
всего |
в том числе |
||
сплошные рубки |
выборочные рубки |
||
Итого |
|
|
|
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений | |||
Хвойное |
40,591 |
40,591 |
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
40,591 |
40,591 |
|
Всего по разделу II |
115,391 |
115,391 |
|
III. Всего в защитных и эксплуатационных лесах | |||
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений | |||
Хвойное |
61,9 |
61,9 |
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
12,9 |
12,9 |
|
Итого |
74,8 |
74,8 |
|
2. При уходе за лесами | |||
Хвойное |
|
|
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
|
|
|
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений | |||
Хвойное |
40,591 |
40,591 |
|
Твердолиственное |
|
|
|
Мягколиственное |
|
|
|
Итого |
40,591 |
40,591 |
|
Всего но разделу III |
115,391 |
115,391 |
|
Арендодатель Арендатор
(подпись, печать) (подпись, печать)
Приложение N 2
к дополнительному
соглашению к договору
аренды лесного участка
от 26.08.2008 г. N45-з
Приложение N 4.1
к договору аренды лесного участка
от N
СРОКИ внесения арендной платы
(рублей)
Календарный план |
Арендная плата установленная по договору аренды лесного участка, -всего |
в том числе |
||
в местный бюджет |
в бюджет субъекта бюджет |
в федеральный бюджет Российской Федерации |
||
кроме того по санитарным рубкам: | ||||
1 15.03 |
574925,75 |
|
238712 |
336213,75 |
II 15.06 |
574925,75 |
|
238712 |
336213,75 |
III 15.09 |
574925,75 |
|
238712 |
336213,75 |
IV 15.12 |
574925,75 |
|
238712 |
336213,75 |
Итого: |
2299703 |
|
954848 |
1344855 |
Товарная структура ежегодной расчетной лесосеки по участку и расчет арендной платы.
порода Всего, м3 крупная средняя мелкая дрова Арендная
плата по мин.
кбм руб. руб. кбм руб. руб. кбм руб. руб. кбм руб. руб. ставкам, руб.
ООО "Байкал "
Район края- Богучанский Лесничество- Невонское
разряд такс: 4
Второй Восточно-Сибирский лесотаксовый район Ликвидный запас древесины (Корректирующий коэффициент) 1,05
Сплошные рубки 31 681 6 613 300 486 8 526 276 300 1 303 21 434 15 239 19 126 617 345
хвойные 31 681 6 613 300 486 8 526 276 300 1 303 21 434 15 239 19 126 617 345
лиственница 1 277 339 36.90р. 12 509 478 26,46р. 12 648 40 12,96р. 518 420 1,08р. 454 26 129
сосна 30 404 6 274 45.90р. 287 977 8 048 32,76р. 263 652 1 263 16,56р. 20 915 14 819 1,26р. 18 672 591 216
N дог. 45-з суд 31 681 6 613 300 486 8 526 276 300 1 303 21 434 15 239 19 126 617 345
Арендная плата по видам рубок (тыс. руб.)
величина повышающего сумма увеличения арендной платы Всего арендной
коэффициента (тыс. руб.) платы (тыс. руб.)
Сплошные рубки:
Минимальные ставки 617 345
с учетом корректирующего коэффициента ликвидного запаса древесины на корню 1,05*617 345 = 30 867, 30 867+617 345=617 345
с учетом коэффициента индексации устанавливаемый Правительством Российской 1,51*648 213 = 330 588, 330 588+648 213=978 801
Федерации ежегодно
Сверхминимальные ставки
Арендная плата в части превыш мин.ставки согласно протокола конкурса 1,71*978 801 = 694 949
Итого :
Минимальные ставки: 978 801
Сверхминимальные ставки: 694 949
Всего арендной платы: 1 673 750
Арендодатель: Арендатор:
Начальник отдела лесопользования и арендных отношений ООО "Байкал "
___________________________О.В. Борискина Д. Н. Устюгова
Расчет выполнен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1350 от 14.12.2016 г.
порода Всего, м3 крупная средняя мелкая дрова Арендная
плата по мин.
ставкам руб.
кбм руб. руб. кбм руб. руб. кбм руб. руб. кбм руб. руб.
Район края- Богучанский Лесничество- Невонское
разряд такс: 3
Второй Восточно-Сибирский лесотаксовый район Ликвидный запас древесины (Корректирующий коэффициент) 1,05
Сплошные рубки 8 910 1 795 107 416 2 605 108 722 460 9 635 4 050 5 103 230 876
хвойные 8 910 1 795 107 416 2 605 108 722 460 9 635 4 050 5 103 230 876
лиственница 891 42 48,24р. 2 026 340 34,38р. 11 689 82 17,10р. 1 402 427 1,26р. 538 15 656
сосна 8 019 1 753 60,12р. 105 390 2 265 42,84р. 97 033 378 21,78р. 8 233 3 623 1,26р. 4 565 215 221
N дог. 45-з суд 8 910 1 795 107 416 2 605 108 722 460 9 635 4 050 5 103 230 876
Арендная плата по видам рубок (тыс. руб.)
величина повышающего сумма увеличения арендной платы Всего арендной
коэффициента (тыс. руб.) платы (тыс. руб.)
Сплошные рубки:
Минимальные ставки 230 879
с учетом корректирующего коэффициента ликвидного запаса древесины на корню 1,05*230 876 = 11 544, 11 544+230 876=242 420
с учетом коэффициента индексации устанавливаемый Правительством Российской 1,51*242 420 = 123 634, 123 634+242 420=366 054
Федерации ежегодно
Сверхминимальные ставки
Арендная плата в части превыш мин.ставки согласно протокола конкурса 1,71*366 054 = 259 899
Итого :
Минимальные ставки: 366 054
Сверхминимальные ставки: 259 899
Всего арендной платы: 625 953
Арендодатель: Арендатор:
Начальник отдела лесопользования и арендных отношений ООО "Байкал "
___________________________О.В. Борискина Д. Н. Устюгова
Расчет выполнен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1350 от 14.12.2016 г.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11778/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2018 г. N Ф02-601/18 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "БАЙКАЛ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ